Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:32, аттестационная работа

Описание работы

Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста.
Среди детей моей подготовительной логопедической группы есть такие воспитанники, которые посещают детский сад один, два и даже три года. Однако здесь же есть дети, не получавшие ранее логопедической помощи и принятые в группу по направлению медико-педагогической комиссии на один учебный год.

Содержание

Пояснительная записка: ……………………………………
1) Паспорт проекта: ………………………………………………….
сведения о детях, на которых рассчитаны предоставляемые материалы; ……………………………….................................
объём в часах, продолжительность курса; …………………..
сведения об апробации проекта ………………………………
2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны. ……………………………………………………………
3) Цель и задачи проекта. …………………………………………
Теоретическое обоснование проекта. ……………………..
1) Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе проекта, их обоснование. ……………………………………………
2) Характеристика возрастных психологических особенностей детей, на обучение которых направлен данный проект. …………..
3. Содержательный модуль. …………………………………..
1) Разделы, темы, содержание тем. …………………………………
2) Перечень основных изучаемых / формируемых понятий (словарь). ……………………………………………………………..
3) Отражение видов деятельности …………………………………
4) Отражение дифференциации, индивидуализации обучения. …..
5) Отражение межпредметных связей. ……………………………..
6) Список литературы, рекомендуемой для педагогов. …………...
4. Методический модуль. …………………………………………
1) Описание методики (технологии) логопедической работы……………………………………………………………. …...
2) Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения. ……………………………………………………………..
3) Мониторинг, система обратной связи, отслеживания результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля. ………………………………………………….
4) Результаты работы. …………………

Работа содержит 1 файл

КОПИЯ ПРОЕТА НАДООО.docx

— 120.48 Кб (Скачать)
Примерный перечень игр математического  содержания:
  1. «Что в магазине?»
  2. «Пиф считает»
  3. Разложи картинки» (по сходству геометрических форм)
  4. «Пара к паре»
  5. «Что это» (описание формы)
  6. «Кто первый»
  7. «Кто подберет больше слов к цифре 2, 3, 4, 5
Примерный перечень игр познавательного  содержания:
  1. «Собираем урожай»
  2. «Профессии»
  3. «Вершки-корешки»
  4. «Волшебное дерево»
  5. «Что где растет»
  6. «Разложи по полочкам»
  7. «Из чего сделана посуда»
Примерный перечень игр по обучению грамоте:
  1. «Половинки»
  2. «Восстанови слово»
  3. «Одинаковое – разное»
  4. «Измени слово»
  5. «Строители»
  6. «Слоговой магнитофон»
  7. «Распутай буквы»
Примерный перечень музыкально-дидактических  игр:

Игры - путешествия:

  1. «Путешествие в гости к зиме»
  2. «Путешествие в гости к весне»
  3. «Путешествие к лесному болотцу»

Игры – импровизации:

  1. «Я – кленовый листочек»
  2. «Тополиные пушинки»
  3. «Стрекоза»
Примерный перечень словесных  игр:
  1. «Чего не хватает?»
  2. «Одень Машу»
  3. «Портной»
  4. «Водичка»
  5. «Писатель»
  6. Объясни Буратино»
  7. «Шейте сами»
Примерный перечень игр по ознакомлению с художественной литературой:
  1. «На выставке»
  2. «Играем со сказкой»
  3. «Нарисуй картину словами»
  4. «Придумай сказку»
  5. «Загадка»
  6. «На что это похоже?»
  7. «Что делали пчелы?» (по сказке А. Милна «Вини-Пух и все-все-все».)
 
 

6) Список литературы, рекомендуемой для педагогов. 

  1. Алябьева  Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. –  М: 2005.
 
  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя  речи. – 2-е изд., - М: 2005.
 
  1. Быстрова  Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.: 2004.
  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. – СПб.: 2002.
 
  1. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М: 2001
 
  1. Волина  В.В. Учимся играя. М:1994
 
  1. Капышева  Н.Н. Составление рассказа по серии  картинок с использованием картинно-символического плана. // Логопедия. – 2004 - №2 – с.58-60
 
  1. Лопатина  Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление  речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное  пособие. – СПб.: 2001
 
  1. Смирнова  Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим  недоразвитием речи (пособие для  логопедов, дефектологов и воспитателей). Москва: 2005.
 
  1. Ткаченко  Т.А. Использование схем в составлении  описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990 – №10 – с.16-21
 
  1. Тумина  Л.Е. Путешествие в волшебный мир  сказки. // Логопедия. – 2004 - №1 – с.72-76
 
  1. Устилец А.В. Нетрадиционные формы работы с  детьми, имеющими нарушения речи. // Логопед в детском саду. – 2004 - №2 – с.52-60
 
  1. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и  упражнения для дошкольников. –  М: 2003.
 
 

4. Методический модуль. 

  1. Описание  методики логопедической работы.
 

   При устранении речевых нарушений ведущим  является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

   Логопедическое  воздействие осуществляется различными методами: 
практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

  На  каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения  правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа образование существительных множественного числа в родительном падеже мною преимущественно используются практические и наглядные методы, а при формировании связной речи или введении в речь предлогов, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

  При устранении общего недоразвития речи через игру также используются практические и наглядные методы. В то же время  при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.

  К практическим методам в своей работе я отношу упражнения, игры и моделирование.

    Упражнения в логопедической работе эффективны при устранении неправильных окончаний имен существительных, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения упражнений создаются предпосылки для правильного употребления в речи существительных в различных падежных формах. На этапе введения новой падежной формы я формирую навык произнесения правильного окончания сначала в слове, путем дополнительных вопросов, а затем в словосочетаниях, предложениях и связной речи.

  Освоение  правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который  требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.

  Упражнения  подразделяются на подражательно-исполнительские,  творческие и игровые. Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В моей работе большое место занимают упражнения практического характера (классификация предметов по картинкам, выделение четвертого лишнего, назывании частей предмета при формировании структуры значения слова; при развитии антонимии, синонимии и т.д.). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более свертывается, заменяется словесным обозначением.

   В упражнениях творческого  характера мною  отрабатываются усвоенные навыки в новых условиях на новом речевом материале. Так, при формировании связной речи, дети составляют рассказ о лисе сначала с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем самостоятельно используют полученные знания в рассказе о животных наших лесов (т.е. навык переносится в новые условия).

   В своей коррекционной работе я  также использую игровые упражнения (например, имитация действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы), т.к. они вызывают эмоционально-положительный настрой детей и снимают у них напряжение.

   Выполнение  любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются  следующие условия:

   - осознание ребенком цели. Это  зависит от четкости постановки  задачи, использования правильного  показа способов выполнения, расчлененности  показа сложных упражнений с  учетом возрастных особенностей  ребенка и тяжести диагноза;

   - систематичность, которая реализуется  в многократном повторении (на  логопедических занятиях, вне их, на занятиях воспитателей, в свободное  время с использованием разнообразного  речевого материала и различных  ситуаций речевого общения);

- постепенное  усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

- осознанное выполнение практических и речевых действий;

- самостоятельное  выполнение на заключительном  этапе коррекции (хотя на начальных  этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью педагога);

- дифференцированный анализ и оценка выполнения.

   Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другим приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, в играх «Что в магазине?», «Вызов врача», «Юный архитектор», «Отгадай, что это за животное?», «Два брата ИК и ИЩ» дети распределяют роли, с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образ людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.

   В игровом методе ведущая роль принадлежит  мне, я подбираю игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяю роли, организую и активизирую деятельность детей.

   Этот  метод хорошо реализовал себя при  использовании игр-бесед, где я вместе с детьми отправляюсь в путешествие к лесному болотцу или на лесную опушку, где дети превращаются в маленькое деревце или в паучка или представляют себя камнем у дороги и рассказывают о своих впечатлениях в этой роли. Эти игры-беседы предоставляют прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда ребенок свои действия сопровождает описанием, подбирая образные, точные выражения (см. приложение «Развитие воображения и речи у детей с ОНР»).

   Так же в своей работе я использую  логоигры, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Слушая их, ребенок наблюдает законы словообразования и словоизменения, различные способы обогащения словарного запаса в интересной и радостной форме. Например, сказка «Почему птицы не все на юг улетают или от чего ворона вороной зовется» - рассказывает о зимующих и перелетных птицах, сказка «Спор животных» - показательно рассказывает о пользе домашних животных, сказка «Чудесный ручеек» - раскрывает ребенку различные способы словообразования.

   В связи с этим считаю этот метод  наиболее эффективным в формировании лексико-грамматических категорий, т.к. играя с детьми, я могу наблюдать  степень сформированности каждой грамматической формы и ее использование в  речи детей.

   Также с детьми моей подготовительной группы я использую различные игры с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации.  
Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

   Так, в своей работе я использую  игры в песочнице. Играя с песком, дети легче усваивают грамматический материал, что для детей с ОНР  особенно важно, так как сочинение  и обыгрывание сказки является сильным  стимулятором концентрации внимания (см. приложение «Игры в песочнице»).

   Метод моделирования используется мною в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Эффективность его использования зависит от следующих условий:

   - модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;

   - быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

   - должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

   Широкое применение получило знаково-символическое  моделирование. Например, при формировании семантической стороны речи используются графические схемы структуры  предложения. При работе с предлогами и приставками я также использую  символические схемы.

  Использование модели предполагает определенный уровень  сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Информация о работе Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр