Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева,
Введение 3
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1. Психолого - педагогические подходы к проблеме формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 7
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2. Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 25
Результаты опытно- экспериментальной работы. 34
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение .
А так же совместные беседы проводились сразу после проведения экскурсий у детей шестого года жизни.
Особое место при формировании представлений о труде взрослых отводится экскурсиям. Это своеобразная форма занятий, которая имеет свои сложности в проведении. Как и любое занятие экскурсия требует тщательной его подготовки, планирования. При анализировании документации дошкольного учереждения (в частности воспитательно – образовательных планов) можно констатировать тот факт, что экскурсии используются очень редко. Одна из ведущих причин этого факта – боязнь за жизнь и здоровье детей. Тем не менее, данная форма занятия использовалась при проведении опытно – экспериментальной работы. Поскольку экскурсия это сложная форма организации обучающего процесса при её проведении было выделено несколько этапов:
- Осмотреть здание почты, окна, вывеску, чем отличаются окна почты от окон квартир, почему на вывеске написано «отделение связи»?
Перед проведением экскурсий заранее посещалось место, заранее организовывались беседы с работниками той или иной профессии. Их знакомили с вопросами, которые им будут задавать, предлагалось подготовить ответы, доступные детскому пониманию. Перед экскурсией воспитатель подбирал варианты художественных предложений, обеспечивающих осознание детьми значимости той или иной профессии в ярких, эмоционально насыщенных образах, продумывал содержание беседы, вопросы, отбирал предметы, на которых будет акцентироваться внимание детей. Тем самым определялся объем информации. Который должен быть передан детям на каждом этапе проводимых экскурсий. Рассказ воспитателя должен быть не только познавательным, но и эмоционально насыщенным, что позволит заинтересовать детей спецификой труда взрослых, развить ценностное отношение к профессии.
Подготовка детей к экскурсии заключалась в повторении правил поведения на улице и в общественных местах, готовились пособия к проведению экскурсий, атрибуты (флажки). Детям сообщалась:
По возвращении с экскурсии в дошкольное учереждение организовывались совместные беседы, с целью осуществления закрепления представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни и развития представлений о труде взрослых у детей пятого года жизни.
Беседы с детьми проводились по следующему плану:
По ходу проведения беседы дети пятого года жизни задавали свои вопросы детям шестого года жизни.
С детьми пятого года жизни проводилось занятие на тему «Печем печенье». Цель: формировать у детей представление о том, как из муки повара приготовляют различные кондитерские изделия; воспитывать бережное отношение к хлебу. Материал: тесто для печенья, разделочные доски, скалки, формочки, лист для выпечки печенья, фартуки, колпаки.
Ход занятия:
Воспитатель говорит детям, что сегодня они будут работать с тестом – делать печенье. Показывает тесто обращает внимание на то, что оно белое, мягкое (можно раскатать скалкой). Задает вопросы: «Кто приготовил это тесто? Из чего повар приготовил это тесто? Из чего делают муку? Откуда берется пшеница?»
Далее идет процесс раскатывания теста, изготовления печенья, затем оно относится на кухню. После того, как печенье будет готово, они угощают старших детей; рассказывают, как работали. Воспитатель задает вопрос: «Кто, кроме средних детей, потрудился, чтобы мы сейчас могли есть это печенье?»
Аналогично
проводились и другие занятия
(См. приложение).
Цель контрольного этапа эксперимента – провести диагностику сформированности представлений о труде взрослых. У детей разновозрастной группы.
Задачи контрольного этапа эксперимента:
На данном этапе проводилось контрольное обследование детей. Методика проведения контрольного исследования совпадала с методиками используемыми в констатирующем и формирующем экспериментах. Различия заключались в измененных вопросах. Детям обоих возрастов было предложено ответить на следующие вопросы:
Во взрослой жизни дети видят себя милиционером, продавцом, воспитателем, врачом, водителем, парикмахером, поваром.
Ульяна Г. при ответе на второй вопрос сказала, что продавец должен вежливо разговаривать, помогать покупать. Гриша С. сказал, что милиционер должен хорошо стрелять, знать приемы борьбы, чтобы защищать людей. Полина Р. сказала, что парикмахер должен советовать клиенту, какая прическа ему идет, должен уметь делать разные красивые прически.
В ответах на третий вопрос прозвучало понимание детьми социальной значимости профессии, и именно эта сторона нравится детям. В частности, Соня Г. считает, что парикмахер делает людей красивыми, они больше нравятся себе и другим людям. Софии У. Нравится, что воспитатель много играет с детьми, учит и воспитывает их. Зозие К. нравятся врачи тем, что они помогают людям, когда те болеют, спасают им жизнь, делая различные операции.
При ответе на вопрос: «Трудно ли ходить на работу?» все дети ответили, что трудно, потому что люди устают, но идти надо. Обобщенный ответ на пятый вопрос звучит так: «Если бы люди не ходили на работу, им было бы еще тяжелее, потому что все приходилось бы делать самим, везде водить за собой детей, ведь детский сад не работает, не всех больных смогли бы вылечить, одежда и прическа не у всех были бы такие красивые, как сейчас».
Так же, следует отметить положительную динамику в эмоциональном проявлении детей, они с интересом общаются по данной теме беседы, не отвлекаются во время разговора. С охотой рассказывают о понравившейся профессии.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали не значительные, но позитивные сдвиги в уровнях сформированности представлений о труде взрослых.
Таблица № 3. Результаты контрольного этапа эксперимента.
Уровни | До эксперимента | После эксперимента |
число | число | |
Высокий | 0 | 1 |
Средний | 8 | 9 |
Низкий | 2 | 0 |
Анализ
результатов показал
Артур К. и Зозия К. имели представления о труде людей основных профессий (няня, повар), знали название профессий и материал труда, то теперь они имеют представления о результате труда для общества. Проявляют положительные эмоции при беседе о людях труда. Так же приятно отметить, что в отличии от констатирующего этапа эксперимента( тогда почти все дети с неохотой беседовали, проявление положительных эмоций было отмечено только у двух человек), дети проявляли открытый интерес к беседе, не отвлекались, с желанием отвечали.