Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Объект - навыки смыслового чтения

Предмет исследования – приемы формирования смысловых читательских умений.

Цель курсовой работы - обосновать приемы формирования смысловых читательских умений у младших школьников.

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретическое обоснование методики формирования читательских умений

1.1Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников смысловых читательских умений

1.2 Понятие «умения смыслового чтения » и их формирование у младших школьников в методической литературе

1.3 ППХ детей младшего школьного возраста !!

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota наташа булатова.docx

— 35.40 Кб (Скачать)

    5. Умение видеть авторскую позицию  во всех элементах художественного  произведения.

    Данное  умение можно рассматривать как  составную часть каждого из перечисленных  выше умений, но в учебных целях  его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.

    6. Умение осваивать художественную  идею произведения.

    Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного  произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается  более глубокое его восприятие. Полноценное  восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.

    В реальном процессе восприятия все смысловые читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.

    Таким образом, каждое смысловое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

    С анализом художественного произведения теснейшим образом связано и  второе направление литературного  развития младших школьников – воспитание «маленького писателя» (М.А. Рыбникова). Эстетический подход к изучению литературы требует отказа от привычного для начальной школы пути развития речи детей за счет обучения различным видам пересказа. Целесообразнее обучать детей созданию собственного высказывания.

    В ходе анализа художественного произведения дети вместе с учителем наблюдают, как  оно «сделано», знакомятся со способами  выражения эмоций, характеристики персонажей, с назначением отдельных элементов  текста. При этом идет работа над  всеми сторонами текста – содержательной, структурной, языковой – в их единстве. Такая работа требует опоры на элементарные литературоведческие  знания и на знания по речеведению, получаемые на уроках русского языка. Затем перед ребенком ставится речевая задача и идет поиск средств ее решения. При этом дети используют средства, аналогичные тем, с которыми знакомились на уроке чтения, для воплощения своего речевого замысла.

    Таким образом, происходит взаимосвязанное  формирование смысловых читательских и речевых умений. Каждому читательскому умению соответствует речевое умение.

    Система речевых умений включает 6 умений:

    1. Умение отбирать и использовать  для воплощения собственного  речевого замысла языковые средства, аналогичные изученным.

    2. Умение передавать свои жизненные  впечатления с помощью создания  словесного художественного образа.

    3. Умение выстраивать композицию  собственного высказывания, исходя  из речевой задачи.

    4. Умение раскрыть авторский замысел  через введение в текст образа  – персонажа, создание пейзажа.

    5. Умение подчинить авторскому  замыслу все элементы текста.

    6. Умение раскрыть основную мысль  текста.

    Существует  еще одно обстоятельство, характеризующее  процесс смыслового чтения и уровень самостоятельности читателя, а именно то, сколько времени ему полезно проводить за чтением, чтобы оно его обогащало, а не одурманивало мозг. В этом отношении современные научные знания таковы: ребенок- первоклассник может продуктивно заниматься чтением без перерыва не более 10-15 минут; для второклассника эта норма увеличивается вдвое; в 3 классе самостоятельное вдумчивое чтение книги может продолжаться от часа до полутора часов; в 4 классе - не более 2 часов подряд; потом надо непременно сделать длительный перерыв, как бы не хотелось продолжить чтение.

    Таким образом, смысловые читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

 

    Заключение 

В процессе изучения психолого-лингвистической литературы по проблеме исследования получены следующие  выводы:

- применительно  к акту смыслового чтения существенное значение приобретает современное представление ряда психологов о многоуровневой организации когнитивных структур;

-  в процессе смыслового чтения принято выделять понимание содержания прочитанного;

- считая необходимой  подготовку детей к овладению  смыслового чтения, А.П. Нечаев придавал решающее значение формированию психологической основы навыка смыслового чтения, в качестве которой он рассматривал широкое развитие мыслительных процессов и наглядно-чувственной сферы детей;

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

2. Работа по  формированию системы смысловых читательских умений продолжается.

3. Исследования  на выявление уровня сформированности смысловых читательских умений и уровня литературного развития будут проводиться в конце каждой четверти.

Рекомендации 
 

    Список  литературы:

    1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 2002.

    2. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 2003.

    3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2005

    4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 2000 - №5

    5. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 2000

    6. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2002

    7. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа – 2000 - №11

    8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000

    9. Козырева А.С. Виды работы над  текстом на уроках чтения //Начальная  школа. – 1990 - №3.

    10.Колесникова  О.И. Филологические основы работы  над произведением на уроках  литературного чтения //Начальная  школа. – 2000 №11.

    11. Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1981. - №5.

    12. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 1985. - №12.

    13. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с.

    14. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М.: Просвещение, 1988.

    15. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.

    16. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994.

    17. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981.

    18. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967.

    19. Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению// Начальная школа. – 2007.- №12

    20.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2004.

    21. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1975.

    22. Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 1955

    23. Михалков С.В. Учись читать// Начальная школа. 2003. №3

    24. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976

    25. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу// Начальная школа. – 1997. - №5.

    26.Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972.

Информация о работе Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников