Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева,
Введение 3
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1. Психолого - педагогические подходы к проблеме формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 7
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2. Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 25
Результаты опытно- экспериментальной работы. 34
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение .
Анализ опытно – экспериментальной работы показал, что занятия
(совместные
беседы, экскурсии) способствуют
развитию дошкольников, стимулирую
проявление знаний о труде
взрослых в процессе их
Таким
образом, опробированная методика позволила
повысить уровень представлений о труде
взрослых у детей разновозрастной группы.
Положительные результаты дают основание
говорить, что методика использования
занятий (совместных бесед, экскурсий),
как средства развития представлений
о труде взрослых была выбрана правильно.
Заключение.
Развитие представлений о труде взрослых относится к числу важных направлений трудового воспитания дошкольников, их социального развития в целом. В дошкольной педагогике имеется много средств для реализации этой задачи: занятия, этические беседы, вечера развлечений и др.
Проведенные на базе МДОУ ЦРР – детского сада «Филиппок»
№ 46 города Тулы исследования подтвердили значение занятий в развитии детей. Развитие дошкольников посредством занятий возможно лишь при развитии интереса к труду взрослых, расширении представлений о социальной значимости, процессе организации труда, орудиях труда. Поставленные в ходе исследования задачи позволили подойти к отбору содержания занятий и методам исследования.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей не имеют полного представления о труде взрослых (содержание, орудия труда, процесс организации). Наблюдение за работой воспитателей с точки зрения использования в воспитательно-образовательном процессе занятий по ознакомлению с трудом взрослых дали следующие результаты: практические работники в полной мере не уделяют должного внимания развитию представлений о труде взрослых по разным причинам.
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы в МДОУ ЦРР – детский сад «Филиппок» № 46 дает возможность сделать вывод, что все таки , основными формами ознакомления с трудом взрослых являются занятия. Но в условиях разновозрастной группы они проводятся отдельно в каждой возрастной группе, что осложняет процесс подготовки воспитателю и в результате чего теряется эффективность взаимообучения, ведь общения между детьми не происходит.
Констатирующий эксперимент показал необходимость проведения целенаправленной работы по обогащению детей знаниями о труде взрослых, процессе организации, орудиях труда.
При рассмотрении данной проблемы в МДОУ можно придти к заключению, что использование взаимообучения будет эффективным при специально организованной педагогической работе. Экспериментальная работа осуществлялась по трем направлениям:
- подготовка детей к организации и проведению занятий (совместных бесед, экскурсий);
- разработка занятий (совместных бесед, экскурсий), направленных на формирование представлений о труде взрослых, процессом организации;
- адаптация содержания занятий (совместных бесед, экскурсий) для дошкольников.
Для достижения поставленной цели использовались занятия, экскурсии на почту, в магазин, в парикмахерскую. При ознакомлении с трудом взрослых были использованы словесные (беседы), наглядные (показ иллюстраций), практические методы. Использовались формы и методы педагогического воздействия, способствующие развитию у детей конкретных представлений и вызывающие интерес к труду взрослых, процессу его организации.
Анализ опытно – экспериментальной работы показал, что занятия способствуют развитию представлений о труде взрослых, являются важным средством образования дошкольников. Такую работу необходимо проводить последовательно, систематично, в единстве воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностно-практическую сферы личности, с последующим закреплением представлений в повседневной жизни ДОУ, с использованием изобразительной, игровой деятельности.
Данное исследование
не является исчерпывающим изучением
всех аспектов, входящих в
рассматриваемую проблему. В
дальнейшей работе, считаем
необходимым, более широко
представить методические разработки,
направленные на развитие представлений
у детей разновозрастной группы о
труде взрослых с привлечением
других профессий (библиотекарь, бухгалтер,
учитель и д.р.
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