Дошкольная педагогика

Автор: m*********@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы и проблемы исследования. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования 8
1.2. Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ВАСИЛЬЕВОЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление уровня реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте на констатирующем этапе 27
2.2. Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 33
2.3. Анализ процесса реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

     3. Обновление содержания регионального компонента дошкольного образования в Республике Башкортостан опирается на культурный характер детской среды. Разработанные методические рекомендации по реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования явились основой планирования образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений и стали ориентиром для методического сопровождения образовательного процесса в национальных и дошкольных образовательных учреждениях.

     4. Культурная направленность регионального компонента дошкольного образования представлена в виде структурно-функциональной модели, обеспечившей эффективность обновления регионального компонента дошкольного образования с учетом многонациональной среды детской группы. Теоретической основой модели выступили культурологический и личностно-деятельностный подходы. Структурно-функциональная модель регионального компонента дошкольного образования функционирует в соответствии с социальным заказом общества, целью и основными принципами построения образовательного процесса с учетом особенностей культурной среды детского сообщества. Структурно-функциональная модель регионального компонента дошкольного образования носит универсальный характер, может быть использована в национальных и многонациональных дошкольных учреждениях не только в Республике Башкортостан, но и в Российской Федерации.

     5. Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад "Родничок" п.Чишмы Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан. В данной поисковой работе приняли участие 16 детей

     Проследили  динамику изменения представлений и знаний о быте, фольклоре и традициях башкирского народа.

     На начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей нами был оценен как низкий. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы по реализации регионального компонента переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.

     Свою  работу мы строили на следующих основных принципах:

     во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

     во-вторых, интеграции работы с различными направлениями  воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с  природой, различные игры);

     в-третьих, активного включения детей;

     в-четвертых, использования развивающего потенциала различных форм народной культуры Башкортостана.

     Эффективность использования региональных и федеральных программ обеспечивается комплексом взаимосвязанных условий: отбор Фольклорных произведений, интересных и доступных по содержанию и средствам языковой выразительности для восприятия и исполнения дошкольниками; применение поэтапной методики, обеспечивающей развитие художественного восприятия, освоение средств речевой выразительности и накопление вариативного опыта выразительного исполнения Фольклорных текстов; модульная организация развивающей среды, способствующая развитию интереса детей к исполнению произведений устного народного творчества.

     Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. В то же время, проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Перспективы дальнейшей работы мы видим в разработке программ по культурному образованию дошкольников, диагностических методик изучения культурной направленности личности дошкольников, в исследовании культурной компетентности дошкольников, в поиске новых педагогических условий реализации регионального компонента образования в системе «ДОУ – начальная школа». 

 

Список  использованной литературы 

  1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество [Текст]/ Р.Г. Абдулатипов – М.: Политиздат, 1991 – 222с.
  2. Абсалемова А.Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ. [Текст]/ А.Г. Абсалямова // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно - практический журнал. – 2004 - №5 – 50-55с.
  3. Абсалемова А.Г. Региональный компонент высшего профессионального образования в Республике Башкортостан. [Текст]/ А.Г. Абсалямова// Дошкольное воспитание – 2005. -№1.-с.111-117.
  4. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования.[Текст]/ А.Г. Абсалямовы, Н.Ш. Сыртланова – Уфа:БГПУ, 2006 – 34с.
  5. Абульханова-Славская О.А. Деятельность и психология личности. [Текст]/ О.А. Абульханова-Славская – М.: Наука, 1980 – 334с.
  6. Агишева Р.Л. Я - Башкортостанец [Текст]/ Р.Г. Агишева – Уфа:БИРО, 2003 – 40с.
  7. Аналитическая справка о состоянии сети дошкольных образовательных учреждений в Республике Башкортостан (по состоянию на 01.01.2006г.) [Текст] – Уа: БИРО, 2007 – 10с.
  8. Бабунова Е.С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования [Текст]/ Е.С. Бабунова – Магнитогорск: МаПУ, 2006 – 263с.
  9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. [Текст]/М.М. Бахтин – М.: Искусство, 1979 – 423с.
  10. Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996 – 672с.
  11. Белобородова Н.С. Формирование родионоведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе [Текст]: дис…. канд. пед. наук: 13.00.01/ Н.С. Белобородова. – Уфа, 1999. – 143с.
  12. Большая Советская Энциклопедия [Текст]. В 30 томах/гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Т. 21. – 640с.
  13. Виноградов Г.С. Народная педагогика (отрывки и наброски). [Текст]/ Г.С. Виноградов. Иркутск, тип. изд-во «Власть труда», 1926 – 30с.
  14. Волков Г.Н. Этнопедагогика. [Текст]/ Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 176с.
  15. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т./ под ред. А.М. Матюшина – М.: Педагогика, -1983. – Т.3: Проблемы развития психики – 1983.-367с.
  16. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство [Текст]/ Р.Х. Гасанова – Уфа: БИРО, 2004. – 50с.
  17. Гершунский Б.С. Философия образования. [Текст]/ Б.С. Гершунский – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998 – 432с.
  18. Гильманов С.А. Этносоциальные аспекты региональных систем образования. [Текст]/ С.А. Гильманова// Сибирский педагогический журнал. НГПУ – 2004 - №1 – 198-207с.
  19. Гладкий Ю.Н. Регионоведение [Текст]/ Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев – М.: Гардарики, 2003 – 348с.
  20. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (концепция образования детского старшего дошкольного возраста). [Текст]/ А.Г. Гогоберидзе// Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно – практический журанл – 2006 - №1 – 10-19с.
  21. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содерж. образования. [Текст]/ Л.Ф. Греханкина// Педагогика – 1999 - №8 – 30-34с.
  22. Закон РБ «О национально – культурных объединениях граждан в РБ» [Текст]// Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров РБ №12 (78). 1998.
  23. Закон Республики Башкортостан «Об образовании».[Текст] – Уфа: Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан, 1993, - 56с.
  24. Закон РФ « Об образовании» [Текст] СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. – 61с.
  25. Кириенко С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры [Текст]: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01/ С.Д. Кириенко. – Екатеринбург, 1999. – 22с.
  26. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст]: учебно-методическое пособие: 2-е издание, перераб. и доп./ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: АКЦЕНТ, 1997. – 158с.
  27. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средне-педагогических учебных заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.
  28. Коломийченко Л.В. Концептуальные аспекты формирования основ национальной и этнической толерантности у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.В. Коломийченко// Детский сад от А до Я. – 2006 - №6 – 4-11с.
  29. Коменский Я.А. Локк Д. Руссо Ж.Ж. Песталоцци Н.Г. Педагогическое наследие. [Текст]/ сост. В.М. Кларин, А.И. Джуринский – М.: Педагогика, 1989 – 416с.
  30. Лейсан [Текст]: учебно – методический комплекс развития детей с 3-х до 7 лет в многоязычном ДОУ РБ/ сост. Р.Ю. Дулатова – Уфа: УПК, 2003 – 234с.
  31. Молчева А.А. Народное декоративно – прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам [Текст]/ А.В. Молчева – Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995 – 112с.
  32. Музыка в детском саду. [Текст]/ сост. Р.К. Мухаметзянова, Д.Р. Янкина. Уфа: Китап, 1999 – 256с.
  33. Мукаева О.Д. От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию. [Текст]/ О.Д. Мукаева// Сибирский педагогический журнал. – 2004 - №2 – 126-132с.
  34. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. [Текст]/ М.Ю. Новицкая – М.: Лика-Пресс, 2003 – 200с.
  35. Новый энциклопедический словарь [Текст]/ гл. ред. А.П. Горкин – М.: Научно изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2000 – 1456с.
  36. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий [Текст] Письмо Минобразования России от 02.06.98 №89/34 – 16.
  37. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова/ Российская академия наук. Институт русского языка им В.В. Виноградова. – 4-е издание, доп. – М.: Азбуковник. 1999 – 944с.
  38. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание детьми друг друга [Текст]: дис. доктора  псих. наук 13.00.01/ А.П. Оконешникова – Якутск, 1988 – 442с.
  39. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. [Текст]/ Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 240с.
  40. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. [Текст]/ В.М. Петровичев – Тула: Прион. кн. Изд-во, 1994 – 186с.
  41. Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Текст]/ Ж. Пиаже, - М.: Международная пед. академия, 1994 – 674с.
  42. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 208с.
  43. Программа развития образование г. Уфы на 2001 – 2005 гг. (дошкольное образование и воспитание) [Текст] – Уфа: БИРО, 2001 – 16с.
  44. Программа развития образования в РБ на 2004 – 2008гг. [Текст]/ Министерство образования РБ – Уфа: БИРО, 2004 – 60с.
  45. Райцев А. «Национально – региональный» или республиканский? [Текст]/ А. Райцев// Высшее образование в России – 2002 - №5 – 93-96с.
  46. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели, принципы, этапы реализации). [Текст]// Вестник образования – 1992 - №10 – 2-25с.
  47. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: пособие для вос. – 2-е изд., испр. и доп./ Н.П. Сакулина – М.: Просвещение, 1982 – 208с.  
  48. Словарь современных понятий и терминов [Текст]/ Сост. общ. Ред. В.А. Макаренко – М.: Республика, 2002 – 527с.
  49. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] в 3-х т. Т.1/ сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль – М.: Педагогика, 1979 – 560с.
  50. Сыртланова Н.Ш. Теоретические основы концепции регионального содержания дошкольного образования в РБ. [Текс]/ Н.Ш. Сыртланова// Материалы III Всероссийской межвуз. научно – практической конференции (Челябинск, 3 марта 2005г.) – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005 – 73-77с.
  51. Турченко В.И. Опыт определения содержания НРК высшего профессионального образования по специальности 050703 – Дошкольная педагогика и психология. [Текст]// В.И. Турченко// Материалы III регионального координального совещания научно-методического объединения преподавателей вузов и педколледжей (Уфа, 28-29 марта 2004г.) – Уфа: БГПУ, 2004 – 15-19с.
  52. Ураксина Р.Б. Встреча. Обрядовые игры для детей. [Текст]/ Р.Б. Ураксина – Уфа: Китап, 1994 – 79с.
  53. Ушамирская Г. Функциональный статус интегрированной системы образования в регионе. [Текст]/ Г. Ушамирская// Альма-матер. Вестник высш. школы – 2003 - №1 – 18-25с.
  54. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. Т 1. [Текст]/ Сост. С.Ф. Егоров - М.: Педагогика, 1988 – 416с.
  55. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. [Текст]: программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем/ Ф.Н. Фазлыева – Уфа: Китап, 2003 – 76с.
  56. Философский энциклопедический словарь. [Текст]/ гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Советская энциклопедия, 1983 – 840с.
  57. Худяков Н.Л. Развитие человека и воспитывающая функция образования. [Текст]: в 2-х т./ Н.Л. Худякова – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002 – 556с.
  58. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования [Текст]/ В.К. Шаповалов – М.: Институт развития регионального образования, 1997 – 173с.
  59. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования.[Текст]/ В.К. Шаповалов – М.: Институт развития регионального образования, 1997 – 173с.
  60. Штец А.А. Национально-региональный компонент в культурно – ориентированном образовании школа 2100. [Текст]: приоритетные направления развития образованной программы// под ред. А.А. Леонтьева Вып. 4 – М.: Баласс, 2000 – 35-41с.

Информация о работе Дошкольная педагогика