Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:27, дипломная работа
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Условия успешного формирования художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования………………………………………………………………………22
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……37
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....45 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………63
Литература…………………………………………………………………….…65
Приложение………………………………………………………………………70
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Шадринский государственный педагогический институт»
Кафедра теории и методики дошкольного образования
«Формирование самостоятельно художественно – творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник рисования»
Выпускная квалификационная работа
по направлению подготовки 050703 Дошкольная педагогика и психология
Березовская Татьяна Николаевна
студентка 5 курса заочного отделения
Допущена к защите Научный руководитель:
Протокол № _________ кандидат педагогических наук, доцент
«___» ________20__г. Касьянова Людмила Геннадьевна
Зав. кафедрой ________ Рецензент:
кандидат педагогических наук, профессор
Пономарева Людмила Ивановна
Шадринск 2013 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника…………………..…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования
1.3 Условия успешного формирования
художественно – творческой деятельности
у старших дошкольников средствами
нетрадиционной техники рисования………………………………………………………
Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельно художественно – творческой деятельности у старших дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования……………33
2.1. Констатирующий эксперимент…………
2.2. Формирующий эксперимент…………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.
В законе РФ «Об образовании»
определен в качестве принципа
государственной политики
Творчество есть реальное
Формирование творческой
Еще Аристотель подчеркивал,
В современной эстетико-
Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.
Изобразительная деятельность, богата по своему идейному содержанию и совершенна по художественной форме, формирует художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Изобразительная деятельность воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами рисования воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Цель выпускной
Объектом исследования: процесс освоения дошкольниками нетрадиционных техник рисования.
Предмет исследования: самостоятельная художественно творческая деятельность детей.
Гипотеза: Занятия по нетрадиционной техники рисования способствуют развитию специальных художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, если:
1) знакомить детей с особенностями нетрадиционных техник рисования;
2) организовать
специальные занятия по
3) диагностировать
и развивать художественно-
Гипотеза исследования обусловила постановку следующих задач
Задачи:
1. Проведение
анализа специальной и научной
литературы по проблеме
2. Проведение
исследовательской работы по
выявлению художественных
3. Разработка
путей развития творческих
4. Апробирование инновационных нетрадиционных техник рисования для старшего дошкольного возраста.
Решению задач будут способствовать методы исследования:
1. Всеобщие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественно–творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционной технике рисования;
2. Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования;
3. Частные:
изучение продуктов
Эксперимент проведен в МБДОУ ДСОВ «Северяночка» поселок Приобье ХМАО Тюменской области на базе старшей группы.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключения, списка литературы, приложения в виде конспектов занятий и работ детей нетрадиционной технике рисования.
Глава I. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности дошкольника
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре.
Что представляет собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к тому что творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное.
Л.С. Выготский определил творчество как деятельность, которая создает новое. «Все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека». Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии – детской психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд «Дети – художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900–х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта).
Л.С. Выготский считает, что деятельность детей может быть разделена на два вида:
- воспроизводящую (
- комбинирующую (творческую).
Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая – эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией. Виднейший психолог Б.М. Теплов, характеризуя творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо чтобы какая – то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие.
Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения. А.В. Запорожец утверждает, что «детское творчество существует», обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка.
По мнению В.Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – старший дошкольник изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку. Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для старшего дошкольника продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. К концу старшего дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.
Н.П. Саккулина считает, что к 5-6 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествование (у них изображение дополняется речью и приобретает игровой характер). Г.Гарднер называет их «коммуникаторами» и «визуализаторами». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, драматическое действие, общение; вторые сосредотачиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимание на окружающее. Это противопоставление можно проследить на конкретных детях, занимающихся в изостудии. Дети, склонные к сюжетно – игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве. Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.