Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:32, аттестационная работа
Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста.
Среди детей моей подготовительной логопедической группы есть такие воспитанники, которые посещают детский сад один, два и даже три года. Однако здесь же есть дети, не получавшие ранее логопедической помощи и принятые в группу по направлению медико-педагогической комиссии на один учебный год.
Пояснительная записка: ……………………………………
1) Паспорт проекта: ………………………………………………….
сведения о детях, на которых рассчитаны предоставляемые материалы; ……………………………….................................
объём в часах, продолжительность курса; …………………..
сведения об апробации проекта ………………………………
2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны. ……………………………………………………………
3) Цель и задачи проекта. …………………………………………
Теоретическое обоснование проекта. ……………………..
1) Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе проекта, их обоснование. ……………………………………………
2) Характеристика возрастных психологических особенностей детей, на обучение которых направлен данный проект. …………..
3. Содержательный модуль. …………………………………..
1) Разделы, темы, содержание тем. …………………………………
2) Перечень основных изучаемых / формируемых понятий (словарь). ……………………………………………………………..
3) Отражение видов деятельности …………………………………
4) Отражение дифференциации, индивидуализации обучения. …..
5) Отражение межпредметных связей. ……………………………..
6) Список литературы, рекомендуемой для педагогов. …………...
4. Методический модуль. …………………………………………
1) Описание методики (технологии) логопедической работы……………………………………………………………. …...
2) Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения. ……………………………………………………………..
3) Мониторинг, система обратной связи, отслеживания результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля. ………………………………………………….
4) Результаты работы. …………………
Проект
подготовила и
реализовала в
практической коррекционной
деятельности учитель-логопед
I квалификационной
категории Нестерова
О.В. на базе МБДОУ №
171 «Теремок» г. Оренбурга
Структура
образовательного проекта
на тему: «Формирование
лексико-грамматических
представлений у детей
с ОНР через систему
развивающих игр»
2) Актуальность
проекта, обоснование его 3) Цель и задачи проекта. …………………………………………
1) Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе проекта, их обоснование. …………………………………………… 2) Характеристика
возрастных психологических 3. Содержательный модуль. ………………………………….. 1) Разделы, темы, содержание тем. ………………………………… 2) Перечень основных изучаемых / формируемых понятий (словарь). …………………………………………………………….. 3) Отражение видов деятельности ………………………………… 4) Отражение дифференциации, индивидуализации обучения. ….. 5) Отражение межпредметных связей. …………………………….. 6) Список литературы, рекомендуемой для педагогов. …………... 4. Методический модуль. ………………………………………… 1) Описание методики
(технологии) логопедической работы……………………… 2) Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения. …………………………………………………………….. 3) Мониторинг, система обратной связи, отслеживания результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля. …………………………………………………. 4) Результаты работы. ………………………………………………. |
1
1 1 2 3 3 5 6 6 8 9 9 12 14 21 23 25 26 26 35 39 43 |
Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста.
Среди детей моей подготовительной логопедической группы есть такие воспитанники, которые посещают детский сад один, два и даже три года. Однако здесь же есть дети, не получавшие ранее логопедической помощи и принятые в группу по направлению медико-педагогической комиссии на один учебный год.
Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого из детей разный: есть дети с тяжелыми речевыми расстройствами, имеющие диагноз - ОНР II уровня (10% детей), а также дети с менее выраженными речевыми расстройствами – ОНР III уровня и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (90 % детей)
Для воспитанников группы с диагнозом ОНР II уровня характерна речевая недостаточность, которая проявляется во всех компонентах:
- связная речь состоит только из простых предложений, состоящих из 3-4 слов;
- словарный запас значительно отстает от возрастной нормы;
- грамматические конструкции употребляются с грубыми ошибками;
- звуко-слоговая структура слов нарушена;
- фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен, и смешений
Для воспитанников группы с диагнозом ОНР III уровня характерна развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития:
-
недефференцированное
- неточное употребление многих лексических значений;
-
наличие аграмматизмов (ошибок
в употреблении предлогов,
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерно нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
У отдельных детей группы отмечается несоответствие возрастным нормам в развитии таких психических процессов, как произвольность внимания, логического мышления (что характерно для детей с общим недоразвитием речи).
В
целом же дети группы активны, общительны,
любознательны, проявляют интерес
ко всему новому и необычному. Любят
читать стихи. Они знают большую
часть звуков и букв, 40 % детей
группы умеют читать по слогам. Дети
любят разнообразные игры, упражнения,
задания, легко и прочно усваивают
лексико-грамматический материал, преподнесенный
в игровой форме. Все дети группы
с удовольствием занимаются на логопедических,
познавательных и других видах занятий,
проявляют желание учиться в
школе.
Проблема формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР в подготовительной группе решается в течение всего учебного года. Практико-ориентированный проект реализуется с сентября по май месяц. Первые 2 недели сентября и последние 2 недели мая отводятся на диагностику речевого развития детей.
В
связи с тем, что игровая деятельность
у дошкольников является ведущей, то
система развивающих игр стала
составной частью каждого логопедического
занятия (фронтального, подгруппового,
индивидуального), проводимого с
детьми.
В
проекте разработан
комплекс развивающих
игр для каждой
лексико-грамматической
темы.
Период |
Месяц |
Кол-во лексических тем | Кол-во
грамматичес
ких тем |
Распределение развивающих игр |
I |
сентябрь
октябрь ноябрь |
10 |
21 |
Комплексы развивающих игр в соответствии с
изучаемой лексико- |
II |
декабрь
январь февраль |
11 |
21 | |
III |
март
апрель май |
10 |
22 | |
|
Итого: |
31 |
64 |
Данный проект разрабатывался в процессе поиска решений проблемы повышения эффективности работы по формированию лексико-грамматических категорий через систему развивающих игр.
В
проекте изложен теоретический
и практический материал по использованию
системы логопедических развивающих
игр, направленных на формирование лексико-грамматических
категорий детей подготовительной
к школе группы с общим недоразвитием
речи. Проект успешно реализовался
в работе с детьми в 2005-2006 учебном
году и дал положительные
При
использовании развивающих игр
в логопедической работе, у детей
сформировался устойчивый интерес
к занятиям с логопедом, возросла
потребность к учебной
2)
Актуальность проекта,
обоснование его
необходимости и
новизны.
В настоящее время очень много детей с проблемами в развитии, в том числе в развитии речи. Так, у 65% детей 6-7 летнего возраста уровень речевого развития отличается следующими особенностями:
- словарь бедный, с преобладанием существительных и глаголов;
- речь фразовая, но с аграмматизмами;
- в
разговорной речи преобладают
простые нераспространенные
Такой характер нарушений соответствует третьему уровню общего недоразвития речи по психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной.
Среди
этих проблем речевого развития проблема
формирования лексико-грамматических
категорий выделяется особенно, т.к.
даже элементы ОНР могут в той
или иной степени оказывать
В
связи с этим большое внимание
проблеме формирования лексико-грамматических
категорий уделяли такие
Т. А. Ткаченко, в книге «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет) пишет: «Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций».
Учитывая структуру дефекта у детей с ОНР, в проекте используется новый подход сочетания игр, направленных на развитие у детей высших психических функций (восприятие, внимание, память), а также на формирование целостного восприятия предмета, зрительно-моторных координаций и моторику пальцев рук. Что, в свою очередь, значительно облегчает работу по формированию лексико-грамматических категорий.