3.
Обновление содержания регионального
компонента дошкольного образования в
Республике Башкортостан опирается на
культурный характер детской среды. Разработанные
методические рекомендации по реализации
культурной направленности регионального
компонента дошкольного образования явились
основой планирования образовательного
процесса дошкольных образовательных
учреждений и стали ориентиром для методического
сопровождения образовательного процесса
в национальных и дошкольных образовательных
учреждениях.
4.
Культурная направленность регионального
компонента дошкольного образования представлена
в виде структурно-функциональной модели,
обеспечившей эффективность обновления
регионального компонента дошкольного
образования с учетом многонациональной
среды детской группы. Теоретической основой
модели выступили культурологический
и личностно-деятельностный подходы. Структурно-функциональная
модель регионального компонента дошкольного
образования функционирует в соответствии
с социальным заказом общества, целью
и основными принципами построения образовательного
процесса с учетом особенностей культурной
среды детского сообщества. Структурно-функциональная
модель регионального компонента дошкольного
образования носит универсальный характер,
может быть использована в национальных
и многонациональных дошкольных учреждениях
не только в Республике Башкортостан,
но и в Российской Федерации.
5.
Анализ теоретических положений и методических
выводов позволил представить результаты
опытно-экспериментальной работы, проведенной
на базе Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Детский
сад "Родничок" п.Чишмы Муниципального
района Чишминский район Республики Башкортостан.
В данной поисковой работе приняли участие
16 детей
Проследили
динамику изменения представлений
и знаний о быте, фольклоре и традициях
башкирского народа.
На
начальном этапе формирования эксперимента
уровень развития детей нами был оценен
как низкий. Анализ результатов до и после
формирующего эксперимента свидетельствует
об эффективности разработанного нами
комплекса методов и приемов. Разумеется,
наше исследование не претендует на достаточно
полное, так как вопрос все еще остается
актуальным. Однако в плане развития методики
работы по реализации регионального компонента
переработаны известные методические
аспекты и адаптированы для детей младшего
дошкольного возраста в конкретных условиях
дошкольного учреждения.
Свою
работу мы строили на следующих основных
принципах:
во-первых,
на тщательном, обусловленном возрастными
возможностями детей, отборе материала;
во-вторых,
интеграции работы с различными направлениями
воспитательной работы и видами деятельности
детей (развитие речи, ознакомление с
природой, различные игры);
в-третьих,
активного включения детей;
в-четвертых,
использования развивающего потенциала
различных форм народной культуры Башкортостана.
Эффективность
использования региональных и федеральных
программ обеспечивается комплексом взаимосвязанных
условий: отбор Фольклорных произведений,
интересных и доступных по содержанию
и средствам языковой выразительности
для восприятия и исполнения дошкольниками;
применение поэтапной методики, обеспечивающей
развитие художественного восприятия,
освоение средств речевой выразительности
и накопление вариативного опыта выразительного
исполнения Фольклорных текстов; модульная
организация развивающей среды, способствующая
развитию интереса детей к исполнению
произведений устного народного творчества.
Проведенный
анализ полученных результатов показал,
что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение,
задачи научного поиска решены, цель исследования
достигнута. В то же время, проведенное
исследование не исчерпывает всей полноты
изучаемой проблемы. Перспективы дальнейшей
работы мы видим в разработке программ
по культурному образованию дошкольников,
диагностических методик изучения культурной
направленности личности дошкольников,
в исследовании культурной компетентности
дошкольников, в поиске новых педагогических
условий реализации регионального компонента
образования в системе «ДОУ – начальная
школа».
Список
использованной литературы
- Абдулатипов
Р.Г. Человек. Нация. Общество [Текст]/ Р.Г.
Абдулатипов – М.: Политиздат, 1991
– 222с.
- Абсалемова
А.Г. Организация педагогического процесса
в многонациональном ДОУ. [Текст]/ А.Г. Абсалямова
// Управление дошкольным образовательным
учреждением. Научно - практический журнал.
– 2004 - №5 – 50-55с.
- Абсалемова
А.Г. Региональный компонент высшего профессионального
образования в Республике Башкортостан.
[Текст]/ А.Г. Абсалямова// Дошкольное воспитание
– 2005. -№1.-с.111-117.
- Абсалямова
А.Г. Концепция регионального содержания
дошкольного образования.[Текст]/ А.Г. Абсалямовы,
Н.Ш. Сыртланова – Уфа:БГПУ, 2006 – 34с.
- Абульханова-Славская
О.А. Деятельность и психология личности.
[Текст]/ О.А. Абульханова-Славская – М.:
Наука, 1980 – 334с.
- Агишева Р.Л.
Я - Башкортостанец [Текст]/ Р.Г. Агишева
– Уфа:БИРО, 2003 – 40с.
- Аналитическая
справка о состоянии сети дошкольных образовательных
учреждений в Республике Башкортостан
(по состоянию на 01.01.2006г.) [Текст] – Уа:
БИРО, 2007 – 10с.
- Бабунова
Е.С. Профессионально-педагогические аспекты
этнокультурного образования [Текст]/
Е.С. Бабунова – Магнитогорск: МаПУ, 2006
– 263с.
- Бахтин М.М.
Эстетика словесного творчества. [Текст]/М.М.
Бахтин – М.: Искусство, 1979 – 423с.
- Башкортостан:
Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное
издательство «Башкирская энциклопедия»,
1996 – 672с.
- Белобородова
Н.С. Формирование родионоведческих понятий
у детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста в образовательном
процессе [Текст]: дис…. канд. пед. наук:
13.00.01/ Н.С. Белобородова. – Уфа, 1999. – 143с.
- Большая
Советская Энциклопедия [Текст]. В 30 томах/гл.
ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская
энциклопедия, 1975. – Т. 21. – 640с.
- Виноградов
Г.С. Народная педагогика (отрывки и наброски).
[Текст]/ Г.С. Виноградов. Иркутск, тип. изд-во
«Власть труда», 1926 – 30с.
- Волков Г.Н.
Этнопедагогика. [Текст]/ Г.Н. Волков –
М.: Издательский центр «Академия», 2000
– 176с.
- Выготский
Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т./
под ред. А.М. Матюшина – М.: Педагогика,
-1983. – Т.3: Проблемы развития психики –
1983.-367с.
- Гасанова
Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство
[Текст]/ Р.Х. Гасанова – Уфа: БИРО, 2004. –
50с.
- Гершунский
Б.С. Философия образования. [Текст]/ Б.С.
Гершунский – М.: Московский психолого-социальный
институт, Флинта, 1998 – 432с.
- Гильманов
С.А. Этносоциальные аспекты региональных
систем образования. [Текст]/ С.А. Гильманова//
Сибирский педагогический журнал. НГПУ
– 2004 - №1 – 198-207с.
- Гладкий
Ю.Н. Регионоведение [Текст]/ Ю.Н. Гладкий,
А.И. Чистобаев – М.: Гардарики, 2003 – 348с.
- Гогоберидзе
А.Г. Предшкольное образование: некоторые
итоги размышлений (концепция образования
детского старшего дошкольного возраста).
[Текст]/ А.Г. Гогоберидзе// Управление дошкольным
образовательным учреждением. Научно
– практический журанл – 2006 - №1 – 10-19с.
- Греханкина
Л.Ф. Региональный компонент в структуре
содерж. образования. [Текст]/ Л.Ф. Греханкина//
Педагогика – 1999 - №8 – 30-34с.
- Закон РБ
«О национально – культурных объединениях
граждан в РБ» [Текст]// Ведомости Государственного
Собрания, Президента и Кабинета Министров
РБ №12 (78). 1998.
- Закон Республики
Башкортостан «Об образовании».[Текст]
– Уфа: Президиум Верховного Совета Республики
Башкортостан, 1993, - 56с.
- Закон РФ
« Об образовании» [Текст] СПб.: Изд-во Михайлова,
2002. – 61с.
- Кириенко
С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста
к национальным традициям средствами
этнографической культуры [Текст]: автореф.
дис… канд. пед. наук: 13.00.01/ С.Д. Кириенко.
– Екатеринбург, 1999. – 22с.
- Князева
О.Л. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Программа [Текст]:
учебно-методическое пособие: 2-е издание,
перераб. и доп./ О.Л. Князева, М.Д. Маханева.
– СПб.: АКЦЕНТ, 1997. – 158с.
- Козлова
С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное
пособие для студентов средне-педагогических
учебных заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова.
– М.: Издательский центр «Академия», 1998.
– 432с.
- Коломийченко
Л.В. Концептуальные аспекты формирования
основ национальной и этнической толерантности
у детей дошкольного возраста [Текст]/
Л.В. Коломийченко// Детский сад от А до
Я. – 2006 - №6 – 4-11с.
- Коменский
Я.А. Локк Д. Руссо Ж.Ж. Песталоцци Н.Г. Педагогическое
наследие. [Текст]/ сост. В.М. Кларин, А.И.
Джуринский – М.: Педагогика, 1989 – 416с.
- Лейсан [Текст]:
учебно – методический комплекс развития
детей с 3-х до 7 лет в многоязычном ДОУ
РБ/ сост. Р.Ю. Дулатова – Уфа: УПК, 2003 –
234с.
- Молчева
А.А. Народное декоративно – прикладное
искусство Башкортостана – дошкольникам
[Текст]/ А.В. Молчева – Уфа: Башкирское
издательство «Китап», 1995 – 112с.
- Музыка в
детском саду. [Текст]/ сост. Р.К. Мухаметзянова,
Д.Р. Янкина. Уфа: Китап, 1999 – 256с.
- Мукаева
О.Д. От этнического к поликультурному
(мультикультурному) образованию и воспитанию.
[Текст]/ О.Д. Мукаева// Сибирский педагогический
журнал. – 2004 - №2 – 126-132с.
- Новицкая
М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание
в детском саду. [Текст]/ М.Ю. Новицкая –
М.: Лика-Пресс, 2003 – 200с.
- Новый энциклопедический
словарь [Текст]/ гл. ред. А.П. Горкин – М.:
Научно изд-во «Большая Российская энциклопедия»,
2000 – 1456с.
- О реализации
права дошкольных образовательных учреждений
на выбор программ и педагогических технологий
[Текст] Письмо Минобразования России
от 02.06.98 №89/34 – 16.
- Ожегов С.И.
Толковый словарь русского языка [Текст]:
80 000 слов и фразеологических выражений/
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова/ Российская академия
наук. Институт русского языка им В.В. Виноградова.
– 4-е издание, доп. – М.: Азбуковник. 1999
– 944с.
- Оконешникова
А.П. Межэтническое восприятие и понимание
детьми друг друга [Текст]: дис. доктора
псих. наук 13.00.01/ А.П. Оконешникова – Якутск,
1988 – 442с.
- Парамонова
Л.А. Дошкольное и начальное образование
за рубежом: история и современность. [Текст]/
Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова – М.: Издательский
центр «Академия», 2001 – 240с.
- Петровичев
В.М. Региональное образование: организация,
управление развитием. [Текст]/ В.М. Петровичев
– Тула: Прион. кн. Изд-во, 1994 – 186с.
- Пиаже Ж.
Избранные психологические труды [Текст]/
Ж. Пиаже, - М.: Международная пед. академия,
1994 – 674с.
- Программа
воспитания и обучения в детском саду
[Текст]/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С. Комаровой – 2-е изд., испр. и доп. –
М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 208с.
- Программа
развития образование г. Уфы на 2001 – 2005
гг. (дошкольное образование и воспитание)
[Текст] – Уфа: БИРО, 2001 – 16с.
- Программа
развития образования в РБ на 2004 – 2008гг.
[Текст]/ Министерство образования РБ –
Уфа: БИРО, 2004 – 60с.
- Райцев А.
«Национально – региональный» или республиканский?
[Текст]/ А. Райцев// Высшее образование
в России – 2002 - №5 – 93-96с.
- Реформа
образования в России и государственная
политика в сфере образования (исходные
позиции, цели, принципы, этапы реализации).
[Текст]// Вестник образования – 1992 - №10
– 2-25с.
- Сакулина
Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность
в детском саду [Текст]: пособие для вос.
– 2-е изд., испр. и доп./ Н.П. Сакулина –
М.: Просвещение, 1982 – 208с.
- Словарь
современных понятий и терминов [Текст]/
Сост. общ. Ред. В.А. Макаренко – М.: Республика,
2002 – 527с.
- Сухомлинский
В.А. Избранные педагогические сочинения
[Текст] в 3-х т. Т.1/ сост. О.С. Богданова,
В.З. Смаль – М.: Педагогика, 1979 – 560с.
- Сыртланова
Н.Ш. Теоретические основы концепции регионального
содержания дошкольного образования в
РБ. [Текс]/ Н.Ш. Сыртланова// Материалы III
Всероссийской межвуз. научно – практической
конференции (Челябинск, 3 марта 2005г.) –
Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005 –
73-77с.
- Турченко
В.И. Опыт определения содержания НРК высшего
профессионального образования по специальности
050703 – Дошкольная педагогика и психология.
[Текст]// В.И. Турченко// Материалы III регионального
координального совещания научно-методического
объединения преподавателей вузов и педколледжей
(Уфа, 28-29 марта 2004г.) – Уфа: БГПУ, 2004 – 15-19с.
- Ураксина
Р.Б. Встреча. Обрядовые игры для детей.
[Текст]/ Р.Б. Ураксина – Уфа: Китап, 1994 –
79с.
- Ушамирская
Г. Функциональный статус интегрированной
системы образования в регионе. [Текст]/
Г. Ушамирская// Альма-матер. Вестник высш.
школы – 2003 - №1 – 18-25с.
- Ушинский
К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. Т 1.
[Текст]/ Сост. С.Ф. Егоров - М.: Педагогика,
1988 – 416с.
- Фазлыева
Ф.Н. Мой край – Башкортостан. [Текст]: программа
по ознакомлению детей дошкольного возраста
с родным краем/ Ф.Н. Фазлыева – Уфа: Китап,
2003 – 76с.
- Философский
энциклопедический словарь. [Текст]/ гл.
ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев,
В.Г. Панов – М.: Советская энциклопедия,
1983 – 840с.
- Худяков
Н.Л. Развитие человека и воспитывающая
функция образования. [Текст]: в 2-х т./ Н.Л.
Худякова – Челябинск: ИИУМЦ «Образование»,
2002 – 556с.
- Шаповалов
В.К. Этнокультурная направленность российского
образования [Текст]/ В.К. Шаповалов – М.:
Институт развития регионального образования,
1997 – 173с.
- Шаповалов
В.К. Этнокультурная направленность российского
образования.[Текст]/ В.К. Шаповалов – М.:
Институт развития регионального образования,
1997 – 173с.
- Штец А.А.
Национально-региональный компонент в
культурно – ориентированном образовании
школа 2100. [Текст]: приоритетные направления
развития образованной программы// под
ред. А.А. Леонтьева Вып. 4 – М.: Баласс, 2000
– 35-41с.