Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева,
Введение 3
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1. Психолого - педагогические подходы к проблеме формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 7
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2. Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 25
Результаты опытно- экспериментальной работы. 34
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение .
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Тульской области
ГОУ СПО
« Тульский педагогический колледж
№ 2»
Тема: «Формирование представлений о труде взрослых
у
детей разновозрастной
группы на занятиях
».
Сосова Анастасия Алексеевна
Специальность 050704- Дошкольное образование
Курс 4, группа «В»
Форма
обучения: очная
Научный руководитель:
Букетова
Э. Ю.
Научный консультант:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ПиПНО
ТГПУ им. Л. Н. Толстого -
Ежкова Нина Сергеевна
Тула, 2007
Введение
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1.
Психолого - педагогические подходы к
проблеме формирования
представлений о труде взрослых у детей
разновозрастной группы.
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2.
Методика формирования
Заключение. 37
Список литературы.
Приложение .
Введение
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду.
Анализ исследований дает основание говорить о том, что трудовое воспитание рассматривалось , как средство развития нравственных качеств: трудолюбия, заботливости и др. (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Л. И. Сайгушева); исследовался труд как вид детской деятельности (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Д. И. Сергеева и др.); выделены виды труда дошкольников: хозяйственно – бытовой, труд в природе, ручной труд и самообслуживание; рассматривались особенности взаимоотношений детей в труде (Р. С. Буре, Т. А. Репина). В работах В. И. Логиновой, Крулехт Н.Д. представлена система знаний о труде взрослых на основе причинно – следственных связей – преобразование предметов труда в процессе труда в его продукт. В работах Г. М. Годиной, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой и др. показана роль социально – значимой мотивации как основного компонента трудового процесса.
В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. Малыши быстро перенимают новые оценки результатов труда (выгодно – невыгодно и др.) и установки взрослых. Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества», поэтому в сложившихся условиях необходимо многое переосмыслить в организации педагогической работы, в том числе и в трудовом воспитании. Несмотря на переоценку многих ценностей нельзя игнорировать категорию вечных, абсолютных, среди которых труд и его нравственная и социальная значимость.
Важным средством формирования представлений о труде взрослых выступают занятия, поскольку это форма прямого обучения дошкольников, на которых следует преподносить то программное содержание, усвоение которого
требует от детей его глубокого осознания.
Организация
занятий в разновозрастной
В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской) свидетельствуют: пребывание в разновозрастной группе, с одной стороны благоприятно влияет на развитие младших детей, с другой – это еще не гарантия продуктивного взаимодействия и общения. Для возникновения реального, педагогически эффективного взаимодействия и общения между детьми разного возраста необходимы усилия педагога, направленные на организацию совместной деятельности.
Эти
данные позволяют предположить: специально
организованное педагогом взаимодействие
и общение детей можно
Цель исследования – подобрать и опробировать средства и методы организации и руководства занятиями в разновозрастной группе, эффективно влияющие на формирование представлений о труде взрослых.
Объект исследования – трудовое воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования –занятие, как основное средство формирования представлений о труде взрослых в разновозрастной группе.
Задачи исследования:
4.Провести работу, направленную на формирование представлений о труде взрослых в разновозрастной группе, на занятиях.
5.Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
Опытно-
экспериментальная работа
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
1.1.
Психолого-педагогические
подходы к проблеме
формирования представлений
о труде взрослых
у детей разновозрастной
группы.
Представление – достаточно емкое понятие. Анализ психологической и педагогической литературы показал, что понятие «представления» рассматривается в разных аспектах.
В психологическом словаре Карпенко Л. Я. дается следующее определение: представление – это образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или непродуктивного воображения.
Р.С.
Немов рассматривает
Л.А. Венгер, В.С. Мухина под представлениями понимают наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом.
По А.А. Люблинской «представления – наглядный образ предметов или явления (события) возникающей на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении. Различают единичные и общие представления. Единичные более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, но в них содержится некоторое обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих воспринятых отдельно объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений, как переходной ступени абстрактно – логического мышления. Представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые закономерные связи и отношения».
Характерными
особенностями ранних детских представлений
является их смутность, слитность, клочкообразность,
бессистемность, неподвижность. Эти
особенности представления
Исследования психологов (А.А. Люблинской, А.С.Золотниковой) показали, что у детей представление о предмете, не возникает как результат его пассивного отпечатка в мозгу, а для его формирования, также для его воспроизведения, ребенку необходимы практические – конструктивные – изобразительные действия.
Е.
И. Игнатьев отмечает, что воспроизведение
сохранившихся представлений