Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:32, аттестационная работа

Описание работы

Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста.
Среди детей моей подготовительной логопедической группы есть такие воспитанники, которые посещают детский сад один, два и даже три года. Однако здесь же есть дети, не получавшие ранее логопедической помощи и принятые в группу по направлению медико-педагогической комиссии на один учебный год.

Содержание

Пояснительная записка: ……………………………………
1) Паспорт проекта: ………………………………………………….
сведения о детях, на которых рассчитаны предоставляемые материалы; ……………………………….................................
объём в часах, продолжительность курса; …………………..
сведения об апробации проекта ………………………………
2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны. ……………………………………………………………
3) Цель и задачи проекта. …………………………………………
Теоретическое обоснование проекта. ……………………..
1) Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе проекта, их обоснование. ……………………………………………
2) Характеристика возрастных психологических особенностей детей, на обучение которых направлен данный проект. …………..
3. Содержательный модуль. …………………………………..
1) Разделы, темы, содержание тем. …………………………………
2) Перечень основных изучаемых / формируемых понятий (словарь). ……………………………………………………………..
3) Отражение видов деятельности …………………………………
4) Отражение дифференциации, индивидуализации обучения. …..
5) Отражение межпредметных связей. ……………………………..
6) Список литературы, рекомендуемой для педагогов. …………...
4. Методический модуль. …………………………………………
1) Описание методики (технологии) логопедической работы……………………………………………………………. …...
2) Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения. ……………………………………………………………..
3) Мониторинг, система обратной связи, отслеживания результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля. ………………………………………………….
4) Результаты работы. …………………

Работа содержит 1 файл

КОПИЯ ПРОЕТА НАДООО.docx

— 120.48 Кб (Скачать)

   Актуальным  моментом становится решение этой проблемы через развивающую игру, как основного  вида деятельности старшего дошкольника. У развивающей игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследую  я, а другая – игровая, ради которой  действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий. Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением  ребенка в школе. 
 
 
 

  1. Цели  и задачи проекта.

 

 

Проектное задание: разработка системы развивающих игр направленных на формирование лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи. 
 
 
 
 

2. Теоретическое обоснование  проекта. 

  1. Основные  подходы, идеи и принципы, лежащие в основе проекта, их обоснование.
 

 Проект  разработан с учетом рекомендаций Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Часть 2. Второй год обучения (подготовительная группа) (1993) и Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно». Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. (Серия «Практическая логопедия» 2005 год). Изменения коснулись формы и содержания работы.

   Работу  по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей я планирую через систему развивающих игр в соответствии с периодами обучения, предусмотренными программой. Активный и пассивный словарь формируется в соответствии со структурно-семантическим принципом. Поэтому, используя рекомендации С. Васильевой и Н.Соколовой описанные в пособии «Логопедические игры для дошкольников», все речевые игры я разбила на 2 блока:

  1. по принципу принадлежности лексических тем к флоре, фауне или к миру человека;
  2. по принципу принадлежности грамматических тем к формированию того или иного аспекта словообразования и словоизменения, т.к. считаю, что только на основе системной работы ребенок может наиболее качественно получить и закрепить полученные знания и применить их с наибольшей эффективностью.

   Развивающие игры, используемые мною, основаны на следующих принципах:

    • Развивающая игра соответствует программному материалу;
    • Развивающая игра способствует вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
    • Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр ясны и понятны детям;
    • Условия игр вовлекают всех детей в коррекционный процесс;
    • Игры соответствуют закономерностям онтогенеза (т.е. нормальному ходу речевого развития)

   Учитывая  структуру дефекта у детей  с ОНР, я использую игры, направленные на развитие у детей высших психических  функций, таких как восприятие, память, внимание. Так как работа по накоплению словаря и формированию грамматических средств языка и навыков словообразования проводится в тесном единстве, то большинство  развивающих игр в предложенной мною систематизации имеют не одну, а сразу несколько целей: формирование словарного запаса, формирование грамматического строя речи и получение навыков словообразования.

   Подборка  игр шла с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи. К наиболее важным из них относятся:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (осознанность является показателем степени сформированности речевых умений).
  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

   Что в свою очередь позволяет добиться:

  • дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
  • связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе эффективной коррекции речевой деятельности.
 

  Основные  принципы, лежащие  в основе реализации проекта. 

 

   2) Характеристика возрастных  психологических  особенностей детей,  на развитие которых  направлен данный  проект. 

   У детей 6-7 лет уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных  видах деятельности и в сфере  отношений. Эта компетентность проявляется  прежде всего в способности принимать  собственные решения на основе имеющихся  знаний, умений и навыков.

   У ребенка развито устойчивое положительное  отношение к себе, уверенность  в своих силах. Он в состоянии  проявить эмоциональность и самостоятельность  в решении социальных и бытовых  задач.

  У детей продолжает развиваться восприятие и наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок  еще испытывает затруднения в  сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении  наиболее существенного в этих предметах  и явлениях, в переносе усвоенных  навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

  Продолжают  развиваться навыки обобщения и  рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

  Продолжает  развиваться воображение, однако часто  приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в  сравнении со старшей группой. Это  можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

  Продолжает  развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах  деятельности время произвольного  сосредоточения достигает 30 минут.

  У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так  и характер обобщений, формирующихся  в этом возрасте. Дети начинают активно  употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и  т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

   В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его  основные достижения связаны с освоением  мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного  общения с людьми; формируется  позиция школьника.

     Но у детей 6-7 лет с общим  недоразвитием речи, несмотря на  различную природу дефектов, имеются  типичные проявления, указывающие  на системное нарушение речевой  деятельности. Речь аграмматична  и недостаточно фонетически оформлена.  Наиболее выразительным показателем  является отставание экспрессивной  речи при относительно благополучном,  на первый взгляд, понимании обращенной  речи. Наблюдается недостаточная  речевая активность, которая с  возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно  критичны к своему дефекту.

   Неполноценная речевая деятельность накладывает  отпечаток на формирование у детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой  сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности  его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

   У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с  ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

   Связь между речевыми нарушениями и  другими сторонами психического развития обусловливает специфические  особенности мышления. Обладая в  целом полноценными предпосылками  для овладения мыслительными  операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического  мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

   Наряду  с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая  характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

   Дети  с общим недоразвитием речи отстают  от нормально развивающихся сверстников  в воспроизведении двигательного  задания по пространственно-временным  параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его  составные части.

   Правильная  оценка психологических процессов  необходима для выявления закономерностей  атипичного развития детей с общим  недоразвитием речи и в тоже время  для определения их компенсаторного  фона. 
 

3. Содержательный модуль. 

1)  Разделы, темы, содержание  тем с указанием  времени, необходимого  для их изучения. 

   Работа  с детьми подготовительной группы по проблеме формирования лексико-грамматических представлений через систему развивающих игр осуществлялась в процессе логопедических занятий:

   - фронтальных;

   - подгрупповых;

   - индивидуальных.

   Новый материал преподносился детям на фронтальных занятиях, а закреплялся  на подгрупповых и индивидуальных. Работа по совершенствованию лексико-грамматических категорий через систему развивающих  игр являлась составной частью каждого  фронтального логопедического занятия. Лексические и грамматические темы, задачи, речевой материал планировался в соответствии с рекомендациями «Программы обучения детей с общим  недоразвитием речи» (Т.Б. Филичивой  и Г.В. Чиркиной), возрастом детей  и уровнем их речевого развития.

   Содержание  работы и решаемые задачи по формированию лексико-грамматических представлений  у детей реализовывались через  систему специально подобранных  развивающих игр.

 Коррекционная работа, рассчитывалась на 31 неделю и условно делилась на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май. Каждый период включал в себя   10-12 тематических циклов.

 В таблице представлены: тематика логопедических игр, тематические циклы, а также количество занятий отведенных на изучение той или иной темы по коррекции лексико-грамматических нарушений через систему развивающих игр. 

Основные  разделы и темы по развитию лексико-грамматических представлений  детей  через развивающие  игры. 
 

 
 
 
Месяцы  периода
 
Подбор  развивающих игр  на развитие лексики
 
Подбор  развивающих игр  на развитие грамматических категорий 
 
Тема
Кол-во заня

тий

 
Тема
Кол-во заня

тий

I период Сентябрь «Лето» 1 «Развитие высших психических функций» 3
«Овощи» 1 «Составление 4-словных предложений с введением одного определения» 1
Октябрь «Фрукты» 1 «Сложносочиненное предложение с союзом А» 3
«Ягоды, грибы.         Лес» 1 «Предлоги В, НА, ПОД» 2
«Осень. Деревья» 1 «Падежные конструкции. Дательный падеж множественного числа существительных» 2
«Перелетные птицы» 1 «Работа над фразой» 1
Ноябрь «Части тела» 1 «Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа существительных» 2
«Одежда, обувь, головные уборы» 1 «Глаголы совершенного и несовершенного вида» 2
«Посуда» 1 «Несклоняемые существительные» 2
«Мебель» 1 «Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными» 3
II период Декабрь 
 
«Зима. Зимующие птицы» 1 «Работа над  пересказом» 3
«Домашние животные» 1 «Приставочные глаголы» 2
«Дикие  животные наших лесов» 1 «Работа над  фразой» 1
«Новогодний праздник» 1 «Предлог ИЗ-ПОД» 2
Январь «Профессии» 1 «Пересказ рассказа» 3
«Животные жарких и холодный стран» 1 «Родительный  падеж множественного числа» 1
«Зимние забавы» 1 «Беседа по картине» 2
Февраль «Наш город. Улица. Дом» 1 «Согласование числительного и существительного в родительном падеже» 1
«Наша Родина – Россия» 1 «Согласование числительного и существительного в творительном падеже» 1
«Защитники  отечества» 1 «Обучение самостоятельной  постановки вопросов» 3
«Транспорт. Правила дорожного движения» 1 «Предлог С/СО» 2
III период Март 
 
«Комнатные  растения» 1 «Предлог НАД» 2
«Семья. Женский день – 8 марта» 1 «Беседа по сюжетной картине» 3
«Рыбы» 1 «Притяжательные прилагательные» 2
«Весна» 1 «Составление  рассказа» 2
Апрель «Хлеб. Сельскохозяйственные работы» 1 «Родственные  слова» 3
«Космос» 1 «Обучение самостоятельной  постановки вопросов» 2
«Сказки Пушкина» 1 «Относительные  прилагательные» 2
«Русские  народные сказки» 1 «Работа над  рассказыванием» 3
Май «Насекомые» 1 «Образование  существительных женского рода» 1
«Школа. Школьные принадлежности» 1 «Работа над  пересказом» 2
  Итого: 31 64

Информация о работе Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр