Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:04, отчет по практике
Цель производственной практики – проведение тренингов по сплоченности педагогического коллектива.
Объектом исследования выступает коллектив людей, а предметом - социально-психологический климат этого коллектива.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ
ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
2013 год
Отчет о прохождении производственной практики
Удовой Александры Геннадьевны,
студентки группы з-431 ф-та психологии СПб Института психологии и акмеологии, проходившей производственную практику в ДОУ Детский сад №60 в качестве помощника психолога. На период с 17 января по5 февраля 2012 года.
Цель производственной практики – проведение тренингов по сплоченности педагогического коллектива.
Объектом исследования выступает коллектив людей, а предметом - социально-психологический климат этого коллектива.
Выборку составили работники разной возрастной группы:
Организационно-деловая игра для педагогов "Четыре портрета"
В методической литературе, посвященной работе школьного психолога с педагогами, немало внимания уделено тренингам, организационно-деловым играм и другим формам взаимодействия, направленным на оптимизацию отношений педагога с учащимися в процессе обучения. Авторы предлагают сценарный план организационно-деловой игры (ОДИ), нацеленной на решение проблем, возникающих при взаимодействии учителя с «трудными» подростками.
Такая форма работы школьного психолога, как ОДИ, обычно построена на принципе моделирования различных школьных ситуаций. Цель ОДИ — выработка наиболее эффективных решений. При этом решаются разные задачи, среди которых: оснащение педагогов способами взаимодействия с детьми и подростками, в том числе «группы риска»; развитие рефлексии по отношению к своему профессиональному ресурсу; формирование умения вести себя в типичных конфликтных ситуациях на уроке; развитие навыков саморегуляции и психогигиены; создание в коллективе атмосферы психологической безопасности.
ОДИ строится по схеме, состоящей
из нескольких параметров. К ним
относятся:
— игровой замысел;
— четко очерченные правила;
— игровые действия;
— познавательное содержание (что отличает
ОДИ от игр вообще);
— оборудование;
— итоговый результат.
Цель: Развитие навыков профессиональной коммуникации и педагогической рефлексии; создание условий для развития профессионального мышления и возникновения благоприятного психологического климата.
Тренинг взаимодействия в группе
Цель: сплочение участников, создание благоприятного
социально-психологического климата в
группе, что способствует эффективной
работе команды в реальных условиях и
общему организационному развитию.
В ходе тренинга решаются следующие задачи:
Участники: реальные рабочие группы (сотрудники отдела, члены управленческой команды). Время проведения: 6 часов.
Психологическое занятие "Круг помощи"
Цель: Развитие групповой сплоченности
Задачи: развивать эмпатию у участников процесса, умение
общаться при помощи вербальных и не вербальных
средств общения, умение осуществлять
рефлексию.
План работы:
10. Упражнение «К.У.Б.О.У»……………………………………………..
15мин.
11. Рефлексия, обсуждение…………................
12. Рефлексия, по итогам всего тренинга…………………………………10мин
Ожидаемый результат: Развитие рефлексивных
особенностей, снятие напряжения.
Методические разработки тренинга коммуникативных навыков и умений
ЗАНЯТИЕ 1. "Знакомства"
Цель: познакомить участников тренинга друг
с другом, настроить каждого на работу
в группе, вызвать ощущение доверия и психологического
комфорта в данной группе людей.
Позиция психотренера на этом тренинге
довольно директивна. Он дает задания,
задает вопросы, следит за динамикой занятия,
одобряет застенчивых, прерывает болтунов.
ЗАНЯТИЕ 2. "Я и другие"
Цель: повышение точности межличностного восприятия.
Тактика психотренера: позиция становится менее директивной,
теперь он - организатор групповой дискуссии,
эмоциональный резонатор.
ЗАНЯТИЕ З
Цель: уяснение социальных ролей участников,
приобретение и тренинг навыка принятия
компромиссного решения; развитие способностей
к децетризации.
ЗАНЯТИЕ 4. "Мы и наши конфликты"
Цель: развитие способов конструктивного поведения
в конфликтных ситуациях.
Тактика ведущего: на данном занятии ведущий
- консультант и организатор. В игре "Необитаемый
остров" - наблюдатель и "генератор
возможных затруднений". Все большая
инициатива и активность предоставляется
самой группе.
ЗАНЯТИЕ 5. "Использование коммуникативных способностей"
Цель: совершенствование коммуникативных способностей участников.
ЗАНЯТИЕ 6. Итоговое
Цель: проанализировать динамику в развитии коммуникативных навыков каждого члена тренинга, закрепить полученные навыки.
Методические разработки тренинга самораскрытия и личностного роста
ЗАНЯТИЕ 1
Цель занятия: создать
благоприятные условия для
3АНЯТИЕ 2
"Привет, индивидуальность!"
Цель занятия - закрепить тренинговый стиль общения, продолжить самораскрытие и открытие в себе сильных сторон, т. е. таких качеств, умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.
ЗАНЯТИЕ 3
Цель занятия - способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
ЗАНЯТИЕ 4
Цель занятия - закрепить навыки самоанализа и самовыражения, глубоко и всесторонне проанализировать слабые стороны личности каждого участника.
ЗАНЯТИЕ 5
Цель занятия - отработать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего душевного мира, закрепить стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа.
ЗАНЯТИЕ 6
Цель занятия – закрепить полученные навыки и умения самораскрытия и самоанализа, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы.
Консультация
для воспитателей групп старшего
возраста «Эмоционально-волевая
К 6 годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
В нескольких словах, готовность – это умение слушать + умение слушаться.
Основными показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких – либо поручений и обязанностей.
Как развивать волевую готовность?
закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
Развитие эмоциональной
готовности к школе необходимо потому,
что при возникновении
Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
устойчивости чувств;
глубины чувств и эмоций»
осознания причин появления тех или иных эмоций;
проявления высших чувств: эстетических , нравственных, познавательных ;эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы), постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки.
Дневник практики
Дата |
Содержание работы |
17.01.13 |
Встреча с руководителем практики Сандаковым В.В., ознакомление с деятельностью учреждения.. |
18.01.13 |
Обсуждение с руководителем прохождения практики. Знакомство с персоналом организации. |
19.01.13 |
Наблюдение за работай психолога организации. Изучение должностной инструкции психолога. |
20.01.13 |
Выбор темы практической работы. Согласование с руководителем. |
21.01.13 |
Подбор литературы по выбранной теме. |
22.01.13 |
Изучение литературы. Беседа с руководителем практики |
23.01.13 |
Наблюдение за рабочим коллективом в организации. Беседа. |
24.01.13 |
Подбор тренингов. |
25.01.13 |
Согласование тренингов с руководителем практики. |
26.01.13 |
Организационно-деловая игра для педагогов "Четыре портрета" |
27.01.13. |
Cоциально-психологический тренинг для педагогов. Беседа с испытуемыми. Ответы на вопросы. |
28.01.13 |
Тренинг взаимодействия в группе |
29.01.13 |
Психологическое занятие "Круг помощи". Встреча с испытуемыми. Беседа, обсуждение результатов. |
30.01.13. |
Методические разработки тренинга коммуникативных навыков и умений |
31.01.13 |
Методические разработки тренинга самораскрытия и личностного роста |
01.02.13 |
Консультация для воспитателей групп старшего возраста «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению» |
02.02.13 |
Обработка результатов по проделанной работе, обсуждение их с руководителем практики. Подготовка рекомендаций по улучшению социально-психологического климата. |
03.02.13 |
Обсуждение с испытуемыми |
04.02.13 |
Обсуждение проведенных занятий с руководителем практики, положительных и отрицательных моментов в работе. |
05.02.13 |
Составление отчетной документации по пройденной педагогической практике. |