Формирование познавательной активности при помощи дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………...5
1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….5
1.2 Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста……….………………………………………………………………....18
1.3 Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................27
1.4 Понятие «дидактическая игра» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….30
1.5 Дидактическая игра как форма обучения………………………………………………………..………………...44
Глава 2. Опыт работы по формированию познавательной активности…….............51
2.1. База и методы исследования……………………..………………………...51
2.2. Экспериментальная работа по формированию познавательной активности по средствам дидактической игры……………..…………………58
2.3. Динамика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста……………………………………..……………………76
Заключение………………………………………………………………..…………….80
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

познавательная активность.docx

— 341.34 Кб (Скачать)

 

1.5 Дидактическая  игра как форма обучения.

 

В работе дошкольных учреждений большое место занимаю дидактические  игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может  служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению  знаний, овладению способностями  познавательной деятельности. Дети осваивают  признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.. Использование  дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.особенно эффективны эти игры на занят по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формирование элементарных математических представлений.[7, с.102].

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны  с игровыми, поэтому при организации следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризной, отгадывания и т.п.

При обучении детей, в основном старшего дошкольного возраста, на ряду с дидактическими играми используются упражнения с дидактическими материалами. При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводиться занятиям с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибами и т.д.

Действия малышей с  дидактическими игрушками приобретают  игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие  игрового содержания  в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и называть этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми-занятиями.

Обосновывая необходимость  проведения игр-занятий, советский  ученый Н.М. Аксарина указывала: в условиях общественного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности.  Необходимо проводить специальный занятия с небольшой группой детей.

В играх-занятиях педагог  целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, чтобы  дидактические задачи   были приняты  всеми детьми. Систематически усложняя материал  с учетом требований программы, воспитатель через игры-занятия  сообщает доступные знания, формирует  необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.)[7, с.102].

Особенности дидактических  игр-занятий состоит в том, что  усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при  наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Все игры-занятия  осуществляются под непосредственным руководством взрослого.

Основные  функции дидактической игры

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым  методом  обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматриваетсяв двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию   использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий  воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для  игр детей служат сформулированные представления  о построении игрового сюжета, о разнообразных  игровых  действиях с предметами. Важно, чтобы  затем были созданы условия для  переноса этих знаний и представлений  в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия  поэтому относятся к прямому  обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактические игры используются при обучении детей математике, родному  языку, ознакомлению с природой и  окружающим миром, в развитии сенсорной  культуры.[8, с.4].

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровые (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей  старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются  знания об окружающем мире,  то в  дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям  предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.[8, с.4].

Дидактическая игра как самостоятельная игровая  деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае , если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» , «Наоборот» и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Поэтому дети всегда играют в такие игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширение их вариативности. Если у ребят угасает интерес  к игре (настольно-печатные игры), необходимо вместе с ними придумать более  сложные правила.

Самостоятельная игровая  деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого  носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники  игры «Лото», получает карточку и старается  выполнить задание в срок, участвует  в поиске необходимых предметов, радуется, если выигрывает, т.е. является равноправным участником игры.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются  в дошкольной педагогике как метод  обучения детей сюжетно – ролевым  играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической  игре "Уложи куклу спать" воспитатель  учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы  – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные  песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких  игр в младших группах проводится несколько: "День Рождения куклы  Кати", "Оденем Катю на прогулку", "Катя обедает", "Купание Кати". Игры с куклами являются эффективным  методом обучения детей самостоятельным  творческим сюжетно – ролевым  играм.

Дидактические игры имеют  большое значение для обогащения творческих игр и более старших  детей. Такие игры, как "Умные машины", "Молочная ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.[8, с.4].

 

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего  воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Содержание дидактическихигр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

Знания об окружающей жизни  дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием  определённого вида труда, затем- с  машинами, помогающими людям в  их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых  предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

С помощью дидактических  игр воспитатель приучает детей  самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают  сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в  основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с  цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических  игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование  восприятия ребёнком характерных признаков  предметов.

Дидактические игры развивают  речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые  игры требуют от детей активного  использования родовых, видовых  понятий, например, "Назови одним  словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в  неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь  ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное  воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Использование дидактических  игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и тд.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала  для дидактических игр.

Эстетическое  воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.[8, с.4].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. – С.326.

2. Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С.57.

3. Болотина Л.Р. Дошкольная  педагогика [Текст]/Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. - М.: Академия, 1997. – С.216.

4. Бондаренко А.К. «Дидактические  игры в детском саду», книга  для воспитателей детского сада. [Текст]/ Бондаренко А.К. -  М.:Просвещение 1991 год.

5. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры [Текст]/Ф.Н. Блехер. – М.:Просвещение,1964. – 325 с.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая  психология [Текст]/Л.С. Выготский.  – М.:Просвещение,1991. – С.117

7. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. -№1. -С. 21-39.

8. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№ . 2.-С.24.

9. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.

10. Выготский Л.С. Проблемы  развития психики. Собр. соч.: В  6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,1983. – Т. ІІІ. – 366 с.

11. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С.14.

12. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольников [Текст]/Д.Б. Годовикова// Общение и развитие психики. – М.: АПН СССР, 1986. – С. 96 – 106.

13. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст]/ Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32.

14. Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/ В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19.

15. Голицын В.Б. Познавательная  активность дошкольников [Текст] / В.Б.Голицын// Советская педагогика, 1991.- № 3.- С.22.

16. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. – С.22.

17. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004. -С. 80 – 89.

Информация о работе Формирование познавательной активности при помощи дидактической игры