Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Объект - навыки смыслового чтения

Предмет исследования – приемы формирования смысловых читательских умений.

Цель курсовой работы - обосновать приемы формирования смысловых читательских умений у младших школьников.

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретическое обоснование методики формирования читательских умений

1.1Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников смысловых читательских умений

1.2 Понятие «умения смыслового чтения » и их формирование у младших школьников в методической литературе

1.3 ППХ детей младшего школьного возраста !!

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota наташа булатова.docx

— 35.40 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

    Среднего профессионального образования

    Педагогический  колледж № 10 
 
 

    Формирование  навыков смыслового чтения  у младших  школьников 
 

                                          Курсовая работа

                                          студентки 331 группы 

                                          Булатовой Натальи

                                          по специальности 050719                              

                                          «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

                                          Руководитель:

                                          Кондратьева Валентина Владимировна   
 

                                             Подпись руководителя: 
 
 

      Оценка_________ 

                                                        

2012 
Содержание

    Введение

      Глава 1.Теоретическое обоснование методики формирования читательских умений

    1.1Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников смысловых читательских умений

    1.2 Понятие «умения смыслового чтения » и их формирование у младших школьников в методической литературе

    1.3 ППХ детей младшего школьного  возраста !!

   Заключение

   Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Актуальность  исследования обусловлена тем, что, одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников смысловых читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык смыслового чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.ФГОС!!!Фамилии

      Объект - навыки смыслового чтения

    Предмет исследования – приемы формирования смысловых читательских умений.

    Цель  курсовой работы - обосновать приемы формирования смысловых читательских умений у младших школьников.

    Исходя  из цели данной курсовой работы, можно  выделить следующие задачи:

    •Изучить психологические основы формирования у младших школьников смысловых читательских умений.

    •Раскрыть понятие «смысловое чтение » и его формирование у младших школьников.

    •Подобрать  приемы формирования смысловых читательских навыки у младших школьников. Разработать рекомендации

    Цели  и задачи обусловили выбор следующих  методов исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования цитирования список литературы!! 

 

    Глава 1. Теоретическое обоснование методики формирования читательских умений

    1.1Психолого-лингвистические  основы формирования  у младших школьников  смысловых читательских  умений 

    Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей  технике чтения, но еще труднее  воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение — это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие  в творчестве». Необходимо развивать  интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное — организовать процесс  так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

    В настоящее время смысловое чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять.

    Чтение  является сложным психическим процессом, и, прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность этого процесса обуславливается, прежде всего, его неоднородностью: с одной стороны, чтение – процесс  непосредственного чувственного познания, а с другой – представляет собой  опосредованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как  простое действие; оно является сложной  деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое  восприятие и внимание, память и  мышление.

    В процессе чтения принято выделять две  взаимосвязанные стороны — техническую, т.е. скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, т.е. понимание содержания прочитанного.

    С точки зрения когнитивной психологии можно предположить, что полноценный  процесс чтения обеспечивается совместной работой отдельных когнитивных  структур, одни из которых — когнитивно-двигательные — осуществляют зрительную и слухоречедвигательную регуляцию процесса чтения, а другие — вербально-смысловые — обеспечивают понимание читаемого. В когнитивных структурах, обеспечивающих понимание прочитанного вербального материала, на нижележащих уровнях протекают не только базовые процессы по различению значений слов, но и выполняются разнообразные мыслительные операции, являющиеся инструментом смысловой обработки вербальной информации.

    Из  высказываний А.П. Нечаева ясно, что способность к осмысленному чтению предполагает наличие определенного уровня душевного (психологического) развития ребенка: процессов восприятия, речи, мышления, воображения, понимания, догадливости; преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенку может оказаться для него вредным, вызвав не только отвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веру ребенка в собственные силы. А.П. Нечаев считал необходимым, прежде чем обучать детей чтению, выяснить, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессе чтения психические процессы. В случае же низкого общего развития детей необходимо предварительно, до обучения их чтению, выполнять с ними на занятиях по разным предметам систему упражнений, стимулирующую их психологическое развитие.

    В настоящее время существует два  направления обучения чтению детей  младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать  эти направления при организации  уроков литературного чтения.

    Видеть, осознавать за прочитанным текстом  присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и  пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней — непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или непринятие его позиции — истинная культура чтения.

    Творческим  чтением движет любознательность. Назначение работы учителя — способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании  фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.

    Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

    А.П. Нечаев придавал решающее значение формированию психологической основы навыка смыслового чтения, в качестве которой он рассматривал широкое развитие мыслительных процессов и наглядно-чувственной сферы детей; сформировать интерес к чтению — значит, прежде всего, обеспечить хорошую сформированность самого умения читать. 

 

    1.2  Понятие «читательские умения» и их формирование у младших школьников в методической литературе 

    Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

    Современное литературоведение рассматривает  художественное произведение как сложное  системное единство, познать которое  можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное, произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.

    Рассмотрим  частные смысловые читательские умения.

    1. Умение воспринимать изобразительно  – выразительные средства языка  в соответствии с их функцией  в художественном произведении.

    Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных  средств языка послужит представление  о слове как о средстве создания художественного образа и выражения  авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа  текста. Нужно научить школьника  адекватно воспринимать те выразительные  средства, с которыми он встречается  при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.

    2. Умение воссоздавать в воображении  картины жизни, изображенные писателем.

    Данное  умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой  и Л.Я. Гришиной «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что  этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал Л.С. Выготский. При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.

    3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

    Данное  умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок  сообщения о ходе событий, смена  приемов повествования». Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.

    4. Умение целостно воспринимать  образ – персонаж в эпосе,  образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

    В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит  образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у  читателя возникает эмоциональное  отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков  героя, видит развитие образа, становление  характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление  о том, что, изображая героев, автор  высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.

Информация о работе Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников