Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева,

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1. Психолого - педагогические подходы к проблеме формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 7
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2. Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 25
Результаты опытно- экспериментальной работы. 34
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение .

Работа содержит 1 файл

Сосовой Анастасии Диплом.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

      Анализ  опытно – экспериментальной работы показал, что занятия 

(совместные  беседы, экскурсии) способствуют  развитию дошкольников, стимулирую  проявление знаний о труде  взрослых в процессе их организации.

      Таким образом, опробированная методика позволила  повысить уровень представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. Положительные результаты дают основание говорить, что методика использования занятий (совместных бесед, экскурсий), как средства развития представлений о труде взрослых была выбрана правильно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Заключение.

                   Развитие  представлений  о   труде  взрослых  относится   к  числу  важных  направлений   трудового  воспитания  дошкольников,  их  социального  развития  в  целом.  В  дошкольной  педагогике  имеется  много  средств  для  реализации  этой  задачи:  занятия,  этические  беседы,  вечера  развлечений  и  др. 

            Проведенные  на  базе  МДОУ ЦРР – детского сада «Филиппок»

        № 46 города Тулы исследования  подтвердили  значение  занятий  в  развитии  детей.  Развитие  дошкольников  посредством  занятий возможно  лишь  при  развитии  интереса  к  труду  взрослых,  расширении  представлений  о  социальной  значимости,  процессе  организации  труда,  орудиях  труда.  Поставленные  в  ходе  исследования  задачи  позволили  подойти  к  отбору  содержания  занятий и  методам  исследования.

            В  ходе  констатирующего  эксперимента  было  выявлено,  что  большинство  детей  не  имеют  полного  представления  о  труде  взрослых (содержание,  орудия  труда,  процесс  организации).  Наблюдение  за  работой  воспитателей  с  точки  зрения  использования  в  воспитательно-образовательном  процессе  занятий по ознакомлению с трудом взрослых дали  следующие  результаты:  практические  работники  в  полной  мере  не  уделяют должного внимания развитию представлений о  труде  взрослых по разным причинам.

            Анализ  планирования  воспитательно-образовательной  работы  в  МДОУ ЦРР – детский сад  «Филиппок» № 46 дает  возможность  сделать  вывод,  что все таки , основными  формами  ознакомления  с  трудом  взрослых  являются  занятия.   Но в условиях разновозрастной группы они проводятся отдельно в каждой возрастной группе, что осложняет процесс подготовки воспитателю и в результате чего теряется эффективность взаимообучения, ведь общения между детьми не происходит.

      Констатирующий  эксперимент  показал  необходимость  проведения  целенаправленной  работы  по  обогащению  детей  знаниями  о  труде  взрослых,  процессе  организации,  орудиях  труда.

            При  рассмотрении  данной  проблемы  в  МДОУ  можно придти  к заключению,  что использование взаимообучения  будет эффективным при специально  организованной  педагогической  работе.  Экспериментальная работа  осуществлялась  по  трем  направлениям:

      - подготовка  детей  к  организации  и  проведению  занятий (совместных бесед, экскурсий);

      - разработка  занятий (совместных бесед, экскурсий),  направленных  на  формирование представлений о труде  взрослых,  процессом  организации;

      - адаптация  содержания  занятий (совместных бесед, экскурсий)  для  дошкольников.

      Для  достижения  поставленной  цели  использовались занятия, экскурсии  на  почту,  в  магазин,  в  парикмахерскую.  При  ознакомлении  с  трудом  взрослых  были  использованы  словесные (беседы),  наглядные (показ  иллюстраций),  практические  методы.  Использовались  формы  и  методы  педагогического  воздействия,  способствующие  развитию  у  детей  конкретных  представлений  и  вызывающие  интерес  к  труду  взрослых,  процессу  его  организации.

            Анализ  опытно –  экспериментальной  работы  показал,  что  занятия способствуют  развитию  представлений  о  труде  взрослых, являются важным средством образования дошкольников.  Такую  работу  необходимо  проводить  последовательно,  систематично, в единстве воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностно-практическую сферы личности,  с  последующим  закреплением  представлений  в  повседневной  жизни  ДОУ, с использованием изобразительной, игровой деятельности.

