Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:32, аттестационная работа
Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста.
Среди детей моей подготовительной логопедической группы есть такие воспитанники, которые посещают детский сад один, два и даже три года. Однако здесь же есть дети, не получавшие ранее логопедической помощи и принятые в группу по направлению медико-педагогической комиссии на один учебный год.
Пояснительная записка: ……………………………………
1) Паспорт проекта: ………………………………………………….
сведения о детях, на которых рассчитаны предоставляемые материалы; ……………………………….................................
объём в часах, продолжительность курса; …………………..
сведения об апробации проекта ………………………………
2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны. ……………………………………………………………
3) Цель и задачи проекта. …………………………………………
Теоретическое обоснование проекта. ……………………..
1) Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе проекта, их обоснование. ……………………………………………
2) Характеристика возрастных психологических особенностей детей, на обучение которых направлен данный проект. …………..
3. Содержательный модуль. …………………………………..
1) Разделы, темы, содержание тем. …………………………………
2) Перечень основных изучаемых / формируемых понятий (словарь). ……………………………………………………………..
3) Отражение видов деятельности …………………………………
4) Отражение дифференциации, индивидуализации обучения. …..
5) Отражение межпредметных связей. ……………………………..
6) Список литературы, рекомендуемой для педагогов. …………...
4. Методический модуль. …………………………………………
1) Описание методики (технологии) логопедической работы……………………………………………………………. …...
2) Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения. ……………………………………………………………..
3) Мониторинг, система обратной связи, отслеживания результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля. ………………………………………………….
4) Результаты работы. …………………
Примерный
перечень игр математического
содержания:
|
Примерный
перечень игр познавательного
содержания:
|
Примерный
перечень игр по обучению
грамоте:
|
Примерный
перечень музыкально-дидактических
игр:
Игры - путешествия:
Игры – импровизации:
|
Примерный
перечень словесных
игр:
|
Примерный
перечень игр по ознакомлению
с художественной
литературой:
|
6) Список
литературы, рекомендуемой
для педагогов.
4.
Методический модуль.
При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.
Логопедическое
воздействие осуществляется различными
методами:
практические, наглядные
и словесные. Выбор и использование
того или иного метода определяется характером
речевого нарушения, содержанием, целями
и задачами коррекционно-логопедического
воздействия, этапом работы, возрастными,
индивидуально-психологическими особенностями
ребенка и др.
На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа образование существительных множественного числа в родительном падеже мною преимущественно используются практические и наглядные методы, а при формировании связной речи или введении в речь предлогов, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.
При устранении общего недоразвития речи через игру также используются практические и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.
К практическим методам в своей работе я отношу упражнения, игры и моделирование.
Упражнения в логопедической работе эффективны при устранении неправильных окончаний имен существительных, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения упражнений создаются предпосылки для правильного употребления в речи существительных в различных падежных формах. На этапе введения новой падежной формы я формирую навык произнесения правильного окончания сначала в слове, путем дополнительных вопросов, а затем в словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.
Упражнения
подразделяются на подражательно-исполнительские,
В упражнениях творческого характера мною отрабатываются усвоенные навыки в новых условиях на новом речевом материале. Так, при формировании связной речи, дети составляют рассказ о лисе сначала с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем самостоятельно используют полученные знания в рассказе о животных наших лесов (т.е. навык переносится в новые условия).
В своей коррекционной работе я также использую игровые упражнения (например, имитация действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы), т.к. они вызывают эмоционально-положительный настрой детей и снимают у них напряжение.
Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:
-
осознание ребенком цели. Это
зависит от четкости
-
систематичность, которая
- постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
- осознанное выполнение практических и речевых действий;
- самостоятельное
выполнение на заключительном
этапе коррекции (хотя на
- дифференцированный анализ и оценка выполнения.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другим приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, в играх «Что в магазине?», «Вызов врача», «Юный архитектор», «Отгадай, что это за животное?», «Два брата ИК и ИЩ» дети распределяют роли, с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образ людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.
В игровом методе ведущая роль принадлежит мне, я подбираю игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяю роли, организую и активизирую деятельность детей.
Этот метод хорошо реализовал себя при использовании игр-бесед, где я вместе с детьми отправляюсь в путешествие к лесному болотцу или на лесную опушку, где дети превращаются в маленькое деревце или в паучка или представляют себя камнем у дороги и рассказывают о своих впечатлениях в этой роли. Эти игры-беседы предоставляют прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда ребенок свои действия сопровождает описанием, подбирая образные, точные выражения (см. приложение «Развитие воображения и речи у детей с ОНР»).
Так же в своей работе я использую логоигры, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Слушая их, ребенок наблюдает законы словообразования и словоизменения, различные способы обогащения словарного запаса в интересной и радостной форме. Например, сказка «Почему птицы не все на юг улетают или от чего ворона вороной зовется» - рассказывает о зимующих и перелетных птицах, сказка «Спор животных» - показательно рассказывает о пользе домашних животных, сказка «Чудесный ручеек» - раскрывает ребенку различные способы словообразования.
В связи с этим считаю этот метод наиболее эффективным в формировании лексико-грамматических категорий, т.к. играя с детьми, я могу наблюдать степень сформированности каждой грамматической формы и ее использование в речи детей.
Также
с детьми моей подготовительной группы
я использую различные игры с пением, дидактические,
подвижные, творческие, драматизации.
Их использование определяется задачами
и этапами коррекционно-логопедической
работы, характером и структурой дефекта,
возрастными и индивидуально-психическими
особенностями детей.
Так, в своей работе я использую игры в песочнице. Играя с песком, дети легче усваивают грамматический материал, что для детей с ОНР особенно важно, так как сочинение и обыгрывание сказки является сильным стимулятором концентрации внимания (см. приложение «Игры в песочнице»).
Метод моделирования используется мною в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Эффективность его использования зависит от следующих условий:
- модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
- быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
- должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Широкое
применение получило знаково-символическое
моделирование. Например, при формировании
семантической стороны речи используются
графические схемы структуры
предложения. При работе с предлогами
и приставками я также
Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).