Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева,
Введение 3
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1. Психолого - педагогические подходы к проблеме формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 7
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2. Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 25
Результаты опытно- экспериментальной работы. 34
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение .
Е. С. Решко считает, что в процессе развития представлений у детей сохраненный образ становится осмысленным и оформленным и является образом воссоздающего воображения. Характер действий, выполняемых дошкольником, различен. Они играют разную роль в воссоздании образов. У маленьких детей действия имеют обычно хаотический, пробовательный характер. По мере того, как уточняется задача – создать определенный искомый образ, действия приобретают более организованный, ориентировочно – исследовательский характер. А.С. Золотникова отмечает, что особую роль в сохранении и воссоздании ребенку образа (человека, животного, предмета) играет специально подобранное слово. Оно может лишь обозначать объект, т.е. быть его названием, но может быть использовано и для описания его внешнего облика или для характеристики внутренних черт.
Исследования А.А. Люблинской показали, что в формировании, сохранении и воспроизведении у ребенка образа человека или какого – либо животного важное значение имеет то, какое название было им дано. Если двух девочек в сказке «Морозко» назвать «прилежницей» и «ленивицей», их образы не только сохраняются у детей надолго, но становятся все более яркими и четко дифференцированными.
А.А. Люблинская, А.С. Золотникова при изучении детских представлений определили несколько их уровней, потому, как они характеризуют степень особенности ребенком сохраненных образов:
1.Уровень узнавания. Ребенок сохранил представление о предмете лишь на столько, что можно узнать его при повторном восприятии натуры или изображения.
2.Уровень вызванного (пассивного) воспроизведения. В ответ на знакомые вопросы у ребенка возникает искомый образ. Такие же представления возникают под влиянием какого – либо толчка из вне. В основе таких представлений лежат ассоциации по сходству или смежности. Такая опора на восприятие конкретных предметов совершенно необходима для деятельности воссоздающего воображения у дошкольников.
3.Уровень
свободного, произвольного использования
имеющихся представлений.
4.На высшем уровне творческого воспроизведения ребенок может расчленить сохранившийся образ и, выделив лишь какие – то его части, элементы, признаки включать их в новые комбинации, новые сочетания, создавая, таким образом, новые картины, фигуры, орнаменты, рассказы. Такие новые образы используются детьми в разных видах их творческой деятельности.
А.А.Люблинская считала, что в развитии представлений у ребенка на протяжении дошкольного периода происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем:
1.Увеличивается объем сохраняемых представлений.
2.Благодаря
развитию представления о
3.Представления
становятся связными и
4.Растет
подвижность сохраняемых
5.Становясь осмысленными, представления, все больше подчиняются управлению.
Л.А.Венгер
и В.С.Мухина показали механизм развития
представления у детей
Под влиянием усложнения деятельности ребенка и новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ним возникают задачи заранее построить замысел игры, рисунка, запомнить материал и потом его воспроизвести. Чтобы иметь возможность решить эти задачи, ребенок начинает пользоваться способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают складываться действия представлений, зарождаются активное воображение и память. В этом возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое состоит в воссоздании образов, описываемых в стихах, рассказах, сказках взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, материалов накопившихся в его памяти, и уровня понимания, что он слышит от взрослого, видит на картинках.
Отличительная
особенность образов
Элементы
представления ребенка
Таким образом, представление – это наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти и воображении. Постоянное возникновение наглядных образов помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному.
В отличие от восприятия, представление – достаточно ёмкое многоаспектное понятие. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему. Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее, чувственно – предметный характер представления позволяет классифицировать их по модальности (представления зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.). Опора на представления хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических средств. Преобразования представления играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуации [24].
Кроме научного, термин представление имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания. В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению [11]. Исключительная роль представления в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями представление составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Однако представление не проникает в сущность предмета. Для развития и функционирования представления необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего представление не может быть выражено в речи и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные движения и др.). Слово и знак позволяют углубить представление о действительности. В практике обучения представление, как правило, выступает в роли чувственной опоры при формировании понятий.
В дошкольном возрасте закладываются основные представления об окружающем мире, которые обеспечивают дальнейшее успешное умственное развитие ребенка [52]. Умственное воспитание может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Такого рода правилам подчиняется способ отличия одних представлений от других, сопоставление новых представлений о событии, предмете с прежними; деятельность, вызываемая стимулами, возникновение эмоций [53].
Образы представления отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчетливости, яркости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, от степени наглядных исходных образов восприятия [26], [27].
В работе Г. А. Урунтаевой говорится, что в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Оперируя образами и представлениями, мышление дошкольника становится внеситуативным, расширяются границы познания. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Вопросы рождаются и при нарушении сложившихся представлений, когда возникает противоречие между тем, что малыш видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями. Если новое представление совпадает со сформировавшимся только по некоторым признакам, а по остальным различается, появляется вопрос.
В развитии представления важную роль играет память. Эта связь происходит через механизм ассоциации, об этом говорит Мухина. Представление менее жестко связано с предметом и означает некоторое обобщение: одни свойства предмета, менее «заметные» и не удерживаемые памятью, в нем отбрасываются, другие, более важные, выдвигаются на первый план. Значение представления в процессе познания определяется тем, что оно дает человеческому сознанию возможность оперировать наглядно чувственными образами вещей или явлений без непосредственного контакта с ними. Представление носит осмысленный характер, оно обозначается словом, на его содержание влияют приобретенные человеком ранее знания, весь его практический опыт. Однако представление означает менее глубокое знание, чем понятие, в котором отражаются существенные свойства предметов в отвлечении от несущественных [70]. Представление не выходит за пределы чувственного познания. Тем не менее в процессе познания наряду с понятием, с логической абстракцией представление обладает самостоятельной ценностью, как наглядное, образно – зрительное отражение мира. Представление дает возможность сознанию выйти за пределы непосредственно данного, воспроизводить прошлое и предвосхищать будущее. Без представлений невозможны воображение и фантазия, а следовательно, невозможна и творческая деятельность.
В работах Л. А. Каменевой, П. Г. Саморуковой говорится, что представления детей о важнейших явлениях природы и общества тесно взаимосвязаны: обогащение, развитие какого – либо одного из них ведет к заметным положительным сдвигам в развитии других представлений. Эти основополагающие представления выступают как узловые точки умственного, нравственного, эстетического развития ребенка, образуя своеобразный каркас интеллектуально – нравственной сферы, который определяет восприятие и понимание окружающего мира, направление и особенности преобразований вновь приобретаемых знаний, сведений. Эти представления развиваются на протяжении всей жизни человека. Именно они создают преемственность умственного развития в различные периоды жизни и достаточно интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Эти образования в своем развитии тесно взаимосвязаны. Так, углубление представлений детей о таких важнейших явлениях ведет к существенной перестройке общих представлений об изменении и развитии предметов и явлений, общих представлениях, об их прошлом, настоящем, будущем, о строении вещества и т.д. Эти представления у детей выступают в виде догадок, предположений, не вполне ясных знаний.
Эти базовые представления дошкольников несут функцию не только отражения основных свойств объективного мира, но и функцию общей организации, познавательного опыта детей, организации их когнитивной сферы. Чрезвычайно важное обстоятельство заключается в том, что эти представления тесно связаны с формированием начальных форм общего подхода к познанию окружающего мира, своеобразной методологии познавательной деятельности, которую ребенок реализует при ознакомлении с различными предметами и явлениями. Дети часто обозначают произвольным словом новый объект, который они уже выделили, но который остается для ребенка еще в значительной мере неопределенным. Такая своеобразная фиксация только лишь возникающего представления, знаний имеет важное значение для их дальнейшего развития на основе взаимодействия с уже имеющимися знаниями ребенка в процессе его активной деятельности с окружающим миром.
Образы, представления, понятия – самые различные психические образования когнитивного характера, - будучи сформированы в процессе деятельности, приобретают относительную самостоятельность и могут вступать друг с другом во взаимодействие, обусловленное как внутренним строением этих образований, так и общей направленностью личности ребенка [26].