            Данное  исследование  не  является  исчерпывающим  изучением  всех  аспектов,  входящих  в  рассматриваемую  проблему.  В  дальнейшей  работе,   считаем  необходимым,   более  широко  представить  методические  разработки,  направленные  на  развитие  представлений  у  детей разновозрастной группы о  труде  взрослых  с привлечением других профессий (библиотекарь, бухгалтер, учитель и д.р. 
 
 

                Литература

  1. Бондаренко, А. Воспитание детей в игре /А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Бреслав, Г. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников /Г. М. Бреслав//Вопросы психологии – 1984 - №3 – с.53.
  3. Буре,  Р. С.;  Година, Г. Н.  Учите  детей  трудиться: Пособие  для  воспитателя  детского  сада / Р. С. Буре. – М.: Просвещение,  1983.
  4. Васильева - Гангнус, Л. Азбука вежливости/Л. П. Васильева – Гангнус. – М., 1985.
  5. Введение  в  научное  исследование  по  педагогике / Журавлева. – М., 1988.
  6. Венгер, Л. Психология/Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М., 1988.
  7. Виноградова,  А. М.  Нравственно – трудовое  воспитание  детей  в  детском  саду / Р. С. Буре  и  др. – М. : Просвещение,  1987.
  8. Виноградова,  А. М.  Воспитание  нравственных  чувств  у  старших  дошкольников : Книга  для  воспитателя  детского  сада / А. М. Виноградовой – М. : Просвещение,  1989.
  9. Воспитание  гуманных  чувств  у  детей / Л. М. Прокашенко,  В. К. Которло. – Киев,  1981.
  10. Воспитание  дошкольников  в  труде / В. Г. Нечаева,  Р. С. Буре,  Л. В. Золик  и  др.: - 2 – е  изд.,  перераб.  и  доп. – М. : Просвещение,  1980.
  11. Дубровина,  И. В.,  Е. Е. Данилова.  Психология : Учебник  для  студентов  сред. – пед.  учебн.  заведений / И. В. Дубровиной – М. : Академия,  1999.
  12. Детство:  Программа  разв.  и  воспитания / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева,  Н. А. Ноткина – СПб : Издательство  Акциндент – 1995.
  13. Дошкольное воспитание: журнал № 12, 1983 г. /Статья Г. Макеевой, НИИ дошкольного воспитания. – с.83 – 85.
  14. Ежкова, Н. С. Эмоционально-ценностное развитие дошкольников. /Н. С. Ежкова -  Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000.
  15. Ежкова, Н. С. Помогите дошкольнику занять свое место/Н. С. Ежкова – Тула,1995.
  16. Ежкова, Н. С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика/ Н. С. Ежкова – Тула, 2006.
  17. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика/ Н. С. Ежкова – Тула, 2003.
  18. Ермолаева, М. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста/М. В. Ермолаева, Л.Г. Миланович. – М., 1996.
  19. Жуковская,  Р. И.  Родной  край:  Пособие для воспитателей  детского  сада / Р. И. Жуковская,  Н. Ф. Виноградова,  С. А. Козлова : 2 – е изд.,  перераб.  и доп. – М. : Просвещение,  1985.
  20. Запорожец, А. Избранные психологические труды: В 2-ух т./ А. В. Запорожец.- М., 1986, т. 1
  21. Золотнякова, А. Роль экспрессии в узнавании ребенком – дошкольником эмоциональных состояний /А. С. Золотнякова //Учебные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – Л., 1964.
  22. Козлова,  С. А.  Дошкольная  педагогика: Учебное  пособие для студентов средних педагогических  учебных заведений / С. А. Козлова,  Т. А. Куликова: 3-е изд.,  исправ.  и дополн. – М.:  Академия,  2001.
  23. Котлярова, С.  Ознакомление  детей  подготовительной  группы  с  трудом  взрослых / Дошкольное  воспитание  1973  № 7.
  24. Котлярова, С.  Ознакомление  с  трудом  взрослых / Дошкольное  воспитание  1974  № 12.
  25. Кошелева, А. О возможности развития эмоций в игре. /А. Д. Кошелева, Л. Абрамян. //Дошкольное воспитание. – 1982. - №3 – с. 30
  26. Кулагина, И. Возрастная психология/И. Ю. Кулагина – М.: Издательство УРАО, 1998.
  27. Краткий  психологический  словарь / сост.  Л. А. Карпенко.  Под  общ.  ред.  А. В. Петровского – М. : Политиздат,  1985.
  28. Краткий  словарь  по  философии / И. В. Блауберга,  И. К. Пантина – М. : Политиздат,  1979.
  29. Крутецкий,  В. А.  Психология – М. : Просвещение,  1980.
  30. Леонтьев,  А. Н.  Избранные  психологические  произведения : В  2 – х  т.  Т II – М. : Педагогика,  1983.
  31. Лихачев,  Б. Т.  Педагогика. Курс  лекций : Учебное  пособие  для  студентов  пед.  учебн.  заведений  и  слушателей  ИПК  и  ФПК – М. : Прометей,  1992.
  32. Логинова,  В. И.  Дошкольная  педагогика : Учебн.  пособие  для  студентов  пед.  ин-тов  / В. И. Логиновой – 2-е  изд.,  испр.  и  доп. – М. : Просвещение,  1998.
  33. Люблинская,  А. А.  Детская  педагогика : Учебное  пособие  для  студентов  пед.  ин-тов. – М. : Просвещение,  1971.
  34. Маркова, Т. Я.  Воспитание  трудолюбия  у  дошкольников : Книга  для  воспитателя  детского  сада. – М. : Просвещение,  1991.
  35. Маршак, С. Воспитание словом/С. Я. Маршак – М., 1961.
  36. Маслов, С.И. Выполнение студентами научно – исследовательской работы по педагогике: методические рекомендации для студентов. – Тула: Из – во Тул. гос.пед. ун – та им. Л.Н.Толстого, 2001. – 54 с.
  37. Меренков, А.  Формирование  нравственных  качеств  как  важный  аспект  подготовки  к  школе / Дошкольное  воспитание  2001 № 8.
  38. Мир детства: Дошкольник/ А. А. Хрипкова: Под редакцией А. А. Хрипковой. – М., 1979.
  39. Мир  природы  и  ребенок (Методика  экологического  воспитания  дошкольников): Учебное  пособие  для  педагогических  училищ / Л. А. Каменева,  Н. Н. Кондратьева – СПб. : Детство – пресс,  2000.
  40. Мир профессий: Человек – знаковая система / Сост. С.Н.Левиева. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 351  [1] с., ил.
  41. Мир профессий: Человек – техника / Сост. В.Е.Гаврилов. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 350 с., ил.    
  42. Михайленко,  Н. Я.;  Короткова,  Н. А.  Педагогика – М.,  1990.
  43. Михеев  Моделирование  и  методы  теорий  измерений  в  педагогике. - М.,  1986.
  44. Моя милиция. Сост. Н.Ф. Марков; - М.: Знание, 1981. – 48 с., ил. – (Нар. ун – т. Фак. «Твоя профессия», №5).
  45. Мухина, В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/В. С. Мухина – М.,1998.
  46. Мухина, В. детская психология/В. С. Мухина – М.: Просвещение, 1985.
  47. Немов, Р. Психология. Кн. 1. /Р. С. Немов – М., 1994.
  48. Николаева,  С. Н.  Теория  и  методика  экологического  образования  детей: Учеб.  пособие  для  студентов  высш. пед.  учебн. заведений. – М.: Академия,  2002.
  49. Нравственное  воспитание  в  детском  саду / В. Г. Нечаевой,  Т. А. Марковой. – М.: Просвещение,  1975.
  50. Островская,  Л. Ф.  Детские  интересы.  Как  их  развивать. / Р. С. Буре,  Л. Ф. Островская.  Воспитатель  и  дети – М.,  1985.
  51. Панков, В.А. Трудовое воспитание младших школьников: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
  52. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»/Под. ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2003.
  53. Педагогический  энциклопедический  словарь / Б. М. Бим – Бад – М. : Большая  российская  энциклопедия,  2002.
  54. План – программа образовательно – воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей / Сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. – СПб: Ацидент, 1997. – с. 221/ (Библиотека программы « Детство»).
  55. Поддъяков,  Н. Н.  Содержание  и  методы  умственного  воспитания  дошкольников – М.,  1980.
  56. Поддъяков,  Н. Н.  Умственное  вспитание  дошкольников / Н. Н. Поддъяков. – М. : Просвещение,  1984.
