Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:04, курсовая работа
Объект - навыки смыслового чтения
Предмет исследования – приемы формирования смысловых читательских умений.
Цель курсовой работы - обосновать приемы формирования смысловых читательских умений у младших школьников.
Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование методики формирования читательских умений
1.1Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников смысловых читательских умений
1.2 Понятие «умения смыслового чтения » и их формирование у младших школьников в методической литературе
1.3 ППХ детей младшего школьного возраста !!
Заключение
Список литературы
5.
Умение видеть авторскую
Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.
6.
Умение осваивать
Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.
В реальном процессе восприятия все смысловые читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.
Таким образом, каждое смысловое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
С анализом художественного произведения теснейшим образом связано и второе направление литературного развития младших школьников – воспитание «маленького писателя» (М.А. Рыбникова). Эстетический подход к изучению литературы требует отказа от привычного для начальной школы пути развития речи детей за счет обучения различным видам пересказа. Целесообразнее обучать детей созданию собственного высказывания.
В
ходе анализа художественного
Таким образом, происходит взаимосвязанное формирование смысловых читательских и речевых умений. Каждому читательскому умению соответствует речевое умение.
Система речевых умений включает 6 умений:
1.
Умение отбирать и
2.
Умение передавать свои
3. Умение выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из речевой задачи.
4.
Умение раскрыть авторский
5. Умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста.
6.
Умение раскрыть основную
Существует еще одно обстоятельство, характеризующее процесс смыслового чтения и уровень самостоятельности читателя, а именно то, сколько времени ему полезно проводить за чтением, чтобы оно его обогащало, а не одурманивало мозг. В этом отношении современные научные знания таковы: ребенок- первоклассник может продуктивно заниматься чтением без перерыва не более 10-15 минут; для второклассника эта норма увеличивается вдвое; в 3 классе самостоятельное вдумчивое чтение книги может продолжаться от часа до полутора часов; в 4 классе - не более 2 часов подряд; потом надо непременно сделать длительный перерыв, как бы не хотелось продолжить чтение.
Таким образом, смысловые читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.
Заключение
В процессе изучения
психолого-лингвистической
- применительно к акту смыслового чтения существенное значение приобретает современное представление ряда психологов о многоуровневой организации когнитивных структур;
- в процессе смыслового чтения принято выделять понимание содержания прочитанного;
- считая необходимой подготовку детей к овладению смыслового чтения, А.П. Нечаев придавал решающее значение формированию психологической основы навыка смыслового чтения, в качестве которой он рассматривал широкое развитие мыслительных процессов и наглядно-чувственной сферы детей;
Таким образом,
можно сделать следующие
1. Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.
2. Работа по формированию системы смысловых читательских умений продолжается.
3. Исследования
на выявление уровня
Рекомендации
Список литературы:
1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 2002.
2. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 2003.
3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2005
4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 2000 - №5
5. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 2000
6. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2002
7. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа – 2000 - №11
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000
9. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 - №3.
10.Колесникова
О.И. Филологические основы
11. Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1981. - №5.
12. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 1985. - №12.
13. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с.
14. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М.: Просвещение, 1988.
15. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.
16. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994.
17. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981.
18. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967.
19. Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению// Начальная школа. – 2007.- №12
20.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2004.
21. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1975.
22. Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 1955
23. Михалков С.В. Учись читать// Начальная школа. 2003. №3
24. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976
25. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу// Начальная школа. – 1997. - №5.
26.Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972.
Информация о работе Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников