Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева,

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основания проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 7
1.1. Психолого - педагогические подходы к проблеме формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 7
1.2. Значение занятий в разновозрастной группе, как средства формирования представлений о труде взрослых. 16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 19
2.2. Методика формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. 25
Результаты опытно- экспериментальной работы. 34
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение .

Работа содержит 1 файл

Сосовой Анастасии Диплом.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

А так  же совместные беседы проводились сразу  после проведения экскурсий у  детей шестого года жизни.

     Особое  место при формировании представлений о труде взрослых отводится экскурсиям. Это своеобразная форма занятий, которая имеет свои сложности в проведении. Как и любое занятие экскурсия требует тщательной его подготовки, планирования. При анализировании документации дошкольного учереждения (в частности воспитательно – образовательных планов) можно констатировать тот факт, что экскурсии используются очень редко. Одна из ведущих причин этого факта – боязнь за жизнь и здоровье детей. Тем не менее, данная форма занятия использовалась при проведении опытно – экспериментальной работы. Поскольку экскурсия это сложная форма организации обучающего процесса при её проведении было выделено несколько этапов:

    1. Почта.

      -   Осмотреть  здание почты, окна, вывеску, чем  отличаются окна     почты  от окон квартир, почему на вывеске написано «отделение связи»?

      • Войти в зал, осмотреть стенды на стенах, на которых написаны правила отправления писем, телеграмм, находятся образцы газет и журналов, которые можно выписать на почте; и тогда почтальон принесет нужную газету прямо домой и положит в почтовый ящик, который находится в подъезде дома.
      • Рассмотреть , какие у работников почты находятся аппараты: компьютер, касса, большой стол, на котором заворачивают и завязывают посылки, сургуч, на котором получается печать.
      • Наблюдение за действиями работника, его общением с посетителями.
      • Беседа с работником почты, в которой он показывает свои орудия труда, рассказывает о трудовых действиях.
      • Предложить детям наклеить марки на конверты, купить открытку.
    1. Труд работника ГИБДД (регулировщика).
      • Рассмотреть место работы регулировщика – пост ГИБДД.          Обратить внимание детей на форму регулировщика, она зависит от времени года.
      • Обратить внимание детей на четкие движения регулировщика, как уверенно он работает, как реагируют на его жесты, знаки водители машин.
      • Понаблюдать за тем, как регулировщик, орудуя жезлом, управляет движением большого количества машин.
      • Побеседовать с напарником регулировщика (договоренность должна быть заранее о важности их работы, попросить объяснить детям, что означают те или иные положения рук и жезла).
      • Дать детям подержать в руках жезл, попробовать поработать с ним, как регулировщик.
    1. Труд парикмахера.
      • Рассмотреть внешний вид парикмахерской, есть ли витрина, вывеска, как можно догадаться, что это именно парикмахерская.
      • Войти в зал, обратить внимание детей на то, как много зеркал, вращающихся кресел, как украшены стены фотографиями с моделями причесок, много коробочек с флаконами для окрашивания волос, обратить внимание детей на внешний вид парикмахера.
      • Понаблюдать за работой парикмахера, как быстро и ловко работают его руки, создавая красивую прическу или стрижку, как осуществляется окраска волос, укладка и т. д.
      • Обратить внимание на орудия труда парикмахера: ножницы, разные виды расчесок и т. д., которые в руках настоящего мастера становятся орудиями труда, создающими красоту.
      • Организовать беседу с парикмахером, во время которой дети узнают о других орудиях труда парикмахера: фен, бритва, бигуди. Предложить детям задать интересующие их вопросы.

Перед проведением экскурсий заранее посещалось место, заранее организовывались беседы с работниками той или иной профессии. Их знакомили с вопросами, которые им будут задавать, предлагалось подготовить ответы, доступные детскому пониманию. Перед экскурсией воспитатель подбирал варианты художественных предложений, обеспечивающих осознание детьми значимости той или иной профессии в ярких, эмоционально насыщенных образах, продумывал содержание беседы, вопросы, отбирал предметы, на которых будет акцентироваться внимание детей. Тем самым определялся объем информации. Который должен быть передан детям на каждом этапе проводимых экскурсий. Рассказ воспитателя должен быть не только познавательным, но и эмоционально насыщенным, что позволит заинтересовать детей спецификой труда взрослых, развить ценностное отношение к профессии.

      Подготовка  детей к экскурсии заключалась  в повторении правил поведения на улице и в общественных местах, готовились пособия к проведению экскурсий, атрибуты (флажки). Детям  сообщалась:

      • тема экскурсий;
      • давались установочные вопросы с целью создания настроя на предстоящую экскурсию, вызвать желание участвовать в экскурсии;
      • создать необходимую базу для проведения: сориентироваться на соответствующую одежду, обувь. Посещение туалета перед выходом из детского сада.

По возвращении с экскурсии в дошкольное учереждение организовывались совместные беседы, с целью осуществления закрепления представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни и развития представлений о труде взрослых у детей пятого года жизни.

      Беседы  с детьми проводились по следующему плану:

  1. Беседа о труде работника почты.
    • Какое название можно прочитать на вывеске «почта»? (Отделение связи).
    • Почему почту еще называют отделением связи? (Потому что письма, телеграммы, посылки связывают людей).
    • Какую работу выполняют работники почты? (Приклеивают марки на конверты, заворачивают и взвешивают посылки, грузят их на машину, которая отвозит почту на вокзал, выдают пришедшие из другого города посылки адресату, продают газеты, журналы, открытки).
    • Какое значение имеет почта в жизни людей? (Помогает людям общаться с родными и друзьями, которые живут в других городах).
  2. Беседа о работнике автоинспекции.
  • Где можно встретить работника автоинспекции? (на улицах города).
  • Как мы можем его узнать? (На машинах – синие полосы, мигалки, работник – в специальной форме).
  • В чем заключается работа автоинспектора? (Следит за выполнением правил дорожного движения пешеходами и водителями).
  • Какие правила должны выполнять пешеходы? ( переходить дорогу на зеленый сигнал светофора, не перебегать дорогу перед идущим транспортом, обращать внимание на сигналы машин – в каую сторону они поворачивают).
  • Что может произойти, если водители не будут соблюдать правила дорожного движения? (будет беспорядок на дорогах, ездить будет трудно, опасно, может увеличиться количество аварий).
  1. Беседа о труде парикмахера.
  • Отличаются ли волосы людей? (могут быть длинными, короткими, вьющимися, прямыми, разными по цвету).
  • Как надо ухаживать за волосами? (Мыть, аккуратно расчесывать).
  • Что должен делать хороший парикмахер?(Подобрать и сделать прическу, которая подходит клиенту).
  • Какими инструментами пользуется парикмахер? (Разные ножницы, расчески, щетки, фен, щипцы).
  • Как ведет себя парикмахер с клиентом? (Вежливо выслушивает его пожелания, какую он хочет прическу, дает советы).
  • Зачем человек ходит в парикмахерскую? (Чтобы выглядеть аккуратно, сделать праздничную прическу).

По ходу проведения беседы дети пятого года жизни  задавали свои вопросы детям шестого  года жизни.

      С детьми пятого года жизни проводилось  занятие на тему «Печем печенье». Цель: формировать у детей представление о том, как из муки  повара приготовляют различные кондитерские изделия; воспитывать бережное отношение к хлебу. Материал: тесто для печенья, разделочные доски, скалки, формочки, лист для выпечки печенья, фартуки, колпаки.

                        Ход занятия:

Воспитатель говорит детям, что сегодня они  будут работать с тестом – делать печенье. Показывает тесто обращает внимание на то, что оно белое, мягкое (можно раскатать скалкой). Задает вопросы: «Кто приготовил это тесто? Из чего повар приготовил это тесто? Из чего делают муку? Откуда берется пшеница?»

Далее идет процесс раскатывания теста, изготовления печенья, затем оно относится  на кухню. После того, как печенье  будет готово, они угощают старших  детей; рассказывают, как работали. Воспитатель задает вопрос: «Кто, кроме средних детей, потрудился, чтобы мы сейчас могли есть это печенье?»

 Аналогично  проводились и другие занятия  (См. приложение). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Результаты  опытно – экспериментальной  работы.

Цель  контрольного этапа эксперимента – провести диагностику сформированности представлений о труде взрослых. У детей разновозрастной группы.

Задачи  контрольного этапа  эксперимента:

  1. Определит уровень сформированности о труде взрослых у детей разновозрастной группы.
  2. Проанализировать полученные результаты.
  3. Выявить результативность формирующего этапа эксперимента на контрольном этапе эксперимента.

На данном этапе проводилось контрольное  обследование детей. Методика проведения контрольного исследования совпадала  с методиками используемыми в констатирующем и формирующем экспериментах. Различия заключались в измененных вопросах. Детям обоих возрастов было предложено ответить на следующие вопросы:

    1. Кем ты хочешь быть?
    2. Что должен уметь человек этой профессии?
    3. Чем тебе нравится эта профессия?
    4. Как ты думаещь, трудно ходить на работу?
    5. Что было бы, если бы все люди перестали ходить на работу?

         Во  взрослой жизни дети видят себя милиционером, продавцом, воспитателем, врачом, водителем, парикмахером, поваром.

           Ульяна Г. при ответе на второй вопрос сказала, что продавец должен вежливо разговаривать, помогать покупать. Гриша С. сказал, что милиционер должен хорошо стрелять, знать приемы борьбы, чтобы защищать людей. Полина Р. сказала, что парикмахер должен советовать клиенту, какая прическа ему идет, должен уметь делать разные красивые прически.

          В ответах на третий вопрос прозвучало понимание детьми социальной значимости профессии, и именно эта сторона нравится детям. В частности, Соня Г. считает, что парикмахер делает людей красивыми, они больше нравятся себе и другим людям. Софии У. Нравится, что воспитатель много играет с детьми, учит и воспитывает их. Зозие К. нравятся врачи тем, что они помогают людям, когда те болеют, спасают им жизнь, делая различные операции.

          При ответе на вопрос: «Трудно ли ходить на работу?» все дети ответили, что трудно, потому что люди устают, но идти надо. Обобщенный ответ на пятый вопрос звучит так: «Если бы люди не ходили на работу, им было бы еще тяжелее, потому что все приходилось бы делать самим, везде водить за собой детей, ведь детский сад не работает, не всех больных смогли бы вылечить, одежда и прическа не у всех были бы такие красивые, как сейчас».

          Так же, следует отметить положительную  динамику в эмоциональном проявлении детей, они с интересом общаются по данной теме беседы, не отвлекаются во время разговора. С охотой рассказывают о понравившейся профессии.

          Результаты  контрольного этапа эксперимента показали не значительные, но позитивные сдвиги в уровнях сформированности представлений  о труде взрослых.

              Таблица № 3. Результаты контрольного этапа  эксперимента.

            Уровни  До эксперимента После эксперимента
   число  число
Высокий 0   1
Средний 8 9
Низкий 2 0
 

Анализ  результатов показал положительную  динамику изменения формирования представлений о труде взрослых. Если на контрольном этапе эксперимента, на высоком уровне не было ни одного человека, то на данном этапе появился 1 человек. Так же удалось двух детей, которые были на низком уровне перевести на средний. Проведенная опытно – экспериментальная работа не произвела глобальных сдвигов, большинство детей так и осталось на среднем уровне, но зато в их представлениях добавились компоненты, которых ранее у них не было. Так, если на констатирующем этапе эксперимента

Артур К. и Зозия К. имели представления о труде людей основных профессий (няня, повар), знали название профессий и материал труда, то теперь они имеют представления о результате труда для общества. Проявляют положительные эмоции при беседе о людях труда. Так же приятно отметить, что в отличии от констатирующего этапа эксперимента( тогда почти все дети с неохотой беседовали, проявление положительных эмоций было отмечено только у двух человек), дети проявляли открытый интерес к беседе, не отвлекались, с желанием отвечали.

Информация о работе Формирование представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы на занятиях