Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:32, аттестационная работа
Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста.
Среди детей моей подготовительной логопедической группы есть такие воспитанники, которые посещают детский сад один, два и даже три года. Однако здесь же есть дети, не получавшие ранее логопедической помощи и принятые в группу по направлению медико-педагогической комиссии на один учебный год.
Пояснительная записка: ……………………………………
1) Паспорт проекта: ………………………………………………….
сведения о детях, на которых рассчитаны предоставляемые материалы; ……………………………….................................
объём в часах, продолжительность курса; …………………..
сведения об апробации проекта ………………………………
2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны. ……………………………………………………………
3) Цель и задачи проекта. …………………………………………
Теоретическое обоснование проекта. ……………………..
1) Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе проекта, их обоснование. ……………………………………………
2) Характеристика возрастных психологических особенностей детей, на обучение которых направлен данный проект. …………..
3. Содержательный модуль. …………………………………..
1) Разделы, темы, содержание тем. …………………………………
2) Перечень основных изучаемых / формируемых понятий (словарь). ……………………………………………………………..
3) Отражение видов деятельности …………………………………
4) Отражение дифференциации, индивидуализации обучения. …..
5) Отражение межпредметных связей. ……………………………..
6) Список литературы, рекомендуемой для педагогов. …………...
4. Методический модуль. …………………………………………
1) Описание методики (технологии) логопедической работы……………………………………………………………. …...
2) Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения. ……………………………………………………………..
3) Мониторинг, система обратной связи, отслеживания результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля. ………………………………………………….
4) Результаты работы. …………………
2) Перечень основных понятий.
Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.
Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие общее недоразвитие речи предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрия и т. д.
Грамматический строй речи – это вся морфологическая система языка и синтаксическая структура предложения.
Лексический строй речи – подразумевает под собой структуру значения слова.
Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.
При
устранении речевых нарушений используются
понятия: логопедическое воздействие»,
«коррекция», «компенсация», «развитие»,
«обучение», «воспитание», «перевоспитание»,
«коррекционно-
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).
Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в компенсации играет центральная нервная система. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе специальной системы логопедического воздействия, в процессе которой формируются компенсации.
Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Дислалия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физеологическими дефектами речевого аппарата.
Сопряженная речь – одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов или фраз.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственное действие по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различия и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Аграмматизм
– нарушение понимания и употребления
грамматических средств языка.
3)
Отражение видов деятельности,
используемых для реализации
проблемы: «Совершенствование
лексико-грамматических
категорий у детей с
ОНР через систему развивающих
игр».
Месяц | № недели | Лексичес
кая тема |
Граммати
ческая тема |
Элементы содержания образования | Система
развивающих игр |
сентябрь | 1 | Д И А Г Н О С Т И К А | |||
2 | |||||
3 | «Лето» |
«Развитие высших психических функций» |
1-Повторить
названия летних месяцев,
-Наблюдения за изменениями в природе в летнее время года; 2-Развивать речевое внимание и память детей; 3-Продолжать
учить при ответе на вопрос
строить полные и четкие |
| |
4 | «Овощи» |
«Составление 4-словных предложений с введением одного определения» | 1-Повторить
когда собирают урожай, где растут
овощи, их польза;
2-Учить детей подбирать к предмету точное определение, -продолжать
учить подсчету количества 3-Составление
4-словных предложений с |
| |
октябрь | 1 | «Фрукты» |
«Сложносочиненное предложение с союзом А» |
1-Уточнить с
детьми, где растут фрукты, в чем
их польза,
2-Уточнить понятия: слово, предложение, действие, -Активизировать словарь детей; 3-Учить детей
составлять сложное |
|
2 | «Ягоды, грибы. Лес» |
«Предлоги В, НА, ПОД» |
1-Повторить
названия грибов и ягод, животных
и птиц, обсудить их пользу
лесу, особенности;
2-Уточнить пространственные
отношения, выраженные -Учить детей
составлять предложения по |
| |
3 | «Осень. Деревья» |
«Дательный падеж множественно го числа существитель- ных» |
1-Уточнение
представлений о строении его
тела и назначении отдельных
частей чела. Необходимые правила
гигиены тела;
2- Учить образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголами. |
| |
4 | «Перелетные птицы» |
«Работа над фразой» |
1-Повторить
названия птиц, улетающих в теплые
края, сроки отлета и прилета
птиц, их повадки и жилье;
2-Обогащение лексики синонимами и родственными словами. |
| |
ноябрь | 1 | «Части тела» |
«Творительный падеж множественно го числа существительных» | 1-Уточнить с
детьми назначение и детали
одежды, обуви, головных уборов, их
взаимосвязь с временами года;
2-Учить детей согласовывать существительные в творительном падеже множественного числа с глаголом. |
|
2 | «Одежда, обувь, головные уборы» |
«Глаголы совершенного и несовершенно го вида» | 1-Уточнить назначение
посуды, из чего она сделана,
где ее хранят;
2-Учить детей
образовывать глаголы |
| |
3 | «Посуда» |
«Несклоняемые
существитель-
ные» |
1-Повторить
виды мебели, ее назначение;
2-Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях. |
| |
4 | «Мебель» | «Согласование
местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существитель-
ными» |
1-Повторить
виды мебели, ее назначение;
2- Учить детей
согласовывать местоимения и
существительные в роде и |
| |
декабрь | 1 | «Зима. Зимующие птицы» | «Работа над пересказом» | 1-Обобщить знания
детей о зиме, ее признаках,
о сезонных изменениях в 2-развитие временной ориентации. |
|
2 | «Домаш-
ние животные» |
«Приставочные глаголы» | 1-Повторить
названия домашних животных, в
чем их польза,
-Любовь человека к животным; 2-учить подбирать нужный по смыслу приставочный глагол. -Учить выделять
приставочную часть слов- |
| |
3 | «Дикие животные наших лесов» | «Работа над фразой» | 1-Побеседовать
о повадках животных, их внешнем
виде, где они живут, чем питаются,
названия их детенышей;
2-закреплять
навык самоконтроля за |
| |
4 | «Новогод-
ний праздник» |
«Предлог ИЗ-ПОД» | -Учить детей
выделять в предложении и -Уточнить пространственное значение данного предлога. |
| |
январь | 2 | «Профес-
сии» |
«Пересказ рассказа» | 1-Закреплять
представления детей о -Обогащение лексики названиями профессий; 2-Учить восстанавливать фразу по названному действию |
|
3 | «Живот-
ные жарких и холодных стран» |
«Родительный падеж множественного числа» | 1-Уточнить названия
животных и их места обитания
в природе; их различия;
2-Учить правильно образовывать существительные в родительном падеже множ. числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы |
| |
4 | «Зимние забавы» | «Беседа по картине» | 1-Различение
и закрепление употребления 2-Образование и подбор родственных слов к слову "зима", -Подбор синонимов к глаголу НАДЕТЬ |
| |
февраль | 1 | «Наш город. Улица. Дом» | «Согласование
числительного и существитель-
ного в родительном падеже» |
1-Вспомнить
достопримечательности нашего -Установить
отличия улицы от площади, 2-Учить согласовывать
части речи во фразе, |
|
2 | «Наша Родина – Россия» | «Согласование
числительного и существитель-
ного в творительном падеже» |
1-Воспитание
любви к родной стране, гордости
за нее,
-Обогащение речи образными выразительными средствами; 2-Согласование
числительных с |
| |
3 | «Защитни-
ки отечества» |
«Обучение самостоятель-
ной постановки вопросов» |
1-Воспитание
уважения, любви и благодарности
к людям, защищающим Родину
от врагов;
2-Усвоение словообразования
существительных, обозначающих |
| |
4 | «Транс-
порт Правила дорожно- го движения» |
«Предлог С/СО» | 1-Вспомнить
различные виды транспорта, его
назначение.
-Названия профессий людей, управляющих транспортом; 2-Познакомить
детей с пространственным |
| |
март | 1 | «Комнат-
ные растения» |
«Предлог НАД» | 1-Уметь использовать
в своей речи названия 2-Уточнить пространственные
отношения, выраженные |
|
2 | «Семья. Женский
день –
8 марта» |
«Беседа по сюжетной картине» | 1-Закрепить
представления о семье, 2-Различение
по смыслу сходных -Развитие зрительного внимания и памяти. |
| |
3 | «Рыбы» | «Притяжательные
прилагатель-
ные» |
1-Повторить
названия рыб, их особенности,
среду обитания;
2-Закрепить умение
детей образовывать |
| |
4 | «Весна» | «Составление рассказа» | 1-Обобщить знания
о первых приметах весны в
природе, как животные и птицы
встречают весну;
2- Установление причинно-следственных связей. |
| |
апрель | 1 | «Хлеб. Сельско-
хозяйственные работы» |
«Родственные слова» | 1-Воспитание
уважения и бережного -Упражнения
в употреблении в речи 2-познакомить детей в доступной форме с понятием "родственные слова" |
|
2 | «Космос» | «Обучение самостоятельной постановки вопросов» | 1-Обогащение
словарного запаса по теме;
2-Усвоение словообразования
существительных, обозначающих |
| |
3 | «Сказки Пушкина» | «Относитель-
ные прилагатель- ные» |
1-учить узнавать
сказку по ключевым словам
2-Совершенствовать навыки словообразования. |
| |
4 | «Русские народные сказки» | «Работа над рассказыва-нием» | 1-Учить подбирать
характеристики сказочным 2-Обогащение
лексики синонимами и -Закреплять
навык самоконтроля за |
| |
май | 1 | «Насеко-
мые» |
«Предлог ИЗ-ЗА» (закрепление всех изученных предлогов) | 1-Обобщить знания
детей о жизни насекомых, их
сравнении и маскировке.
2-Уточнить пространственное значе-ние предлога ИЗ-ЗА, -Упражнять детей
в правильном употреблении |
|
2 | «Школа. Школьные принад-лежности» | «Образование
существитель-
ных женского рода» |
1-Побеседовать
о назначении школы и школьных
принадлежностей;
2-Образование существительных женского рода от исходного - мужского рода |
| |
3 | Д И А Г Н О С Т И К А | ||||
4 |
4)
Отражение дифференциации
и индивидуализации
обучения.
Чтобы обеспечить результативное решение проблемы речевого развития и важность совершенствования лексико-грамматических категорий необходимо обеспечить дифференциацию и индивидуализацию логопедической работы с детьми.
При
реализации личностно-ориентированного
подхода в коррекции лексико-
На этом этапе я выделяю объем речевых навыков ребенка, сопоставляю его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяю соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности.
Также
я провожу анализ взаимодействия
между процессом овладения
Для этого я выделила для себя три этапа обследования.
Первый этап – ориентировочный. Заполняется карта развития ребенка со слов родителей, изучается документация, проводится беседа с ребенком.
На втором этапе проводится обследование компонентов языковой системы (обследование речевого слуха, грамматического строя речи, словаря, связной речи) и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.
На третьем этапе проводится динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения, и уточняются проявления дефекта.
Логопедическое
заключение раскрывает состояние речи
и нацеливает на преодоление специфических
трудностей ребенка. Это необходимо
для правильной организации
В комплектовании групп для подгрупповых занятий я учитываю следующие индивидуальные особенности:
Поскольку
проявление речевого недоразвития у
детей отличается большой вариативностью,
мною предусматривается
Систематическая
целенаправленная, коррекционно-развивающая
работа, построенная на индивидуально-
Основные
подходы к осуществлению
индивидуализации и
дифференциации работы
по совершенствованию
лексико-грамматической
стороны речи детей.
Основные пункты плана:
- на фронтальных занятиях
- на подгрупповых занятиях
- на индивидуальных занятиях
С
целью обеспечения гармоничного
развития каждого ребенка, осуществления
взаимодействия и преемственности логопеда
с воспитателями и специалистами ДОУ логопедическая
работа в целом и, в частности, формирование
лексико-грамматического строя речи детей
предусматривает осуществление межпредметных
связей: с работой по математике, развитию
речи, познавательному развитием, музыкальному
воспитанию, обучению грамоте, изодеятельности
и т.д. При этом логопедические занятия
становятся более интересными, содержательными,
разноплановыми и позволяют решить комплекс
развивающих, воспитательных, образовательных
и коррекционных задач.
Задача
использования развивающих игр
по конкретному разделу программы определяется
целью их обучающего, воспитывающего и
коррекционного воздействия и направлена
на реализацию проблемы совершенствования
лексико-грамматического строя речи детей.
Весь лексико-грамматический материал
опирается на знания детей об окружающем
мире и их личный опыт. Поэтому развивающие
игры являются эффективным и действенным
средством осуществления межпредметных
связей в решении проблемы развития лексико-грамматических
представлений у детей.