Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева,

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1. Психолого - педагогические подходы к проблеме формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 7
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2. Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 25
Результаты опытно- экспериментальной работы. 34
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение .

Работа содержит 1 файл

Сосовой Анастасии Диплом.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

     Е. С. Решко считает, что в процессе развития представлений у детей  сохраненный образ становится осмысленным  и оформленным и является образом воссоздающего воображения. Характер действий, выполняемых дошкольником, различен. Они играют разную роль в воссоздании образов. У маленьких детей действия имеют обычно хаотический, пробовательный характер. По мере того, как уточняется задача – создать определенный искомый образ, действия приобретают более организованный, ориентировочно – исследовательский характер. А.С. Золотникова отмечает, что особую роль в сохранении и воссоздании ребенку образа (человека, животного, предмета) играет специально подобранное слово. Оно может лишь обозначать объект, т.е. быть его названием, но может быть использовано и для описания его внешнего облика или для характеристики внутренних черт.

     Исследования  А.А. Люблинской показали, что в формировании, сохранении и воспроизведении у ребенка образа человека или какого – либо животного важное значение имеет то, какое название было им дано. Если двух девочек в сказке «Морозко» назвать «прилежницей» и «ленивицей», их образы не только сохраняются у детей надолго, но становятся все более яркими и четко дифференцированными.

     А.А. Люблинская, А.С. Золотникова при  изучении детских представлений  определили несколько их уровней, потому, как они характеризуют степень  особенности ребенком сохраненных  образов:

     1.Уровень  узнавания. Ребенок сохранил представление о предмете лишь на столько, что можно узнать его при повторном восприятии натуры или изображения.

     2.Уровень  вызванного (пассивного) воспроизведения.  В ответ на знакомые вопросы  у ребенка возникает искомый  образ. Такие же представления возникают под влиянием какого – либо толчка из вне. В основе таких представлений лежат ассоциации по сходству или смежности. Такая опора на восприятие конкретных предметов совершенно необходима для деятельности воссоздающего воображения у дошкольников.

     3.Уровень  свободного, произвольного использования  имеющихся представлений. Сохранение  осмысленных образов, их уточнение  и дифференцировка позволяют  детям использовать имеющиеся  у них представления в играх,  рисунках, рассказах.

     4.На  высшем уровне творческого воспроизведения ребенок может расчленить сохранившийся образ и, выделив лишь какие – то его части, элементы, признаки включать их в новые комбинации, новые сочетания, создавая, таким образом, новые картины, фигуры, орнаменты, рассказы. Такие новые образы используются детьми в разных видах их творческой деятельности.

     А.А.Люблинская считала, что в развитии представлений  у ребенка на протяжении дошкольного  периода происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем:

     1.Увеличивается  объем сохраняемых представлений.

     2.Благодаря  развитию представления о предметах  и явлениях, схематичные, слитные  и диффузные (расплывчатые, неясные)  у детей становятся все более  осмысленными, четкими, дифференцированными.  Они приобретают вместе с тем  все более обобщенный характер.

     3.Представления  становятся связными и системными  они могут быть объединены  в группы, категории и картины.

     4.Растет  подвижность сохраняемых образов.  Ребенок может свободно использовать  их в разных видах деятельности  и в разных ситуациях.

     5.Становясь  осмысленными, представления, все  больше подчиняются управлению.

     Л.А.Венгер и В.С.Мухина показали механизм развития представления у детей дошкольного  возраста и отметили следующее. В  этом возрасте представления еще  носят в основном непроизвольный, пассивный характер. Ребенок не ставит перед собой специальные задачи представить себе что–либо и не владеет необходимыми для этого действиями. Образы возникают в ходе игры, рисования, конструирования, слушания рассказов, сказок.

     Под влиянием усложнения деятельности ребенка и новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ним возникают задачи заранее построить замысел игры, рисунка, запомнить материал и потом его воспроизвести. Чтобы иметь возможность решить эти задачи, ребенок начинает пользоваться способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают складываться действия представлений, зарождаются активное воображение и память. В этом возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое состоит в воссоздании образов, описываемых в стихах, рассказах, сказках взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, материалов накопившихся в его памяти, и уровня понимания, что он слышит от взрослого, видит на картинках.

     Отличительная особенность образов представления  у ребенка – их яркость, эмоциональность, легкость возникновения и смены. Они возникают и меняются по любому поводу, буквально на каждом шагу. Одно из проявлений яркости, возникающих у ребенка образов представления, состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальное явление. Постоянное возникновение образов помогает ребенку узнавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Но отсутствие целенаправленных действий представления приводит к тому, что возникающие образы разрозненны. Они не объединяются в целостную картину, а зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом к появлению новых образов.

     Элементы  представления ребенка постепенно складываются в игровой, художественной, практической деятельности. Однако, они  еще не включены в сам процесс выполнения деятельности и зависят от внешних «толчков» - попадающихся на глаза предметов, случайных результатов собственных действий (Л.А. Венгер и В.С.Мухина).

     Таким образом, представление – это  наглядный образ предмета или  явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти и воображении. Постоянное возникновение наглядных образов помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному.

     В отличие от восприятия, представление – достаточно  ёмкое  многоаспектное  понятие.  В  отличие  от  восприятия,  представления  могут  носить  обобщенный  характер.  Если  восприятия  относятся  только  к  настоящему,  то  представления  относятся  к  прошлому  и  возможному  будущему.  Представления  отличаются  от  восприятия  значительно  меньшей  степенью  ясности  и  отчетливости.  Тем  не  менее,  чувственно – предметный  характер  представления  позволяет  классифицировать  их  по  модальности (представления  зрительные,  слуховые,  обонятельные,  тактильные  и  др.).  Опора  на  представления  хорошо  знакомых  сцен  или  мест  служит  одним  из  наиболее  эффективных  мнемонических  средств.  Преобразования  представления  играют  важную  роль  в  решении  мыслительных  задач,  особенно  тех,  которые  требуют  нового  «видения»  ситуации [24]. 

     Кроме  научного,  термин  представление  имеет  обиходное  значение  неполного,  приблизительного,  предварительного  знания.  В  процессе  познания  представление  является  переходной  ступенью  от  ощущения  и  восприятия  к  мышлению [11].  Исключительная  роль  представления в процессе  познания  состоит в том,  что с их  помощью мысленно  воссоздается  действительность  тогда,  когда ее  непосредственное  восприятие  невозможно.  Вместе  с  понятиями  представление  составляют  одно  из  условий,  обеспечивающих  ориентировку  в  действительности,  дают  основу  для  решения  теоретических  и  практических  задач.  Однако  представление  не  проникает  в  сущность  предмета.  Для  развития  и  функционирования  представления  необходимо  слаженное  взаимодействие  первой  и  второй  сигнальных  систем,  без  чего  представление  не  может  быть  выражено  в  речи  и  других  видах  знаковой  активности  человека (музыкальные  звуки,  рисование,  выразительные  движения  и  др.).  Слово  и  знак  позволяют  углубить  представление  о  действительности.  В  практике  обучения  представление,  как  правило,  выступает  в  роли  чувственной  опоры  при  формировании  понятий.

     В  дошкольном  возрасте  закладываются  основные  представления  об  окружающем  мире,  которые  обеспечивают  дальнейшее  успешное  умственное  развитие  ребенка [52].  Умственное  воспитание  может  быть  определено  как  группа  положений,  регламентирующих  формы  мысли  и  действия,  независимо  от  того,  на  какой  предмет  направлена  умственная  деятельность.  Такого  рода  правилам  подчиняется  способ  отличия  одних  представлений  от  других,  сопоставление  новых  представлений  о  событии,  предмете  с  прежними;  деятельность,  вызываемая  стимулами,  возникновение  эмоций [53].

     Образы  представления  отличаются  от  образов  восприятия.  По  содержанию  они  богаче  образов  восприятия,  но  у  разных  людей  они  различны  по  отчетливости,  яркости,  полноте.  Степень  наглядных  образов  представления  может  быть  различной  в  зависимости  от  индивидуальных  особенностей  человека,  от  уровня  развития  его  познавательных  способностей,  от  его  знаний,  от  степени  наглядных  исходных  образов  восприятия [26], [27].

     В  работе  Г. А. Урунтаевой  говорится,  что  в  дошкольном  возрасте  мышление  опирается  на  представления.  Оперируя  образами  и  представлениями,  мышление  дошкольника  становится  внеситуативным,  расширяются  границы  познания.  Рассуждение  начинается  с  постановки  вопроса.  Вопросы  рождаются  и  при  нарушении  сложившихся  представлений,  когда  возникает  противоречие  между  тем,  что  малыш  видит  или  узнает,  и  его  прошлым  опытом,  имеющимися  знаниями.  Если  новое  представление  совпадает  со  сформировавшимся  только  по  некоторым  признакам,  а  по  остальным  различается,  появляется  вопрос.

     В  развитии  представления  важную  роль  играет  память.  Эта  связь  происходит  через  механизм  ассоциации, об  этом  говорит Мухина.  Представление  менее  жестко  связано  с  предметом  и  означает  некоторое  обобщение:  одни  свойства  предмета,  менее  «заметные»  и  не  удерживаемые  памятью,  в  нем  отбрасываются,  другие,  более  важные,  выдвигаются  на  первый  план.  Значение  представления  в  процессе  познания  определяется  тем,  что  оно  дает  человеческому  сознанию  возможность  оперировать  наглядно  чувственными  образами  вещей  или  явлений  без  непосредственного  контакта  с  ними.  Представление  носит  осмысленный  характер,  оно  обозначается  словом,  на  его  содержание  влияют  приобретенные  человеком  ранее  знания,  весь  его  практический  опыт.  Однако  представление  означает  менее  глубокое  знание,  чем понятие,  в котором отражаются  существенные  свойства  предметов в отвлечении  от  несущественных [70].  Представление не  выходит за  пределы чувственного  познания.  Тем не  менее в процессе  познания  наряду  с понятием,  с логической  абстракцией  представление  обладает  самостоятельной  ценностью,  как  наглядное,  образно – зрительное  отражение  мира.  Представление  дает  возможность  сознанию  выйти  за  пределы  непосредственно  данного,  воспроизводить  прошлое  и  предвосхищать  будущее.  Без  представлений  невозможны  воображение  и  фантазия,  а  следовательно,  невозможна  и  творческая  деятельность.

     В  работах  Л. А. Каменевой,  П. Г. Саморуковой  говорится,  что  представления  детей  о  важнейших  явлениях  природы  и  общества  тесно  взаимосвязаны:  обогащение,  развитие  какого – либо  одного  из  них  ведет  к  заметным  положительным  сдвигам  в  развитии  других  представлений.  Эти  основополагающие  представления  выступают  как  узловые  точки  умственного,  нравственного,  эстетического  развития  ребенка,  образуя  своеобразный  каркас  интеллектуально – нравственной  сферы,  который  определяет  восприятие  и  понимание  окружающего  мира,  направление  и  особенности  преобразований  вновь  приобретаемых  знаний,  сведений.  Эти  представления  развиваются  на  протяжении  всей  жизни  человека.  Именно  они  создают  преемственность  умственного  развития  в  различные  периоды  жизни  и  достаточно  интенсивно  развиваются  в  дошкольном  детстве.  Эти образования в своем развитии  тесно взаимосвязаны.  Так,  углубление  представлений детей о таких важнейших явлениях  ведет к существенной  перестройке общих представлений об  изменении и развитии  предметов и явлений,  общих представлениях,  об  их  прошлом,  настоящем,  будущем,  о  строении  вещества  и  т.д.  Эти  представления  у  детей  выступают  в  виде  догадок,  предположений,  не  вполне  ясных  знаний.

     Эти  базовые  представления  дошкольников  несут  функцию  не  только  отражения  основных  свойств  объективного  мира,  но  и  функцию  общей  организации,  познавательного  опыта  детей,  организации  их  когнитивной  сферы.  Чрезвычайно  важное  обстоятельство  заключается  в  том,  что  эти  представления  тесно  связаны  с  формированием  начальных  форм  общего  подхода  к  познанию  окружающего  мира,  своеобразной  методологии  познавательной  деятельности, которую  ребенок  реализует  при  ознакомлении  с  различными  предметами  и  явлениями.  Дети  часто  обозначают  произвольным  словом  новый  объект,  который  они  уже  выделили,  но  который  остается  для  ребенка  еще  в  значительной  мере  неопределенным.  Такая  своеобразная  фиксация  только  лишь  возникающего  представления,  знаний  имеет  важное  значение  для  их  дальнейшего  развития  на  основе  взаимодействия  с  уже  имеющимися  знаниями  ребенка  в  процессе  его  активной  деятельности  с  окружающим  миром.

     Образы,  представления,  понятия – самые  различные  психические  образования  когнитивного  характера, - будучи  сформированы  в  процессе  деятельности,  приобретают  относительную  самостоятельность  и  могут  вступать  друг  с  другом  во  взаимодействие,  обусловленное  как  внутренним  строением  этих  образований,  так  и  общей  направленностью  личности  ребенка [26].

Информация о работе Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях