Упражнения
в равновесии целесообразно выполнять
в разных условиях: на земле,
бревне, кубе, узкой рейке. В эстафете
дети легко справляются с заданием
пробежать по мостику. Подготовку к физкультурному
празднику следует вести так, чтобы не
было необходимости в неоднократных массовых
репетициях.
Следует особенно
внимательно относится к отбору
музыкальных произведений. Для открытия
праздника подбирается выразительная,
торжественная музыка, для парада - бодрый
марш. Музыкальное сопровождение разных
выступлений должно соответствовать их
характеру: выполнение обще развивающих
упражнений сопровождается ритмичной,
плавной музыкой, игры-аттракционы - веселой,
бодрой. Музыкальным руководителям поручается
подобрать песни, танцы, музыкальные произведения,
разучивать их при необходимости, сделать
запись отдельных музыкальных фрагментов
на магнитофонную ленту, обеспечить своевременную
трансляцию их по ходу праздника.
Оформление
праздника.
Группа, ответственная
за художественное оформление
мест проведения праздника (гимнастического
зала, физкультурной площадки, бассейна,
территории детского сада), должна
стремиться к тому, чтобы вся
окружающая обстановка вызывала
у детей приподнятое настроение и радостное
ожидание праздника. В помещении детского
сада и на участке летом развешиваются
гирлянды, шары, разноцветные флажки, картинки,
плакаты со спортивной тематикой. Территория
участка заранее приводится в порядок
- поливаются зеленые насаждения, насыщаются
песком дорожки, на площадке красиво располагаются
пособия и игрушки.
В зимнее
время участок украшается снежными
фигурами хорошо знакомых детям
животных, персонажей сказок (зайца,
лисицы, медведя, и др.), расчищаются
от снега дорожки, заливается каток,
дорожки для скольжения, приводятся в
порядок снежные постройки (горки, валы
и лабиринты), прокладывается лыжня. Места
выступления детей зимой украшаются цветами,
флажками, льдинками, серпантином, мишурой.
В обязанности
ответственного за художественного
оформление входит подготовка
объявления для родителей, праздничных
плакатов, транспарантов, пригласительных
билетов для шефов, гостей праздника.
Готовясь
к физкультурному празднику, одной
из задач которого является выявление
динамики развития двигательных умений
и физических качеств детей за год, желательно
подготовить стенд(в старших возрастных
группах), с описанием сведений о навыках
и умениях. И физических качеств детей
за год, желательно подготовить стенд
на начальной ступени все осознанного
физкультурного движения, что может служить
определенным перспективным ориентиром
в работе со старшими детьми, а также внимание
взрослых на заблаговременную и систематическую
подготовку к освоению программы.
В праздничном
оформлении помещения, территорий детского
сада, вместе с воспитателями и родителями
активное участие принимают дети. На занятиях
по изобразительному искусству (рисование,
аппликация) старшие дошкольники могут
выполнять разные поделки (фонарики, разноцветные
флажки, разукрасить эмблемы, значки) для
украшения физкультурной площадки и гимнастического
зала. Дети оказывают помощь воспитателю
в подготовке пособий и физкультурного
инвентаря, уборки участка, изготовлении
костюмов для отдельных персонажей, сооружении
построек из снега.
Методика проведения
физкультурного праздника.
1. Судейство.
Особое внимание
уделяется подготовке судий. В
сосав судейской коллегии входят:
заведующая, старший воспитатель,
воспитатели групп, принимающих
участие в празднике, родители,
проявляющие заинтересованность в участии
в празднике. На совете судейской коллегии,
совещании, следует обсудить требования
к выполнению различных номеров празднике,
определить критерии оценки с учетом возрастных
особенностей участников праздника. Как
показывает практика, наиболее правильной
является оценка достижений детей не по
бальной системе, а по качеству выполнения
разнообразных двигательных действий,
включенных в программу праздника, а также
проявлению физических качеств быстроты,
ловкости, хорошей координации движений
и ориентировки в пространстве. Члены
судейской коллегии должны быть внимательными,
доброжелательными, объективными. При
подведении итогов. Анализе достигнутых
результатов в командных соревнованиях,
играх, эстафетах необходимо учитывать
индивидуальные данные и возможности
каждого, отмечать старательность, честное
выполнение правил детьми. Важно заботиться
о поддержание дружеских отношений в коллективе,
предупреждать случаи неуважения, недоброжелательного
отношения к товарищу, зазнайства.
2. Проведение
праздника.
В день
про ведения праздника все
должно быть готово к его
про ведению. Красочное, соответствующее
тематике праздника оформление
мест для проведения выступлений,
игр, соревнований должно вызывать
у детей радостное ожидание
праздника. В этом активное участие принимает
весь коллектив дошкольного учреждения.
Праздник
надо начать точно в назначенное
время. Важно создать хорошую,
спокойную обстановку, не допускать
нарушения режима жизни детей.
С этой цель. Физкультурные праздники
чаще всего проводятся во второй половине
дня (в отрезок времени от 15.30 до 16.10). Особенно
это важно для их организации в зимнее
время (с учетом длительности светового
дня). Внимательное отношение к каждому
ребенку со стороны сверстников детского
сада, поддержания радостного настроения,
оказание необходимой помощи в переодевании
праздничных костюмов - все это помогает
детям чувствовать себя уверенно и спокойно.
3. Ведущий праздника.
Важная роль
при проведении праздника принадлежит
ведущему. Им может быть опытный
воспитатель, старший воспитатель, или
кто либо из родителей, шефов. От ведущего
во многом зависит успех проведения праздника.
Он должен хорошо знать сценарий праздника,
последовательность выступлений всех
участников, уметь кратко и ясно объяснит
задания для команд и отдельных выступающих,
быть активным, находчивым, быстро разрешать
непредвиденные ситуации. Ведущий должен
хорошо знать особенности детей дошкольного
возраста, уметь распределять внимание,
видеть реакцию детей на победу и поражение
в играх, эстафетах, аттракционах. Очень
важно вовремя подбодрить малоактивного
ребенка, подключить его к выступлению
вместе со всеми. На протяжении всего праздника
необходимо максимально активизировать
каждого его участника, в том числе не
оставляя без внимания детей, присутствующих
на празднике в качестве зрителей, использую
для этого минутку юмора. В процессе руководства
ходом праздника обязательными являются
поддержание контактов ведущего с судейской
коллегией, согласованные совместные
действия с ней. Нельзя допускать чрезмерного
затягивания праздника. Это может привести
к переутомлению детей, потери у них интереса
к происходящему и, как следствие этого,
нарушение дисциплины. Важно, чтобы действия
на празднике сменялись непрерывно, не
должно быть пауз между выступлениями,
длительного обдумывания оценок судьями.
Праздник должен создавать, приподнятое
настроение, поддержание которого зависит
от ведущего.
4. Подведение
итогов и награждение.
Хорошее впечатление
от праздника создается при
его организационном завершении,
подведении итогов, награждении участников.
Следует заранее продумать форму поощрения
детей за хорошее выполнение упражнений,
первенство в эстафетах, находчивость
и ловкость, проявленную в аттракционах
и играх-забавах. Важно, чтобы на празднике
не было побежденных, чтобы каждый ребенок
почувствовал себя счастливым от участия
в нем. Хорошо, если победителей награждают,
принимая во внимание такие девизы, как
«Выигрывают все - не проигрывает никто»,
«Главное - не победа, а участие », «Побеждает
дружба».
Награды,
знаки внимания могут быть
разными: памятные медали, вымпелы,
значки, дипломы, эмблемы их применяют
дифференцированно. Так, победители
в каждом отдельном виде соревнований
награждаются медалями сразу
после их про ведения, остальные
дети (участники праздника) в конце всех
видов соревнований получают памятные
медали (сувениры). Наиболее целесообразны
в воспитательном отношении коллективные
награды (всей команде, группе). Они помогают
сплочению детей, воспитанию у них чувства
дружбы и коллективизма. Команда победитель
может быть поощрена тем, что первой проходит
круг почета, ей доверяют спуск флага соревнований.
На следующем физкультурном празднике
(при его открытии) команда поднимает флаг.
На празднике,
где участвуют семейные команды
(оценивается каждое
соревнование,
награждения могут быть за
победу как в индивидуальных
соревнованиях, так и за победу
команды. Формы поощрения предусматриваются
следующие: результаты детей в
индивидуальных упражнениях (движениях)
отражаются на экране соревнований,
команды победители награждаются дипломами,
команды-участники праздника получают
памятные вымпела. Награждение победителей
и участников могут быть самыми неожиданными.
Так, в честь победителей исполняется
песня или танец, дети участники получают
сладкие призы (им могут быть вручены и
разнообразные медали собственного изготовления).
Дети младшего дошкольного возраста преподносят
победителям цветы. Необходимо также отметить
не только детей, но и взрослых, принимавших
активное участие в подготовке и проведении
праздника.
Впечатлениями
о празднике дети делятся в
беседах со взрослыми, самостоятельно
повторяют отдельные упражнения,
игры, эстафеты.
Понравившиеся
эпизоды праздника отражаются
в рисунках, лепке и аппликации.
Взрослым следует внимательно
относится к эмоциональным переживаниям
детей, связанными с праздником, поддерживать
заинтересованное отношение к физкультуре
и спорту, всемерно способствовать приобщению
детей к полезному активному отдыху.
Физкультурный
досуг.
Физкультурный
досуг - одна из наиболее эффективных форм
активного отдыха. Его содержание составляют
физические упражнения, которые проводятся
в форме веселых игр, забав, развлечений.
Упражнения, выполняемые с эмоциональным
подъемом, оказывают благоприятное воздействие
на организм ребенка.
На физкультурных
досугах закрепляются двигательные умения
и навыки детей, развиваются двигательные
качества (быстрота, ловкость, ориентировка
в пространстве и др.).
Физкультурные
досуги способствуют воспитанию
чувства коллективизма, товарищества,
дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку
и внимание, целеустремленность, смелость,
упорство, дисциплинированность и организованность.
Педагогические
требования к организации и проведению
физкультурного досуга.
Физкультурный
досуг проводится во всех возрастных
группах, начиная со второй младшей, один-два
раза в месяц. В младшей и средней группах
в течении двадцати-тридцати минут, в старшей
- тридцать пять-сорок минут, в подготовительной
к школе - сорок-пятьдесят минут. Организуются
они во второй половине дня, после полдника,
преимущественно на открытом воздухе
(в ненастную погоду в зале). В каникулы,
а также в летнее время, физкультурный
досуг может проводится и первой половине
дня, после завтрака.
При планировании
досугов необходимо принять во
внимание такие формы работы,
как «день здоровья», физкультурный праздник,
каникулы. Не следует проводить физкультурные
досуги в дни отведенные для физкультурных
занятий. Удобнее всего проводить досуг
с воспитанниками одной возрастной группы,
особенно в младшем и среднем дошкольном
возрасте. Однако, допустимо объединение
двух одно возрастных и разновозрастных
групп.
Эффективность
такой формы работы зависит
от активного участия каждого
ребенка. Взрослые не должны
забывать о том, что дошкольникам
свойственно бурно выражать свои
эмоции, особенно при проведении игр, эстафет
соревновательного характера. Нельзя
допускать пере возбуждения детей, но
в то же время надо чутко относится к их
эмоциональным проявлениям, не заглушать
радостное настроение частыми и неоправданными
замечаниями. Например, воспитатель, чувствуя,
что дети начинают пере возбуждаться,
поднимает руку или дает свисток, делает
паузу, дети тоже затихают. Затем педагог
тихим голосом предлагает продолжить
игру.
При проведении
физкультурного досуга на открытом
воздухе в разные сезоны года следует
предусматривать рациональную одежду
детей.
Физкультурный
досуг может быть организован
на спортивной площадке, участке
детского сада, в естественных
условиях природного окружения:
на лугу, в лесу, на берегу моря,
реки, озера, а также в помещении.
При определении тематики и содержания
досуга следует также учитывать климатические
условия и национальные традиции местного
населения. Как уже отмечалось, физкультурный
досуг не требует большой организационно-подготовительной
работы, однако, к определению его тематики
и отбору содержания надо подходить творчески.
При проведении физкультурного досуга
в разных возрастных группах перед воспитателем
стоят определенные задачи: в младшем
дошкольном возрасте необходимо привлекать
детей к посильному участию в коллективных
и индивидуальных двигательных действиях,
обогащать их яркие впечатления. В среднем
дошкольном возрасте приучать к самостоятельному
участию в соревновательных упражнениях,
играх, развлечениях. При этом побуждать
каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
В старшем дошкольном возрасте развивать
у детей умение творчески использовать
свой двигательный опыт в условиях эмоционального
общения со сверстниками, приучать проявлять
инициативу в разнообразных видах деятельности.
Структура
физкультурного досуга зависит от тематики,
поставленных задач и условий проведения.