Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева,

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1. Психолого - педагогические подходы к проблеме формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 7
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2. Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 25
Результаты опытно- экспериментальной работы. 34
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение .

Работа содержит 1 файл

Сосовой Анастасии Диплом.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

     Производство  идей,  представлений,  сознания  первоначально  непосредственно  вплетено  в  материальную  деятельность  и  в  материальное  общение  людей,  в  язык  реальной  жизни.  Образование  представления,  мышления,  духовного  общения  людей  является  здесь  еще  непосредственно  порождением  материального  отношения  людей.  Первоначально  познание  свойств,  недоступных  непосредственно – чувственному  отражению,  является  прямым  результатом  действия,  направленного  на  практические  цели.  Познавательный  результат  таких  действий,  отражаемый  в  словесной  форме,  приобретает  характер,  резко  отличающий  его  от  результата  непосредственно – чувственного  отражения,  генерализуемых  в  соответствующих  чувственных  не  образованиях,  в  так  называемых  эйдетических  образах  и  представлениях.

     Формирующиеся  у  отдельных  людей  представления,  понятия,  идеи  подвергаются  отбору  и  уточнению  в  соответствии  с  критерием  уже  не  индивидуальной  практики,  а  несоизмеримо  более  широкой  и  богатой  практики  общественной.

     Таким  образом  представления  относятся  к  таким  психолого – педагогическим  понятиям,  которые  формируются  в  рамках  чувственного  познания.  Они  несут  функцию  не только  отражения основных  свойств объективного  мира,  но  и функцию познавательную,  организации когнитивной сферы дошкольников  в целом.  Тем не  менее представления обладают  самостоятельной ценностью,  как наглядное,  зрительное  отражение  мира.  Носят  осмысленный  характер,  обозначаются  словом  и  означают  менее  глубокое  знание,  чем  понятие. 
 
 
 
 
 
 

    1. Значение  занятий в разновозрастной  группе, как средства формирования представлений  о труде взрослых.

     В дошкольной педагогике для каждой возрастной группы разработано содержание знаний о труде взрослых, найдены не только  формы организации обучения по формированию представлений, но и методы, приемы. Однако все разработки касаются работы в одновозрастной группе детского сада. Что касается разновозрастной, здесь, несомненно, следует отметить исследования

В. Н. Аванесовой, Н. Ф. Виноградовой, М. В. Минкиной, О. И. Соловьевой. Основные формы организации  обучения, по мысли авторов, - фронтальные  занятия и экскурсии. Правда, в  этом случае работа педагога ограничивается, ведь группа его охватывает и детей раннего возраста, т. е. ему следует учитывать интересы всех возрастных групп.

      Разработанные занятия (см. исследования В. Н. Аванесовой) сыграли свою положительную роль, однако полностью проблемы не разрешили.

Во – первых, трудно, а порой просто невозможно реализовать все задачи обучения. Во – вторых, как известно, претворяя  дифференцированный подход, педагог  порой вынужден упрощать программный  материал. В – третьих, и подтверждение  тому – исследования Е. Я. Голант, Б. П. Есипова,

 И. М. Чередова, фронтальная форма организации  обучения имеет существенный  недостаток: проявляется тенденция  к единому темпу работы, идет  отсчет на равный уровень работоспособности,  на одинаковую подготовленность  всех обучаемых. Такого в реальной жизни разновозрастной группы не существует.

      Краткий анализ педагогической литературы показывает: в целом используемые методы работы дают определенный эффект. Однако формы  обучения нельзя механически переносить из одних условий в другие. Организационные формы обучения обретут эффективность, если будут учитываться специфические особенности разновозрастной группы.

      Занятия в разновозрастной группе сложны по своей организации. Сложность  проистекает, с одной стороны, из того, что педагогу приходится планировать в два раза большее количество занятий, с другой – из того, что он должен готовить для каждого занятия весь необходимый набор дидактического материала.

      Исследование, основывается на теоретических положениях дошкольной дидактики,  разработанных А. П. Усовой : обучение дошкольников может осуществляться при помощи двух групп дидактических средств. Характеристика п е р в о й группы : обучение ведет взрослый; характеристика

в  т о р  о й : обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач, т. е. влияние взрослого опосредуется игровыми действиями, правилами игры, работой с дидактическим материалом.

      Согласно  идее А. П. Усовой: в педагогическом процессе детского сада  должно быть эффективно использовано прямое обучение и обучение в дидактических играх. Отсюда вытекает необходимость поставить такую задачу: определить, какая нагрузка в программном материале ложиться на прямое обучение; какая роль отводится другим средствам развития представлений, какими они должны быть по содержанию и по функции. В процессе данных дидактических игр и будет проходить взаимообучение (Г.Макеева). Но это уже второстепенно, главное же значение отдается занятиям.

      Л. С. Выготский показал существенный признак обучения, тот факт, что оно создает « зону ближайшего развития », т. е. вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития, которые сейчас для него еще возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и в сотрудничестве с товарищами. Однако, проделывая внутренний ход развития, эти процессы становятся затем внутренним достоянием самого ребенка. Вот эта возможность в сотрудничестве подниматься на высшую ступень интеллектуальных возможностей, возможность перехода с помощью подражания от того, что ребенок умеет, к тому, чего еще не умеет, и составляет содержание  понятия « зоны ближайшего развития ». Подражание, если понимать его в широком смысле, - главная форма, в которой осуществляется влияние обучения на развитие. Подражание тесным образом связано с пониманием, оно возможно в области только тех действий, которые доступны пониманию.

      Таким образом, можно предположить: специально организованный процесс взаимообучения, основанный на взаимодействии и сотрудничестве детей разного возраста, будет раскрывать для разных возрастных групп « зону ближайшего развития ». Младшие дети, обучаясь у старших, путем подражания могут делать то, чего не умели делать самостоятельно, а старшие, обучая младших, смогут сделать ряд самостоятельных выводов и обобщений.

      На  занятиях активизируется главный психический  процесс – мышление.

Поэтому очень  важно отметить теорию Н. Н. Поддьякова о мыслительной деятельности детей  дошкольного возраста, в частности  выдвинутое им положение: в процессе мышления у детей одновременно функционируют формы знания, существенно развивающиеся степенью своей сформированности, зрелости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы.

     2.1. Выявление уровней  сформированности  представлений о  труде взрослых  у детей разновозрастной  группы.

     Констатирующий  этап опытно - экспериментальной работы проводился на базе МДОУ ЦРР - детского сада «Филиппок» № 46 города Тулы, в разновозрастной группе «Мишка». В эксперименте участвовала вся группа в количестве 10 человек. Из них: старшего дошкольного возраста - 7 человек, среднего дошкольного возраста - 3 человека.

Список  детей группы:

  1. Полина Р.          5 л. 4 мес.
  2. Гриша С.           5 л. 6 мес.
  3. Вика К.              5 л. 6 мес.
  4. Соня Г.              5 л. 7 мес.
  5. София У.           5 л. 5 мес.
  6. Артур К.            5 л. 8 мес.
  7. Зозия К.             5 л. 4 мес.
  8. Семён Л.            4 г. 7 мес.
  9. Ульяна Г.           4 г. 5 мес.
  10. Артём Л.            4 г. 3 мес.

   Цель  констатирующего  этапа эксперимента - выявление уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы.

   Задачами  констатирующего  этапа эксперимента являются:

  1. Определить актуальный уровень сформированности представлений о труде взрослых, для этого на основе показателей сформированности представлений о труде взрослых подобрать проверочные задания.
  2. Проанализировать полученные данные.

   Учитывая  то, что представления – наглядный  образ предметов или явлений 

    ( событий ) возникающий на основе прошлого  опыта ( данных ощущений и восприятий ) путем его воспроизведения в  памяти или воображении; для  проведения исследования формирования представлений о труде взрослых у детей обеих возрастных групп  были выделены следующие критерии и показатели:

            Таблица №1. Критерии и показатели для исследования

              формирования  представлений о  труде взрослых.

критерии Характер  представлений о труде взрослых Отношение к  труду взрослых
показатели точность  
отчётливость
полнота Наличие мимических, жестовых, пантомимических и речевых  действий
 

А так  же были выделены уровни оценки представлений  о труде взрослых.

Уровни  оценки представлений  о труде взрослых детей шестого года жизни (старший дошкольный возраст):

     Низкий  – нечеткое представление о трудовом процессе; ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними; речью - доказательством владеет недостаточно; не может объяснить, где и кем работают его родители; в чем ценность их труда; познавательное отношение к труду неустойчивое.

     Средний – ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде; стремится аргументировать свои суждения, интерес к труду взрослых устойчив.

      Высокий – ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых, имеет отчетливое представление о многообразии профессий, владеет речью – доказательством, верно обосновывает значимость труда, как социального явления.

Уровни  оценки представлений  о труде взрослых детей пятого года жизни 

( средний дошкольный  возраст ):

     Низкий  – ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (П. П. – повар, З. И. – няня ); отвечая на вопросы, может

Рассказать  о трудовом процессе; в поведении  отмечаются случаи небрежного отношения  к результатам чужого труда; помогает взрослым неохотно.

      Средний – ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений, в описательном рассказе о трудовом процессе испытывает затруднения, делает ошибки; в поведении проявляет уважение к взрослым, бережное отношение к результатам их труда.

      Высокий – ребенок различает профессии по существенным признакам, верно обосновывая свои суждения; свободно рассказывает о трудовых процессах; ярко выражает познавательный интерес к труду взрослых, технике; ребенок интересуется кем работают близкие ему люди, чем заняты на работе; охотно помогает старшим, тремится подражать умелому человеку, с уважением относится к труду взрослых.

      С целью решения задач констатирующего  этапа эксперимента у детей пятого года жизни использовались следующие методы: с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа, которая сопровождалась показом серии картинок (с изображением: повара, дворника, врача). Детям были предложены следующие вопросы:

Информация о работе Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях