Отчет по практике в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:04, отчет по практике

Описание работы

Цель производственной практики – проведение тренингов по сплоченности педагогического коллектива.
Объектом исследования выступает коллектив людей, а предметом - социально-психологический климат этого коллектива.

Работа содержит 1 файл

praktika2.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет

 

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  ПРАКТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

 

Отчет о прохождении  производственной практики

Удовой Александры Геннадьевны,

студентки группы з-431 ф-та психологии СПб Института психологии и акмеологии, проходившей производственную  практику  в ДОУ Детский сад №60 в качестве помощника психолога. На период с 17 января по5 февраля 2012 года.

Цель производственной практики – проведение тренингов по сплоченности педагогического коллектива.

Объектом исследования выступает коллектив людей, а предметом - социально-психологический климат этого коллектива.

Выборку составили  работники разной возрастной группы:

  1. Фомина Маргарита
  2. Степина Надежда
  3. Сергеев Николай
  4. Яковлева Наталья
  5. Евдокимов Максим
  6. Николаева Татьяна
  7. Кирбякова Наталья
  8. Федоров Алексей
  9. Афанасьев Сергей
  10. Ничипоренко Мария

 

Организационно-деловая  игра для педагогов "Четыре портрета"

В методической литературе, посвященной работе школьного психолога  с педагогами, немало внимания уделено тренингам, организационно-деловым играм и другим формам взаимодействия, направленным на оптимизацию отношений педагога с учащимися в процессе обучения. Авторы предлагают сценарный план организационно-деловой игры (ОДИ), нацеленной на решение проблем, возникающих при взаимодействии учителя с «трудными» подростками.

Такая форма работы школьного  психолога, как ОДИ, обычно построена  на принципе моделирования различных  школьных ситуаций. Цель ОДИ — выработка  наиболее эффективных решений. При  этом решаются разные задачи, среди которых: оснащение педагогов способами взаимодействия с детьми и подростками, в том числе «группы риска»; развитие рефлексии по отношению к своему профессиональному ресурсу; формирование умения вести себя в типичных конфликтных ситуациях на уроке; развитие навыков саморегуляции и психогигиены; создание в коллективе атмосферы психологической безопасности.

ОДИ строится по схеме, состоящей  из нескольких параметров. К ним  относятся:  
— игровой замысел;  
— четко очерченные правила;  
— игровые действия;  
— познавательное содержание (что отличает ОДИ от игр вообще);  
— оборудование;  
— итоговый результат.

Цель: Развитие навыков профессиональной коммуникации и педагогической рефлексии; создание условий для развития профессионального мышления и возникновения благоприятного психологического климата.

Тренинг взаимодействия в группе

Цель: сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию.  
В ходе тренинга решаются следующие задачи:

  • продемонстрировать преимущества командной работы;
  • усовершенствовать общение в команде;
  • освоить навыки обратной связи;
  • усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
  • получить удовольствие от совместной работы.

Участники: реальные рабочие группы (сотрудники отдела, члены управленческой команды). Время проведения: 6 часов.

Психологическое занятие "Круг помощи"

 

Цель: Развитие групповой  сплоченности

Задачи: развивать эмпатию у участников процесса, умение общаться при помощи вербальных и не вербальных средств общения, умение осуществлять рефлексию. 
План работы:

  1. Знакомство с участниками тренинга………………………………...2мин.
  2. Проведение упражнения-приветствия «Обмен»…………………...5мин.
  3. Проведение упражнения «Рисунок на спине»……………….… …15мин.
  4. Рефлексия, обсуждение в общем кругу……………………………...7мин.
  5. Проведение игры «Свет мой зеркальце скажи»…………..…… …15мин.
  6. Рефлексия, обсуждение…………………………………………….….5мин
  7. Проведение упражнения-релаксации «Найди свою звезду»…..….20мин.
  8. Рефлексия……………………………………………………………...5мин.
  9. Проведение игры «Змея»………………………………………...… 15мин.

10. Упражнение «К.У.Б.О.У»…………………………………………….. 15мин. 
11. Рефлексия, обсуждение………….............................................................7мин. 
12. Рефлексия, по итогам всего тренинга…………………………………10мин 
Ожидаемый результат: Развитие рефлексивных особенностей, снятие напряжения.

Методические  разработки тренинга коммуникативных  навыков и умений

ЗАНЯТИЕ 1. "Знакомства"

Цель: познакомить участников тренинга друг с другом,  настроить каждого на работу в группе, вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.  
Позиция психотренера на этом тренинге довольно директивна. Он дает задания, задает вопросы, следит за динамикой занятия, одобряет застенчивых, прерывает болтунов.

ЗАНЯТИЕ 2. "Я и другие"

Цель: повышение точности межличностного восприятия. 
Тактика психотренера: позиция становится менее директивной, теперь он - организатор групповой дискуссии, эмоциональный резонатор.

ЗАНЯТИЕ З 
Цель: уяснение социальных ролей участников, приобретение и тренинг навыка принятия компромиссного решения; развитие способностей к децетризации.

ЗАНЯТИЕ 4. "Мы и наши конфликты"

Цель: развитие способов конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. 
Тактика ведущего: на данном занятии ведущий - консультант и организатор. В игре "Необитаемый остров" - наблюдатель и "генератор возможных затруднений". Все большая инициатива и активность предоставляется самой группе.

ЗАНЯТИЕ 5.  "Использование коммуникативных способностей"

Цель: совершенствование коммуникативных способностей участников.

ЗАНЯТИЕ 6. Итоговое

Цель: проанализировать динамику в развитии коммуникативных навыков каждого члена тренинга, закрепить полученные навыки.

Методические  разработки тренинга самораскрытия и личностного роста

ЗАНЯТИЕ 1

Цель занятия: создать  благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами работы тренинговых  групп, принять, начать процесс самопонимания  членами группы, начать работу над выработкой продуктивного стиля общения.

3АНЯТИЕ 2 

"Привет, индивидуальность!"

Цель занятия - закрепить тренинговый стиль общения, продолжить самораскрытие и открытие в себе сильных сторон, т. е. таких качеств, умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель занятия - способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель занятия - закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать слабые стороны личности каждого участника.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель занятия - отработать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего душевного мира, закрепить стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа.

ЗАНЯТИЕ 6

Цель занятия – закрепить полученные навыки и умения самораскрытия и самоанализа, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы.

Консультация  для воспитателей групп старшего возраста «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению»

 

К 6 годам у ребенка  происходит оформление основных элементов  волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

  1. Поставить цель;
  2. Принять решение;
  3. Наметить план действий;
  4. Исполнить намеченный план;
  5. Проявить усилие в случае возникновения препятствий;
  6. Оценить результат своего действия;

Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

  1. Не бояться трудностей;
  2. Стремление преодолевать их;
  3. Не отказываться от намеченной цели.

В нескольких словах, готовность – это умение слушать + умение слушаться.

Основными показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких – либо поручений и обязанностей.

 

Как развивать волевую готовность?

  1. повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

закрепить конкретное поручение  за ребенком, поощрять его выполнение;

учить стихи, пересказывать  сказки и рассказы.

  1. развивать самоконтроль:
  2. использовать игры типа «сделай так же», «Конструирование по образцу», «Да и нет не говорите…».
  3. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
  4. развивать стремление действовать по моральным мотивам.
  5. соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
  6. развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуации успеха.

Развитие эмоциональной  готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных  ситуации и в режиме школьной жизни  ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную  устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в санатории работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:

  1. обладает интенсивностью проявления эмоций;
  2. непосредственностью в проявлении эмоций;
  3. быстрой переключаемостью, сменой настроений;
  4. поверхностью эмоций.

Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

устойчивости чувств;

глубины чувств и эмоций»

осознания причин появления  тех или иных эмоций;

проявления высших чувств: эстетических , нравственных, познавательных ;эмоционального предвосхищения (осознанного  ожидания успеха или неудачи).

В развитии волевой и  эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы), постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дневник практики

 

Дата 

Содержание  работы

17.01.13

Встреча с руководителем  практики Сандаковым В.В., ознакомление с деятельностью учреждения..

18.01.13

Обсуждение  с руководителем прохождения практики. Знакомство с персоналом организации.

19.01.13

Наблюдение  за работай психолога организации. Изучение должностной инструкции психолога.

20.01.13

Выбор темы практической работы. Согласование с руководителем.

21.01.13

Подбор литературы по выбранной теме.

22.01.13

Изучение литературы. Беседа с руководителем практики

23.01.13

      Наблюдение за рабочим коллективом в организации. Беседа.

24.01.13

       Подбор тренингов.

25.01.13

Согласование тренингов с руководителем практики.

26.01.13

Организационно-деловая  игра для педагогов "Четыре портрета"

27.01.13.

Cоциально-психологический  тренинг для педагогов. Беседа с испытуемыми. Ответы на вопросы.

28.01.13

Тренинг взаимодействия в группе

29.01.13

Психологическое занятие "Круг помощи". Встреча с испытуемыми. Беседа, обсуждение результатов.

30.01.13.

Методические разработки тренинга коммуникативных навыков  и умений       

31.01.13

        Методические разработки тренинга самораскрытия и личностного роста

01.02.13

Консультация для воспитателей групп старшего возраста «Эмоционально-волевая  готовность к школьному обучению»

02.02.13

       Обработка результатов по проделанной работе, обсуждение их с руководителем практики. Подготовка рекомендаций по улучшению социально-психологического климата.

03.02.13

Обсуждение с испытуемыми результатов  проведенной работы.

04.02.13

Обсуждение проведенных занятий с руководителем практики, положительных и отрицательных моментов в работе.

05.02.13

Составление отчетной документации по пройденной педагогической практике.

Информация о работе Отчет по практике в детском саду