Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева,
Введение 3
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1. Психолого - педагогические подходы к проблеме формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 7
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2. Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 25
Результаты опытно- экспериментальной работы. 34
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение .
Содержание беседы для детей шестого года жизни отличается от содержания беседы для детей пятого года жизни, т. к. содержание представлений о труде взрослых в этом возрасте отличается от содержания представлений детей пятого года жизни. А потому на констатирующем этапе эксперимента для изучения характера представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в свободное от занятий время были проведены следующие беседы. Индивидуально каждому ребенку предлагалось ответить на следующие вопросы:
Беседа
о работе строителей:
Беседа о работниках
сельского хозяйства :
Для выявления отношения детей к труду взрослых и в той, и в другой возрастной группе были использованы сюжетные картинки (на тему труда) во время их рассматривания для детей обеих возрастных групп предлагались вопросы:
На констатирующем этапе, по диагностике предложенной Л. М. Маневцовой, у детей шестого года жизни необходимо выявить:
А у детей пятого года жизни, также по Л. М. Маневцовой, для определения представлений важно выяснить, понимают ли дети значимость труда сотрудников детского сада (врач, повар, дворник), знают ли названия данных профессий, трудовые процессы, выполняемые этими людьми (направленность, содержание, структура).
Учитывая
выделенные ранее критерии и показатели
сформированности представлений о
труде взрослых, на основе изучения
методической литературы, были выделены
следующие компоненты, обязательные
при наличии у детей
При проведении беседы
Таким образом, дети недостаточно полно ориентируются в профессиях, большинство не осознает их социальную значимость, ценность профессии, особенно профессии связанные с сельским хозяйством. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий, профессиональной лексикой.
В
итоге, большинство детей не имеют
достаточно полных, исчерпывающих представлений
о труде взрослых, особую трудность
представляет выделение характерных
трудовых действий, результатов труда.
Это относится к работникам сельского
хозяйства. Характеризуя знакомые профессии,
дети недостаточно полно ориентируются
в трудовых средствах, прослеживается
бедность словаря, характеризующего специфику
профессий.
На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы по проблеме использования занятий, с целью познавательного развития дошкольников, а так же результатов констатирующего изучения состояния работы по данной проблеме в дошкольном учереждении, можно придти к заключению, что развитие представлений о труде взрослых требует специальной организованной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, с использованием различных средств.
Опытно – экспериментальная
В основу методики формирующего этапа эксперимента легли следующие принципы, выделенные Г. Макеевой:
Этапы формирующего
Основным
средством развития представлений
о труде взрослых являлись занятия.
Занятия ведущая форма
Педагог, планируя содержание
совместной деятельности
Групповая форма осуществлялась так: старшим детям сообщалось новое учебное содержание с установкой на то, что они должны будут передать его младшим. Например, одна из программных задач – ознакомление дошкольников с трудом взрослых. Чтобы познакомить детей с трудом работников почты педагог для старших воспитанников организовывал экскурсию на почту. Перед экскурсией проводился разговор со всеми детьми, направленный на то, чтобы у старших вызвать желание побывать на почте и затем рассказать о том, что увидели, своим товарищам, а у младших пробудить интерес к этой теме.
Благодаря такой организации обучения и старшие, и младшие дети с удовольствием общаются: последние задают вопросы, а первые на них отвечают. При этом малыши приобретают новые знания, а у старших эти знания закрепляются и обобщаются. Кроме того, у всех детей формируются навыки общения, самостоятельного и инициативного познания окружающего мира. Педагог воспитывал у детей уважение к людям труда. Следует, однако, подчеркнуть, что общение между детьми должно быть свободным, а руководство со стороны педагога – ненавязчивым, тактичным.
Учитывая тот факт, что в опытно
– экспериментальной работе
Процесс образовательной работы строился таким образом, чтобы дети пятого года жизни получали все знания от старших ребят. При проведении опытно – экспериментальной работы учитывалась разновозрастность детей и поэтому, на формирующем этапе эксперимента для детей шестого года жизни был разработан следующий план работы по формированию представлений о труде взрослых, он включал в себя:
А для детей пятого года жизни план формирования представлений о труде взрослых отличался, и он включал в себя: