Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:32, аттестационная работа
Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста.
Среди детей моей подготовительной логопедической группы есть такие воспитанники, которые посещают детский сад один, два и даже три года. Однако здесь же есть дети, не получавшие ранее логопедической помощи и принятые в группу по направлению медико-педагогической комиссии на один учебный год.
Пояснительная записка: ……………………………………
1) Паспорт проекта: ………………………………………………….
сведения о детях, на которых рассчитаны предоставляемые материалы; ……………………………….................................
объём в часах, продолжительность курса; …………………..
сведения об апробации проекта ………………………………
2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны. ……………………………………………………………
3) Цель и задачи проекта. …………………………………………
Теоретическое обоснование проекта. ……………………..
1) Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе проекта, их обоснование. ……………………………………………
2) Характеристика возрастных психологических особенностей детей, на обучение которых направлен данный проект. …………..
3. Содержательный модуль. …………………………………..
1) Разделы, темы, содержание тем. …………………………………
2) Перечень основных изучаемых / формируемых понятий (словарь). ……………………………………………………………..
3) Отражение видов деятельности …………………………………
4) Отражение дифференциации, индивидуализации обучения. …..
5) Отражение межпредметных связей. ……………………………..
6) Список литературы, рекомендуемой для педагогов. …………...
4. Методический модуль. …………………………………………
1) Описание методики (технологии) логопедической работы……………………………………………………………. …...
2) Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения. ……………………………………………………………..
3) Мониторинг, система обратной связи, отслеживания результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля. ………………………………………………….
4) Результаты работы. …………………
Высокий
уровень речи.
Лексика |
Грамматическая структура речи |
Развитие речи |
Ребенок
знает основные признаки живого, устанавливает
связи между состоянием живых
существ, средой обитания и соответствием
условий потребностям. Владеет предметными
понятиями в соответствии с программой,
устанавливает под руководством
педагога и самостоятельно частные
и общие связи. Моделирует признаки
объектов и связи. Познавательное отношение
устойчиво. |
Ребенок достаточно точно понимает значения слов, выражаемых приставками и суффиксами, различает морфологические элементы слов, выражающие значение числа и рода. В достаточной степени понимает логико-грамматические структуры, выражающие причинно-следственные, временные и пространственные отношения. | Ребенок владеет
речевыми умениями. Инициативен и
самостоятелен в придумывании сказок,
способен составлять тексты разного
типа: описание, повествование, рассуждение.
Его описания включают называние
объекта, его детали и качества. При
повествовательном рассказе просматривается
четкая структура текста, а также
ребенок способен разбивать текст
на составные части.
Так
же ребенок свободно вступает в диалог
со сверстниками и взрослыми, активно
общается на познавательные темы. |
3)
Мониторинг, система
обратной связи,
отслеживания результатов
обучения. Формы текущего,
промежуточного, итогового
контроля, методы
оценки знаний, умений,
навыков.
В моей работе формой текущего, промежуточного, итогового контроля речевого развития детей является диагностика.
При проведении диагностики я опиралась на материалы обследования, изложенные в практических пособиях Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» и Кирьяновой Р. А. «Комплексная диагностика дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (материалы специалиста дошкольного учреждения), а так же я руководствовалась такими пособиями как: «Логопедическое обследование ребенка» Большаковой С. Е., «Дидактический материал по обследованию речи детей» Бессоновой Т. Б., Грибовой О.Е., « Альбом для логопеда» Иншаковой О.Б., «Методические рекомендации к логопедической диагностике и коррекции» Смирновой И. А.
Одним
из методов проведения диагностики
на выявление уровня лексико-грамматических
представлений у детей с ОНР
считаю схему логопедического
1. Исследование словарного состава языка.
Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:
солнышко какое? — теплое, яркое..
какие овощи растут на грядке? — огурцы...
подбор синонимов, антонимов, родственных слов;
выявление общих категориальных названий. Например: машина, автобус, трамвай — это? (транспорт)
Отметить:
-
соответствие словаря
- наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
- точность употребления слов.
2. Обследование грамматического строя речи.
а) Состояние функций словоизменения:
- преобразование единственного числа существительных во множествен-ное в именительном падеже;
-
образование формы
- согласование с числительными (2 и 5).
б) состояние функции словообразования:
- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- образование прилагательных (относительных, качественных, притяжа-тельных);
-
образование названий
-
образование глаголов с
3. Состояние связной речи.
а) Воспроизведение знакомой сказки:
- по памяти;
- по серии картинок.
Сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».
б)Составление
рассказа по серии сюжетных картинок.
Отметить:
- логическую последовательность в изложении событий;
- характер аграмматизма;
- особенности словаря.
4.
Обработка полученной информации, заполнение
диагностических карт.
Диагностика детей с ОНР не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений, навыков. Для ребенка старшего дошкольного возраста в первую очередь важно не то, каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, а то, каким способом эти знания были ребенком освоены.
Таким
образом, определенный набор знаний,
которым обладает ребенок, далеко не
всегда указывает на его реальные
результаты. Поэтому при подборе
методов и диагностического материала
мною учитывались психологические
особенностей детей и структура
речевого дефекта.
Перечень
методов и диагностического
материала для
обследования лексико-грамматического
строя речи.
1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.
2. Картинки с изображением действий:
мальчик рисует;
девочка поливает цветы;
мама моет посуду;
бабушка вяжет носки;
мальчик играет с мячом;
девочка прыгает через скакалку и т. д.
3. Картинки с изображением разного количества предметов:
стол
— столы; шапка — шапки; ведро — ведра.
Игра «Один - много».
Цель: выявить умение
детей самостоятельно образовывать существительное
множественного числа от существительного
единственного числа.
Ход: Логопед показывает картинку с изображением
одного предмета и предлагает ребенку
найти картинку с изображением этого же
предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар — шары; дом — дома; ведро — вёдра и т. д.
Логопед показывает картинку и называет: шар.
— А у тебя, — спрашивает логопед, — что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким
образом, предлагается назвать все
картинки (5—6 картинок).
Игра «Лови и называй».
Логопед:
Я буду бросать мяч и называть
слова, которые обозначают один предмет;
ты, бросая мяч; будешь мне называть
слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры
«Один — много». Логопед бросает
мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок
возвращает мяч называя слово «дома».
Нужно научить ребенка сочетать движение
со словом. Логопед называет от пяти до
восьми слов.
4.
Картинки с изображением больших и маленьких
предметов.
Игра «Большой — маленький».
Цель: Выявить
умения детей образовывать с помощью
суффиксов существительных
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки — большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Логопед
предлагает рёбенку назвать кружки
без слов «большой» и «маленький».
Это? — показывает на маленький
кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? показывает логопед на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы под кругом.
Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик..
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Логопед
предлагает назвать сначала большие
предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч;
елочка, шарик, мячик.
5. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина).
Ленточки — длинная, короткая.
Забор высокий, низкий.
Веревка — толстая, тонкая.
6.
Картинки с изображением двух и пяти
предметов.
Игра «Назови, сколько».
Картинки перевернуты. Ребенок их не видит.
Цель: Выявить умение детей согласовать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.
Ход: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.
— Это ... (ребенок наугад называет любой предмет). Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.
Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.
Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.
-
Перед тобой 4 карточки, но у
меня есть еще и пятая,