  57. Подласый,  И. П.  Педагогика.  Новый  курс : Учебник  для  студентов  пед. ВУЗов : В 2 книгах – М. : Владос,  1999 – Кн.2 : процесс  воспитания.
  58. Подласый,  И. П.  Педагогика.  : 100 вопросов – 100 ответов : Учебн. пособие  для  студентов  учебн. заведений – М. : Владос - пресс ,  2001 (Внимание,  экзамен!)
  59. Психология воспитания. /В. А. Петровский: Под редакцией В. А. Петровского. – М., 1995.
  60. Практикум  по  детской  психологии / Г. А. Урунтаевой – М. : Владос,  1995.
  61. Программа  воспитания  и  обучения  в  детском  саду / М. А. Васильева – М.: Просвещение,  1985.
  62. Психология  дошкольника:  Хрестоматия: Для  студ.  сред.  пед.  учеб.  заведений / Г. А. Урунтаева – 2 – е  изд.,  перераб.  и  доп. – М. : Академия,  2000.
  63. Рузская,  А. Г.  Развитие  общения  дошкольников  со  сверстниками / А. Г. Рузской – М.: Педагогика,  1989.
  64. Русскова, Л. В.  Трудовое  воспитание  детей  дошкольного  возраста / М. А. Васильевой. – М. : Просвещение,  1984.
  65. Селиванов,  В. С.  Основы  общей  педагогики . Теория  и  методика  воспитания:  Учеб.  пособие  для  студ.  высш.  пед.  учеб.  заведений / В. А. Сластенина – М.: Академия,  2000.
  66. Селиверстов, В. Речевые игры с детьми /В. Н. Селиверстов. – М.: «Владос», 1994.
  67. Сергеева, Д. В.  Воспитание  детей  дошкольного  возраста  в  процессе  трудовой  деятельности. – М. : Просвещение,  1987.
  68. Смыш, В.П. Моя профессия воспитатель детского сада: Кн. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 64 с.
  69. Современный  словарь  по  психологии / В. В. Юрчук – Минск. : Элайда,  2000.
  70. Стрелкова, Л. Войди в тридевятое царство. Начало пути. Кн. 1/Л. П. Стрелкова. – М.: «Новая школа», 1995.
  71. Субботский,  Е. В.  Нравственное  развитие  дошкольников.  Вопросы  психологии – М.,  1983.
  72. Талызина,  Н. Ф.  Педагогическая  психология : Учеб.  для  студ.  сред.  пед.  учеб.  заведений – 3-е изд., стереотип. – М. :  Академия,  2001.
  73. Урунтаева, Г. А.  Диагностика  психологических  особенностей  дошкольника: Практикум  для  сред.  и высш.  пед.  учебн.  заведений – 2-е изд.,  стереотип. – М.:  Академия,  1997.
  74. Урунтаева, Г. А.  Дошкольная  психология: Учеб.  пособие  для  студентов  сред.  пед.  учебн.  заведений. – 4 – е  изд.,  стереотип. - М.:  Академия,  1999.
  75. Урунтаева, Г. Практикум по детской психологии. /Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Прсвещение, 1995.
  76. Урунтаева, Г. Психология дошкольник: Хрестоматия /Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997.
  77. Учитель по имени Труд / Сост.: Л.Н.Гущин, В.Р.Хилтунен. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с. – ( Б – чка семейного чтения).
  78. Ушакова, О.С., Гавриш, Н.В.Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 224 с.(Серия «Вместе с детьми».)
  79. Федосеева,  Л.;  М. Рубцова.  Знакомить  ребенка  с  трудом  взрослых / Дошкольное  воспитание  1987  № 3.
  80. Харламов,  И. Ф.  Педагогика: Учебн.  пособие - 2-е  изд.,  перераб.  и  доп. – М.:  Высшая  школа,  1990.
  81. Чебышева, В. В.  Психология  трудового  обучения  (трудовые  умения  и  навыки  и  условия  трудового  обучения). – М. : Просвещение,  1969.
  82. Эльконин,  Д. Б.  Детская  психология – М.,  1960.
  83. Ядэшко, В. И.  Дошкольная  педагогика.  Учебн.  пособие  для  учащихся  пед.  училищ / В. И. Ядэшко,  Ф. А. Сохина. – 2-е  изд.,  испр.  и  доп. – М.: Просвещение,  1986.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              ПРИЛОЖЕНИЕ 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Информация о работе Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях