Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева,

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1. Психолого - педагогические подходы к проблеме формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 7
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2. Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 25
Результаты опытно- экспериментальной работы. 34
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение .

Работа содержит 1 файл

Сосовой Анастасии Диплом.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и науки Российской Федерации

          Департамент образования Тульской области

      ГОУ СПО  « Тульский педагогический колледж  № 2» 
       
       
       
       

    ВЫПУСКНАЯ   КВАЛИФИКАЦИОННАЯ   РАБОТА

 

     Тема:   «Формирование  представлений  о  труде  взрослых 

         у  детей разновозрастной группы на занятиях ». 
     
     
     
     
     
     

                                                       Выполнила:

                  Сосова Анастасия Алексеевна

                Специальность 050704- Дошкольное образование

                Курс 4, группа «В»

                Форма обучения: очная 

                Научный  руководитель:

                Букетова Э. Ю. 

                     Научный консультант:

                кандидат  педагогических наук,

                доцент  кафедры ПиПНО

                ТГПУ  им. Л. Н. Толстого  -

                Ежкова  Нина Сергеевна

                                                     
 
 
 
 
 
 
 

              Тула,  2007

              Содержание 
 

      Введение                                                                   3  

      Глава  I.      Теоретические основания проблемы формирования               представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных  педагогов и психологов. 7

      1.1.      Психолого - педагогические подходы к проблеме        формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы.                                                                 7                                            

        1.2.     Значение занятий в разновозрастной группе, как средства     формирования представлений о труде взрослых.      16

      Глава  II. Экспериментальное исследование формирования

        представлений о труде взрослых у детей разновозрастной  группы.              19

      2.1.    Выявление уровней сформированности представлений о труде                          взрослых у детей разновозрастной группы.          19

      2.2.   Методика формирования представлений  о труде взрослых у детей  разновозрастной группы.                                 25

      1. Результаты опытно- экспериментальной работы.               34

           Заключение.                   37

           Список литературы.                                                                                39

           Приложение .                                                                45                                                                                         
 
 

 

Введение

     Важным  направлением социального и познавательного  развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать  у  них  представление  о  сути  и  значении  трудовых  действий,  об  общественном  устройстве  жизни  в  целом.  По  мнению  В. И. Логиновой,  В. Г. Нечаевой  повседневные  наблюдения  ребенка  за  разнохарактерным  трудом  людей – обязательное  условие  трудового  воспитания,  при  этом  детям  необходимо  дать  достаточно  систематизированные  данные  о  труде  взрослых и  на  их  основе  сформировать  уважение  к труду,  его результатам,  к тем,  кто работает.  Знания  дошкольников  о труде взрослых  оказывают большое влияние на  развитие  у них правильного отношения к труду,  однако  они могут остаться  формальными,  если  ознакомление  с  трудовой  деятельностью  не  будет  осуществляться  последовательно,  систематично,  с  опорой  на  образное  мировосприятие  и  положительные  эмоции,  об  этом  говорят  В. Г. Нечаева,  Т. А. Маркова.  Наблюдению  за  трудом  взрослых,  объяснению  его  значения  в  жизни  людей  принадлежит  важная  роль  во  всестороннем  развитии  личности  ребенка.  В  работе  детского сада  имеются  свои  сложности  в  осуществлении  трудового  воспитания: значительная  часть  труда  взрослых  протекает  не  на  глазах  у  детей,  ограниченные  возможности  наблюдения  за  их  трудом.  Поэтому  необходимо  найти  пути  и  формы  приближения  дошкольников  к  труду  взрослых,  показав  его  общественную  значимость,  сущность  трудовых  действий,  результатов  труда,  определить  условия  наиболее  действенного  влияния  труда  взрослых  на  формирование  образных  представлений  о  нем.  Важное  значение  трудовому  воспитанию  придавал  К. Д. Ушинский,  который  во  многих  своих  работах  определил  теоретический  и  методологический  взгляд  на  труд  детей.  В  работе  В.Г. Нечаевой  говорится,  что  знания  дошкольников  о  труде  взрослых  оказывают  большое  влияние  на  формирование  у  них  правильного  отношения  к  труду.

           Анализ  исследований  дает  основание  говорить  о  том,  что  трудовое  воспитание  рассматривалось , как  средство  развития  нравственных  качеств: трудолюбия,  заботливости  и  др. (Р. С. Буре,  Т. А. Маркова,  Л. И. Сайгушева); исследовался  труд  как  вид  детской  деятельности (Т. А. Маркова,  В. Г. Нечаева,  Д. И. Сергеева  и  др.); выделены  виды  труда  дошкольников: хозяйственно – бытовой,  труд  в  природе,  ручной  труд  и  самообслуживание;  рассматривались  особенности  взаимоотношений  детей  в  труде (Р. С. Буре,  Т. А. Репина).  В  работах  В. И. Логиновой,  Крулехт Н.Д.   представлена  система  знаний  о  труде  взрослых  на  основе  причинно – следственных  связей – преобразование  предметов  труда  в  процессе  труда  в  его  продукт.  В  работах  Г. М. Годиной,  Р. С. Буре,  В. Г. Нечаевой  и  др.  показана  роль  социально – значимой  мотивации  как  основного  компонента  трудового  процесса.

     В  новых  социальных  условиях,  связанных  с  процессами  демократизации,  гуманизации  общественного  устройства,  произошли изменения в отношении к труду,  его социальной  значимости,  функций в обществе,  что не  могло не  отразиться  на  процессе  трудового воспитания  детей. Малыши быстро  перенимают    новые оценки  результатов труда (выгодно – невыгодно  и  др.)  и  установки  взрослых.  Дети  всегда  в  своих  играх,  помыслах – «зеркало  общества»,  поэтому  в  сложившихся  условиях  необходимо  многое  переосмыслить  в  организации  педагогической  работы,  в  том  числе  и  в  трудовом  воспитании.  Несмотря  на  переоценку  многих  ценностей  нельзя  игнорировать  категорию  вечных,  абсолютных,  среди  которых  труд  и  его  нравственная  и  социальная  значимость.

     Важным  средством формирования представлений  о труде взрослых  выступают  занятия,  поскольку это форма прямого обучения дошкольников, на которых следует преподносить то программное содержание, усвоение которого 

 

      требует от детей его глубокого  осознания.

     Организация занятий в разновозрастной группе процесс трудоемкий. Особенность разновозрастной группы всем известна: дети здесь живут и воспитываются в условиях постоянного общения со сверстниками и с ребятами другого возраста. Педагогические исследования (И.П. Деминой, Т. А. Марковой,

В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской) свидетельствуют: пребывание в разновозрастной группе, с одной стороны благоприятно влияет на развитие младших детей, с другой – это еще не гарантия продуктивного взаимодействия и общения. Для возникновения реального, педагогически эффективного взаимодействия и общения между детьми разного возраста необходимы усилия педагога, направленные на организацию совместной деятельности.

      Эти данные позволяют предположить: специально организованное педагогом взаимодействие и общение детей можно использовать в процессе ознакомления их с трудом взрослых. Взаимообучение может оказаться более эффективным воздействием, особенно в разновозрастной группе. 

     Цель  исследования – подобрать и опробировать средства и методы организации и руководства занятиями в разновозрастной группе, эффективно влияющие на формирование представлений о труде взрослых.

       Объект исследования – трудовое воспитание старших дошкольников.

     Предмет исследования –занятие, как основное средство формирования представлений о труде взрослых в разновозрастной группе.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу  по проблеме формирования представлений о труде  взрослых в разновозрастной группе.
  2. Выявить факторы, успешно влияющие на формирование представлений о труде взрослых в разновозрастной группе, на занятиях.
  3. Подобрать критерии и показатели представлений о труде взрослых и на их основе разработать проверочные задания для выявления уровня сформированности представлений о труде взрослых в разновозрастной группе.

     4.Провести  работу, направленную на формирование представлений о труде взрослых в разновозрастной группе, на занятиях.

     5.Проанализировать  полученные результаты.

    Методы  исследования:

    • Изучение психолого - педагогической литературы.
    • Педагогическое наблюдение.
    • Беседы.
    • Изучение документации детского сада.
    • Анкетирование родителей.

     Опытно- экспериментальная работа проводилась  на базе МДОУ ЦРР- детского  сада № 46 «Филиппок» города  Тулы.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава I.   Теоретические основания  проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

1.1. Психолого-педагогические  подходы к проблеме  формирования представлений  о труде взрослых  у детей разновозрастной  группы.  

     Представление – достаточно емкое понятие. Анализ психологической и педагогической литературы показал, что понятие «представления» рассматривается в разных аспектах.

     В  психологическом  словаре  Карпенко Л. Я.  дается  следующее  определение: представление – это  образы  предметов,  сцен  и  событий,  возникающие  на  основе  их  припоминания  или  непродуктивного  воображения.

     Р.С. Немов рассматривает представления  как процесс и результат воспроизводства  в виде образа какого – либо объекта, события, явления.

     Л.А. Венгер, В.С. Мухина под представлениями понимают наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом.

     По  А.А. Люблинской «представления – наглядный  образ предметов или явления (события) возникающей на основе прошлого опыта  (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении. Различают единичные и общие представления. Единичные более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, но в них содержится некоторое обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих воспринятых отдельно объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений, как переходной ступени абстрактно – логического мышления. Представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые закономерные связи и отношения».

     Характерными  особенностями ранних детских представлений  является их смутность, слитность, клочкообразность, бессистемность, неподвижность. Эти  особенности представления отчетливо  выступают в разных видах деятельности дошкольника, характеризуя как его память, так и воображение.

     Исследования  психологов (А.А. Люблинской, А.С.Золотниковой) показали, что у детей представление  о предмете, не возникает как результат  его пассивного отпечатка в мозгу, а для его формирования, также для его воспроизведения, ребенку необходимы практические – конструктивные – изобразительные действия.

     Е. И. Игнатьев отмечает, что воспроизведение  сохранившихся представлений есть специальный процесс. Сохранившийся  образ не всплывает в готовом виде, но восстанавливается, конструируется на основе сохранившихся следов. Такой процесс называют представлением.

Информация о работе Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях