Формирование познавательной активности при помощи дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………...5
1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….5
1.2 Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста……….………………………………………………………………....18
1.3 Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................27
1.4 Понятие «дидактическая игра» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….30
1.5 Дидактическая игра как форма обучения………………………………………………………..………………...44
Глава 2. Опыт работы по формированию познавательной активности…….............51
2.1. База и методы исследования……………………..………………………...51
2.2. Экспериментальная работа по формированию познавательной активности по средствам дидактической игры……………..…………………58
2.3. Динамика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста……………………………………..……………………76
Заключение………………………………………………………………..…………….80
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

познавательная активность.docx

— 341.34 Кб (Скачать)

2. Познавательный интерес  и познавательная активность (в  форме вопросов) как его проявление.

3. Взаимосвязь познавательной  активности (в частности, в форме  вопросов) и познавательной деятельности  ребенка. 

4. Проблема стимуляции  вопросительно-познавательных активных  проявлений детей. 

5. Познавательная активность (в форме вопросов) в структуре  деятельности общения детей дошкольного  возраста.

6. Влияние общения со взрослым на формирование устойчивой познавательной активности (в форме вопросов) у детей [27, с.110].

Остановимся подробнее на анализе исследований по выделенным направлениям. Рассмотрим, прежде всего, вопросы ребенка как одну из форм проявления субъективной познавательной активности.

Изучению детских вопросов как особой формы проявления познавательного  отношения к миру, познавательной активности посвящен ряд исследований Н. Бабич, Д.Б. Годовиковой, А.И. Сорокиной, К.И. Чуковского, Н.Б. Шумаковой. Исследователи единодушно характеризуют активные познавательные проявления детей в виде вопросов как проявление мыслительной, интеллектуальной активности.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений  к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного  достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его  практическое использование в своей  повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании  являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным  опытом достижения результата методом  проб и ошибок и новыми познавательными  задачами, ситуациями, возникшими в  процессе постановки цели экспериментирования  и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания [13, с.66].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников: раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в  разных видах деятельности; яркое  выражение в вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4-5 лет эта  активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности. В исследовании определены критерии познавательной активности детей дошкольного возраста: познавательная ориентация, интерес, инициатива, самостоятельность  и оригинальность.

Таким образом, особенности  развития познавательной активности дошкольников состоят в том, что познавательная активность ребенка старшего дошкольного  возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных  способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью  на его практическое использование  в своей повседневной жизни.

В следующем параграфе  мы рассмотрим средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного  возраста.

 

 

 

 

 

1.3 Средства развития  познавательной активности детей  старшего дошкольного возраста 

 

Одной из главных целей  в развитие ребенка – дошкольника  является развитие его познавательной активности.

Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия  для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное  восприятие мира позволило малышу стать  Человеком. Для этого также необходимо применять различные средства. Средство – это прием, способ действия для  достижения чего-нибудь.

Условно средства развития познавательной активности и познавательного  интереса распределяются на две группы: деятельность детей и произведения духовной и материальной культуры. На ранних ступенях развития ребёнка  личный опыт – важнейший путь познания окружающего мира. Но очень скоро  его становится недостаточно.

Деятельность детей дошкольного  возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать  влияние на умственное развитие. В  различных видах деятельности перед  ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой  деятельности, в специально созданных  взрослыми подвижных, дидактических  играх заключены разнообразные  знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе  отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются [21, с.113].

В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные  формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения  познавательного характера (культурно-досуговая  деятельность), самообразование ребёнка.

Предметно-развивающая среда, созданная в саду для развития познавательной активности детей от 3-7 лет – неиссякаемый источник для  наблюдений, бесед с ребёнком в  течение всего учебного года (и  в тоже время “сокровищница”- это личная собственность ребёнка, приятное ощущение тайны для него). Беседуя с ребёнком о том или ином предмете из “сокровищнице”, можно загадать описательную загадку, рассказать познавательную сказку. В импровизированных познавательных сказках в завуалированной форме передаётся некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта, явления. Благодаря познавательным сказкам, сказкам - пояснениям дети имеют возможность эмоционально соприкоснуться с природой.

Основой для познавательных сказок и рассказов является различная  познавательная информация, героями  сказок могут быть вымышленные персонажи  или реальные вещи, предметы, объекты  природы, которые наделяются несвойственными  им человеческими способностями (мысли, речь, поступки и пр.). В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную  ситуацию, преодолевают её; при встрече  с интересным собеседником получают новую информацию [4, с.36].

Вместе с героями сказки дети познают и узнают много интересного.

Все познавательные процессы связаны с общей структурой и  функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребёнка. Перед психологами  и педагогами стоит особая задача: сформировать у детей не только ясные  и чёткие знания, но и раскрыть перед  ними расширяющие горизонты познания. Процессы экспериментирования играют важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии.

Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах  творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательная активность и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды  знаний.

Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются  все виды способностей ребенка, в  ней расширяется и обогащается  круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Таким образом, рассмотрев теоретические  основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, мы пришли к выводам:

1.         Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

2.         Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте состоят в том, что познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Важным средством развития познавательной активности старших  дошкольников является дидактическая  игра.

Анализируя выше сказанное  можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая  как любая деятельность, характеризуется  определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная  часть (потребность, мотивы, цели), предмет  деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

В период дошкольного детства  происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику  на каждом возрастном этапе.

Все выше сказанное очень  ярко выражается в дидактических  играх. Поэтому развитие познавательной активности личности ребенка во время  игры, проявляется наиболее полно, и  просматривается во всей воспитательной деятельности. Роль педагога в данном случае очень важна, т.к. направляет личность на правильное, гармоничное  развитие.

В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для развития познавательной активности.

 

 

1.4 Понятие «дидактическая  игра» в психолого-педагогической  литературе

 

Игра - один из тех видов детской  деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с  предметами, способам и средствам  общения. В игре ребёнок развивается  как личность, у него формируется  те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека – порождение деятельности, посредством  которой человек преобразует  действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры» [6, с. 312].

В школьный период игра приобретает  наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых  разных областей – философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

В психологии развития игре традиционно  придают решающее значение в психическом  развитии ребёнка. Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». «Именно в игре все стороны  личности ребёнка формируются в  единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения  в психике ребёнка, подготавливающие переход к новой, более высокой  стадии развития» [2, с. 117].

Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию  изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности [1, с.325].

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется  взрослые, создавая ту или иную дидактическую  игру, но облекают её в занимательную  для детей форму.

 

Структура дидактической  игры.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической  игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх  они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Информация о работе Формирование познавательной активности при помощи дидактической игры