Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:32, аттестационная работа

Описание работы

Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста.
Среди детей моей подготовительной логопедической группы есть такие воспитанники, которые посещают детский сад один, два и даже три года. Однако здесь же есть дети, не получавшие ранее логопедической помощи и принятые в группу по направлению медико-педагогической комиссии на один учебный год.

Содержание

Пояснительная записка: ……………………………………
1) Паспорт проекта: ………………………………………………….
сведения о детях, на которых рассчитаны предоставляемые материалы; ……………………………….................................
объём в часах, продолжительность курса; …………………..
сведения об апробации проекта ………………………………
2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны. ……………………………………………………………
3) Цель и задачи проекта. …………………………………………
Теоретическое обоснование проекта. ……………………..
1) Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе проекта, их обоснование. ……………………………………………
2) Характеристика возрастных психологических особенностей детей, на обучение которых направлен данный проект. …………..
3. Содержательный модуль. …………………………………..
1) Разделы, темы, содержание тем. …………………………………
2) Перечень основных изучаемых / формируемых понятий (словарь). ……………………………………………………………..
3) Отражение видов деятельности …………………………………
4) Отражение дифференциации, индивидуализации обучения. …..
5) Отражение межпредметных связей. ……………………………..
6) Список литературы, рекомендуемой для педагогов. …………...
4. Методический модуль. …………………………………………
1) Описание методики (технологии) логопедической работы……………………………………………………………. …...
2) Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения. ……………………………………………………………..
3) Мониторинг, система обратной связи, отслеживания результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля. ………………………………………………….
4) Результаты работы. …………………

Работа содержит 1 файл

КОПИЯ ПРОЕТА НАДООО.docx

— 120.48 Кб (Скачать)

  Среди наглядных методов в своей работе я использую метод наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, прослушивание магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

  Наблюдение связано с применением картин, рисунков, макетов. 
Использование перечисленных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения коррекционной работы, а также  способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность моей коррекционной работы.

   Наглядные средства должны:

  -    быть хорошо видны всем;

  -  подобраны с учетом возрастных  и индивидуально-психологических  особенностей ребенка; 

  -  соответствовать задачам логопедической  работы на данном этапе коррекции; 

  -   пособие должно способствовать  развитию аналитико-синтетической  деятельности, наблюдательности, развитию  речи.

  В своей работе я использую авторское  пособие-макет «Логопедическая деревня» (см. приложение).

  Данное  пособие многофункционально. Его  можно использовать:

  - при коррекции грамматических  нарушений;

  - при отработке лексического материала;

  - на индивидуальных занятиях;

  - при развитии речи (составление  рассказа по заданному сюжету).

   Магнитофонные записи речи самих детей я использую для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности у детей, в успехе работы.

   Особенности использования словесных методов в логопедической  
работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

   При устранении лексико-грамматических нарушений речи в подготовительной логопедической группе я опираюсь на использование игрового и наглядного методов с включением словесных.

   Основными словесными методами являются рассказ и беседа.

   Рассказ используется мною для создания у детей представления о том или ином явлении, вызов положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматически форм речи.

   Рассказ воздействует на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. В моей работе рассказ сопровождается демонстрацией серии сюжетных картин. Перед воспроизведением текста я провожу короткую предварительную беседу, которая готовит детей к его восприятию. После рассказа провожу беседу, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации в зависимости от задач коррекционной работы.

   Кроме рассказа, использую пересказ сказок, литературных произведений (краткий, выборочный, развернутый и т. д.).

   В зависимости от коррекционных задач  организую предварительные, итоговые, обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы я выявляю знания детей, создаю установку на усвоение новой темы. Например, при дифференциации одушевленных и неодушевленных предметов в игре «Кто? Что?» в предварительной беседе выделяются только предметы, которые отвечают на вопрос «кто?» или «что?» затем уточняется их использование в речи на основе имеющегося у детей опыта. Затем слова сравниваются и обобщаются имеющиеся знания. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциаций речевых умений и навыков.  
На основе сравнения и обобщения вычленяются существенные свойства речи и ее элементы.

   При индуктивной форме беседы сначала воспроизводятся факты, анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной форме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конкретные факты для его подтверждения.

   Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

   - опираться на достаточный объем  представлений, уровень речевых  умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

   - соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

   - активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

   - вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

   - характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

   Проведя беседы в своей работе, я добиваюсь  многих задач: развитие познавательной деятельности, уточнения грамматической структуры предложений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

   В процессе логопедического воздействия  мною используются и разнообразные  словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

   Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при формировании валентности глагола, я сначала в игровой форме показываю образец добавления общего глагола к двум существительным, используя объяснение правильного его употребления, а затем обращаю внимание на использование словосочетания в спонтанной речи ребенка.

   Большое значение в логопедической работе имеет  педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию  качества коррекционного процесса, стимулирует  и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и  самооценки.

   При оценке деятельности ребенка я учитываю его возрастные и индивидуально-психологические  особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект я  чаще поощряю, проявляю педагогический такт при оценке их работы.

   Выбор правильных средств, методов и приемов  работы определяют высокую эффективность  в коррекции лексико-грамматических нарушений и связной речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Методы  и приемы логопедического  воздействия. 

Использование методов и приемов  в работе по формированию лексики 

и грамматической структуры  речи.

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2) Ожидаемые результаты коррекционной работы. 

   В целом.

   Дети  проявляют интерес к учебной  деятельности на протяжении всего занятия, активны на занятиях, самостоятельно рассуждают, классифицируют, делают обобщения  и выводы. Адекватно реагируют  на оценку своей деятельности, имеют  прочные знания об окружающем мире, используют полученные навыки в практической деятельности. 

   Сформированность  лексических представлений.

   Дети  имеют богатый словарный запас. Безошибочно пользуются обобщающими  словами и понятиями. Свободно говорят  на темы, выходящие за пределы видимой  ситуации.

   Владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают частные  и общие связи между ними. 

   Сформированность  грамматического  строя речи.

   В результате коррекционной работы к  концу года у детей заметно  снизилась интенсивность словотворчества, развилось критическое отношение  к речи, ее грамматическому оформлению, развит речевой самоконтроль.

   В этот период дети достаточно точно  понимают значения слов, выражаемых приставками  и суффиксами, различают морфологические  элементы слов, выражающие значение числа  и рода. Дети в достаточной степени  понимают логико-грамматические структуры, выражающие причинно-следственные, временные  и пространственные отношения. 

   Сформированность  связной речи.

   Дети  способны составлять тексты разного  типа: описание, повествование, рассуждение. Детские описания включают называние  объекта, его детали и качества. При  повествовательном рассказе просматривается  четкая структура текста, а также  дети способны разбивать текст на составные части.

   К концу года дети свободно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми, активно общаются на познавательные темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   

   Критерии  определения уровня лексико-грамматических представлений

     детей 7-го года  жизни (подготовительная  группа). 

   Низкий  уровень речи 

     
    Лексика
     
    Грамматическая  структура речи
     
    Развитие  речи
    Ребенок различает и называет большое  число животных и растений, но плохо  дифференцирует животных по среде обитания и не знает многих слов, обозначающих части тела животных, части одежды, мебели, посуды. Возможности использования  предметного словаря, словаря действий и признаков ограничены. Устанавливает  частные связи, сравнивает объекты  по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков  испытывает затруднение. Учебная активность неустойчива, связана с яркими, привлекающими  внимание событиями. Ребенок пользуется только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: смешение падежных форм; употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица;

    употребление  числа и рода глаголов при изменении  существительных по числам не точны; отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с  существительными; частые пропуски предлогов; союзы и частицы употребляются  редко.

    Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает  содержательные и смысловые ошибки в пересказах и  самостоятельных  рассказах; при рассказах требуется  помощь взрослого. Пропускает структурные  компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании  повторяет  рассказы других детей, не пользуется речью – доказательством.
 
 

Средний уровень речи. 
 

     
    Лексика
     
    Грамматическая  структура речи
     
    Развитие  речи
    Ребенок различает большое количество объектов, вычленяет характерные и под  руководством педагога –       существенные признаки. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и  сходства. Не достаточно владеет общими понятиями и общими связями. 
     
     
     
     
    У ребенка редки  ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Ошибается  в использовании  как простых, так и сложных  предлогов. Наблюдаются незначительные трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения В рассказе ребенок  употребляет простые распространенные предложения, почти не употребляются  сложные конструкции,

    допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослого и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но сам недостаточно активен  в нем

Информация о работе Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр