Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева,

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1. Психолого - педагогические подходы к проблеме формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 7
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2. Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 25
Результаты опытно- экспериментальной работы. 34
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение .

Работа содержит 1 файл

Сосовой Анастасии Диплом.doc

— 240.00 Кб (Скачать)
  1. Кем работают эти люди?
  2. Как ты догадался (лась)?
  3. Кем работает Л. А. (имя повара)?
  4. Что делает Л. А. – повар в детском саду?
  5. Расскажи, как повар жарит котлеты?
  6. Для чего все люди работают?
  7. Что было бы, если все люди перестали бы работать?
  8. Кем работают твои мама и папа?

Содержание  беседы для детей шестого года жизни отличается от содержания беседы для детей пятого года жизни, т. к. содержание представлений о труде  взрослых в этом возрасте отличается от содержания представлений детей  пятого года жизни. А потому на констатирующем этапе эксперимента для изучения характера представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни в свободное от занятий время были проведены следующие беседы. Индивидуально каждому ребенку предлагалось ответить на следующие вопросы:

                  Беседа  о работе строителей:  

  1. Люди, каких  профессий работают на стройке?
  2. Расскажи, что делает каменщик?
  3. Расскажи, что делает маляр?
  4. Расскажи, что делает плотник?
  5. Почему на стройке много строителей?
  6. Какие машины нужны на стройке?
  7. Что будет, если все люди перестанут работать?

                Беседа о работниках сельского хозяйства : 

  1. Откуда  в городе хлеб?
  2. Расскажи, как его выращивают?
  3. Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб?
  4. Откуда фермеры получают машины?
  5. Зачем люди работают в городе и деревне?

Для выявления  отношения детей к труду взрослых и в той, и в другой возрастной группе были использованы сюжетные картинки (на тему труда) во время их рассматривания для детей обеих возрастных групп предлагались вопросы:

  1. Про что и какие картинки ты любишь рассматривать?
  2. Какие занятия в детском саду ты любишь?
  3. В какие игры ты любишь играть?
  4. Какие твои любимые книги?

На констатирующем этапе, по диагностике предложенной Л. М. Маневцовой, у детей шестого  года жизни необходимо выявить:

    • осознают ли дети значимость труда людей разных профессий (строители, работники почты, транспорта);
    • сформировано ли обобщенное представление о роли машин в труде (ускорение процесса получения результата труда, изучение его качества, облегчение труда человека);
    • обобщенность представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязей между его компонентами.

А у  детей пятого года жизни, также по Л. М. Маневцовой, для определения представлений важно выяснить, понимают ли дети значимость труда сотрудников детского сада (врач, повар, дворник), знают ли названия данных профессий, трудовые процессы, выполняемые этими людьми (направленность, содержание, структура).

      Учитывая  выделенные ранее критерии и показатели сформированности представлений о  труде взрослых, на основе изучения методической литературы, были выделены следующие компоненты, обязательные при наличии у детей представлений  о труде взрослых. При проведении бесед, а так же при анализе ответов детей учитывались данные компоненты (см. таблицу  №2 в приложении). Поэтому при отнесении детей к разным уровням сформированности представлений о труде взрослых, получилось, что к высокому уровню относятся – 0 человек, к среднему – 8 человек, к низкому – 2 человека. К высокому уровню относились дети, набравшие от 13 до 9 плюсов, к среднему от8 до 4 плюсов и к низкому от 3 до 0 плюсов.

        При проведении беседы большинство  детей (в основном дети шестого года жизни) не проявляли заинтересованность к теме разговора, общались без особого удовольствия (что, скорее всего, связано с тем, что дети имеют недостаточно представлений по теме бесед). Почти все дети часто отвлекались, отворачивались. Дети много двигались: прослеживались хаотичные движения руками, беспорядочные повороты телом. Отвечали неуверенно, скованно, проявляя явное безразличие к теме разговора. Как правило, отвечали неполными предложениями или одним словом, например Артур К. почти на все вопросы ответил: «Не знаю». Ответы детей отличались малой содержательностью, поверхностными сведениями. Например, отвечая на вопрос: «Скажи, для чего все люди работают?» Семён Л. связал работу с получением денег. Ульяна Г. ответила: «Чтобы дядей тети не ругали». При проведении беседы по серии картинок у детей пятого года жизни, дети назвали почти все профессии изображенные на картинках, затруднение при ответе вызвала картинка с изображением дворника.

      Таким образом, дети недостаточно полно ориентируются  в профессиях, большинство не осознает их социальную значимость, ценность профессии, особенно профессии связанные с сельским хозяйством. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий, профессиональной лексикой.

      В итоге, большинство детей не имеют  достаточно полных, исчерпывающих представлений  о труде взрослых, особую трудность  представляет выделение характерных  трудовых действий, результатов труда. Это относится к работникам сельского  хозяйства. Характеризуя знакомые профессии, дети недостаточно полно ориентируются в трудовых средствах, прослеживается бедность словаря, характеризующего специфику профессий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методика  формирования представлений  о труде взрослых у          детей разновозрастной  группы. 

             На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы по проблеме использования занятий, с целью познавательного развития дошкольников, а так же результатов констатирующего изучения состояния работы по данной проблеме в дошкольном учереждении, можно придти к заключению, что развитие представлений о труде взрослых требует специальной организованной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, с использованием различных средств.

             Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР – детского сада «Филиппок» № 46 города Тулы, в разновозрастной группе «Мишка». Количество детей в опытно – экспериментальной группе: детей пятого года жизни – 3 человека, детей шестого года жизни – 7 человек.

              В основу методики формирующего этапа эксперимента легли следующие принципы, выделенные Г. Макеевой:

  • Комплексного воздействия на эмоциональную, интеллектуальную и деятельностно – практическую сферы личности в формировании представлений у дошкольников;
  • Использование занимательных заданий;
  • Осуществление целенаправленной работы по отражению полученных впечатлений в игровой деятельности.

   Этапы формирующего эксперимента:

    1. Формирование представлений о труде взрослых у детей на занятиях.
    2. Закрепление представлений о труде взрослых в блоке совместной игровой деятельности (с педагогом).

Основным  средством развития представлений  о труде взрослых являлись занятия. Занятия ведущая форма организации  обучения не только в одновозрастной группе, но и в разновозрастной. При смежном комплектовании специфической особенностью обучения является сочетание общегрупповых (фронтальных) занятий с занятиями подгруппами. Взаимосвязь общегрупповых занятий и занятий с возрастными  подгруппами обеспечивается двумя способами их организации: 1) сначала занимается одна возрастная подгруппа и решаются специфические для данного возраста задачи, затем в занятие включается другая возрастная подгруппа, здесь решаются общие задачи для всех детей; 2) сначала занимается вся группа, затем средние дети уходят играть, а старшие продолжают заниматься с педагогом. Такая организация обучения позволяет правильно дозировать учебную нагрузку для детей разного возраста, предупреждая их утомление, а так же решать учебные задачи, специфические по отношению к дошкольникам отдельных возрастных групп. Эффективность обучения значительно повышается при наличии межвозрастного взаимодействия детей, включая взаимообучение. Для последнего всегда требуется, чтобы один ребенок принимал на себя задачу научить, другой – задачу научиться. Старшие дошкольники, у которых в силу разных причин не складываются равноправные отношения со сверстниками, всегда охотно принимают на себя задачу научить чему – либо младших, особенно тех, к кому испытывают чувство симпатии. В связи с этим надо подчеркнуть, что, поскольку результат в значительной мере зависит от того, устанавливается ли между младшим и старшим ребенком доброжелательные отношения, объединять дошкольников надо с учетом уже сложившихся симпатий, личного интереса. Еще одно условие, которое нужно учитывать педагогу: это то, что старшие должны владеть тем учебным содержанием, которое будут передавать младшим, и что оно должно быть доступно последним. Воспитатель может использовать две формы организации взаимообучения: индивидуальную, при которой дети объединяются в пары (старший и младший) и процесс обучения строится на основе прямого взаимодействия старшего ребенка с младшим; групповую, при которой процесс обучения строится на основе опосредованного – через педагога – общения детей.

           Педагог, планируя содержание  совместной деятельности старших  и младших детей, учитывал опыт  и тех и других. Стремился к  тому, чтобы и младшие, и старшие  получали удовольствие от взаимного  сотрудничества.

           Групповая форма осуществлялась так: старшим детям сообщалось новое учебное содержание с установкой на то, что они должны будут передать его младшим. Например, одна из программных задач – ознакомление дошкольников с трудом взрослых. Чтобы познакомить детей с трудом работников почты педагог для старших воспитанников  организовывал экскурсию на почту. Перед экскурсией проводился разговор со всеми детьми, направленный на то, чтобы у старших вызвать желание побывать на почте и затем рассказать о том, что увидели, своим товарищам, а у младших пробудить интерес к этой теме.

          Благодаря такой организации  обучения и старшие, и младшие  дети с удовольствием общаются: последние задают вопросы, а  первые на них отвечают. При  этом малыши приобретают новые  знания, а у старших эти знания  закрепляются и обобщаются. Кроме того, у всех детей формируются навыки общения, самостоятельного и инициативного познания окружающего мира.  Педагог воспитывал у детей  уважение к людям труда. Следует, однако, подчеркнуть, что общение между детьми должно быть свободным, а руководство со стороны педагога – ненавязчивым, тактичным.

         Учитывая тот факт, что в опытно  – экспериментальной работе участвует  разновозрастная группа, была выбрана  следующая методика, состоящая из  двух взаимосвязанных между собой  звеньев, которое предусматривает проводить:

  • Занятия и экскурсии только с детьми шестого года жизни, цель которых – дать знания о труде взрослых и сформировать желание передать эти знания младшим товарищам, т. е. принять позицию обучающего.
  • Занятия (беседы) совместно с детьми пятого и шестого года жизни, цель которых – посредством взаимообучения передавать свои знания младшим.

Процесс образовательной работы строился таким  образом, чтобы дети пятого года жизни  получали все знания от старших ребят. При проведении опытно – экспериментальной работы учитывалась разновозрастность детей и поэтому, на формирующем этапе эксперимента для детей шестого года жизни был разработан следующий план работы по формированию представлений о труде взрослых, он включал в себя:

    1. Экскурсия на почту.
    2. Целевая прогулка на шоссе.
    3. Занятие «Труд колхозников».
    4. Целевая прогулка в магазин.
    5. Занятие «Ознакомление с транспортом».
    6. Экскурсия на пост работника ГИБДД.
    7. Экскурсия в парикмахерскую.

А для  детей пятого года жизни план формирования представлений о труде взрослых отличался, и он включал в себя:

  1. Занятие «Печем печенье».
  2. Занятие по рассказу Л. Кон «Как хлеб растет».
  3. Совместная беседа о труде хлеборобов.
  4. Совместная беседа о труде работников аэрофлота.
  5. Занятие в форме маршрутной игры « Откуда хлеб пришел ?».
  6. Занятие в форме игры «Машины – помощники человека».
  7. Занятие в форме игры «Что сделано трудом человека ?».

Информация о работе Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях