Формирование познавательной активности при помощи дидактической игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………...5
1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….5
1.2 Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста……….………………………………………………………………....18
1.3 Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................27
1.4 Понятие «дидактическая игра» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….30
1.5 Дидактическая игра как форма обучения………………………………………………………..………………...44
Глава 2. Опыт работы по формированию познавательной активности…….............51
2.1. База и методы исследования……………………..………………………...51
2.2. Экспериментальная работа по формированию познавательной активности по средствам дидактической игры……………..…………………58
2.3. Динамика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста……………………………………..……………………76
Заключение………………………………………………………………..…………….80
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

познавательная активность.docx

— 341.34 Кб (Скачать)

СОДЕОЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….…...3

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей  старшего дошкольного возраста……………………………………………………...5

1.1 Понятие «познавательная  активность» в психолого-педагогической  литературе……………………………………………………………………….5

1.2 Особенности развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста……….………………………………………………………………....18

1.3 Средства развития познавательной  активности детей старшего дошкольного  возраста.........................................................................................27

1.4 Понятие «дидактическая игра»  в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….30

1.5 Дидактическая игра как форма обучения………………………………………………………..………………...44

Глава 2. Опыт работы по формированию познавательной активности…….............51

2.1. База и методы исследования……………………..………………………...51

2.2. Экспериментальная работа  по формированию познавательной  активности по средствам дидактической  игры……………..…………………58

2.3. Динамика развития  познавательной активности детей  старшего дошкольного возраста……………………………………..……………………76

Заключение………………………………………………………………..…………….80

Список литературы……………………………………………………………………..82

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря  его активности и деятельности, а  ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности  и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают  формирование у дошкольников не отдельных  фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных  элементарных систем представлений  о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных  в педагогике, так как, являясь  индивидуально-психологической характеристикой  человека, отражает очень сложные  взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий  развития. Однако вопросы развития познавательной активности старших  дошкольников в процессе проведения дидактических игр в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.

Познавательная активность при правильной педагогической организации  деятельности воспитанников и систематической  и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать  устойчивой чертой личности дошкольника  и оказывает сильное влияние  на его развитие.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

 

Объект исследования: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности использования разработанного цикла дидактических игр для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования: выявить возможности использования разработанного цикла дидактических игр для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с целью  исследования были определены следующие задачи:

1) сделать обзор психолого-педагогической  литературы по проблеме формирования  познавательной активности у  дошкольников посредством дидактических  игр

2) Выявить сформированность познавательной активности у детей старшей группы МДОУ № 21 г. Петрозаводска

3) разработать и апробировать  цикл дидактических игр, направленных  на формирование познавательной  активности старших дошкольников

4) проанализировать эффективность  проведенной работы

 

 

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило  выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что разработанный цикл дидактических игр окажет положительное влияние на формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1 Понятие «познавательная  активность» в психолого-педагогической  литературе

 

Сегодня понятие «познавательная  активность» широко используется в  различных направлениях психолого-педагогического  поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, В.И. Лозовая), взаимоотношений детей со сверстниками и учителем (Т.А. Борисова, Н.П. Щербо); роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А.А. Андреев, Т.Н. Разуваева, Ю.И. Щербаков, Ю.Н. Кулюткин, Л.П. Хитяева.Е.А. Сорокоумова, Л.К. Гребёнкина).

Однако среди авторов  нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как  разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Н.А. Половникова), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина, А.И. Раев, Г.Ц. Молонов, А.З. Иоголевич, Т.Д. Сарториус, З.Ф. Чехяова, Г.И. Щукина).

Опираясь на приведённые  точки зрения, а также на работы М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина и Т.Д. Сарториус, убедительно доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности [29, с.345].

Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного  понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная  система выделения показателей, критериев познавательной активности.

Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение  авторами следующих компонентов  структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент  социальной ориентации.

Учитывая всю трудность  фиксации такого сложного феномена, как  познавательная активность, и предвидя возможность неравномерного развития отдельных ее компонентов, мы избрали  подход поэлементного изучения. В  каждом структурном компоненте нами обозначены эмпирические элементы поддающиеся  наблюдению, фиксированию и теоретическому анализу. Каждый внешний признак  элемента структуры познавательной активности может быть отражен в  определенных критериях, которые характеризуют  уровень проявления данного элемента.

Система внешних признаков  позволяет фиксировать качественное состояние компонентов познавательной активности, а выделенные уровни проявления данных признаков отражают степень  сформированное компонентов с количественных позиций.

Учитывая, что развитие эмоционального, волевого и мотивационного компонентов  во многом обусловлено протеканием  внутренних психических процессов, мы относим данные компоненты к внутренней сфере познавательной активности, а  содержательно-операциональный и компонент социальной ориентации - к сфере внешней [30, с.79].

Выделенные компоненты познавательной активности могут находиться на различных  уровнях развития, но при этом они, как части системы, находятся  в сложных отношениях взаимовлияния  и взаимозависимости.

 

 

 

Таблица 1 - Структура познавательной активности

компоненты

содержание

критерий

параметры измерения

характеристики проявления

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

особенности эмоционального подкрепления индивидуального опыта познания

внешнее выражение эмоций (радость  – горе, увлечение – безучастность  и т.д. и т.п.)

сила проявления

1. Нейтральное состояние

2. Умеренное проявление

3. Высокое проявление

4. Очень высокое проявление

устойчивость и направленности отношения

1. Устойчивое отрицательное

2. Неустойчивое

3. Устойчивое положительное

ВОЛЕВОЙ

волевые усилия, направленные на достижения сознательно поставленной цели, связанные  с преодолением внешних и внутренних препятствий

стремление, настойчивость, устойчивость (преодоление трудностей)

устойчивость и целенаправленности познавательной деятельности

1. Высокий уровень

2. Средний уровень

3. Низкий уровень

мобилизация сил

концентрация внимания

1. Высокая

2. Средняя

3. Низкая (рассеянность)

саморегуляция

степень проявления самостоятельности

1. Самостоятельность отсутствует

2. Частичная самостоятельность

3. Полная самостоятельность

МОТИВАЦИОННЫЙ

мотивы, потребности, установки, интересы, цели, результат

отношение к заданию

позиция школьника

1. Неприятие и невыполнение

2. Интерес, но не выполнение

3. Принятие и выполнение

отношение к результату деятельности

скорость усвоения умственных действий (кол-во операций)

1. Активно – творческая

2. Активно – заинтересованная

3. Нейтрально – активная

4. Пассивно – негативная

5. Активно - негативная

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ

объем знаний, умений, навыков, способов действий и готовность их применить

оптимальность деятельности (скорость и качество выполнения заданий)

интегрированное проявление интеллектуального  диапазона (кач-во ум.действ.)

1. Инертный уровень

2. Средний уровень

3. Динамический уровень

 

1. Узкий диапазон

2. Средний диапазон

3. Широкий диапазон

включенность в деятельность

позиция школьника

1. Самостоятельное включение

2. Включение при дополнительном  внешнем стимулировании

3. Отказ от включения

СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

общественная направленность познавательной деятельности

социальная ответственность, осознанность смысла самообразования и самосовершенствования

направленность личности

1. Созидательная (на дело)

2.Потребительская (на получение общественного признания, оценки)

3.Утилитарно-прагматическая (на себя)


 

Так, например, положительное  эмоциональное отношение к познавательной деятельности стимулирует развитие содержательно-процессуального компонента и наоборот, значительный объем знаний умений и навыков создает позитивный настрой по отношению к учебной  деятельности.

Все выделяемые исследователями (Д.Б. Богоявленская, B.C.Данюшенков, А.А. Кирсанов, А.Т. Ковалев, А. И. Крупнов, В.И. Лозовая, A.M.Матюшкин, А. П. Прядеин, И.А. Петухова, И.А. Редковец, Т.Н. Шамова, Г.И. Щукина) уровни познавательной активности можно классифицировать по следующим основаниям.

По отношению к деятельности [34, с.216]:

1. Потенциальная активность, характеризующая личность со  стороны готовности, стремления  к деятельности.

2. Реализованная активность  характеризует личность через  качество деятельности, выполняемой  в данном конкретном случае. Основные  показатели: энергичность, интенсивность,  результативность, самостоятельность,  творчество, сила воли.

По длительности и устойчивости:

1. Ситуативная активность, которая носит эпизодический  характер.

2. Интегральная активность, определяющая общее доминирующее  отношение к деятельности.

По характеру деятельности:

1. Репродуктивно - подражательная. Характеризуется стремлением запомнить  и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения  по образцу.

2. Поисково-исполнительская.  Характеризуется стремлением к  выявлению смысла явлений и  процессов, определению связей  между ними, овладению способами  применения знаний в измененных  условиях. Средства для выполнения  поставленной задачи отыскиваются  самостоятельно.

3. Творческая. Совершается  путем поиска, инициативы в постановке  целей и задач, выработки самостоятельной  оптимальной программы действий, переносу знаний в новые условия.

Данные уровни сформированности познавательной активности выделены с  позиции качественного измерения, с точки зрения же количественного  измерения обычно выделяются три  уровня: высокий, средний и низкий.

Степень успешности процесса формирования познавательной активности зависит от влияния системы внешних  и внутренних факторов. К внутренним мы относим биологические факторы, а также психические свойства личности (способности, характер, темперамент и направленность), к внешним - социальные и педагогические.

Активность является наиболее общей категорией в исследованиях  природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности. Активность - предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические  для нее закономерности порождения, развития, динамику активности. В системе  познавательных процессов активность наиболее отчетливо выступает на трех существенно различных уровнях, различающихся специфическими особенностями саморегуляции [32, с.77].

Информация о работе Формирование познавательной активности при помощи дидактической игры