Автор: m*********@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 17:03, дипломная работа
Актуальность темы и проблемы исследования. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования 8
1.2. Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ВАСИЛЬЕВОЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление уровня реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте на констатирующем этапе 27
2.2. Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 33
2.3. Анализ процесса реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
- Высокий уровень
- Средний уровень
- Низкий уровень
Итак, высокий уровень не показал ни один ребенок.
К среднему уровню было отнесено:
-10 детей (представления о быте, жилищах занятиях)
-
5 детей (знания народного
- 13 детей (знание традиций и обычаев)
К низкому уровню было отнесено:
- 6 детей (представления о быте, жилищах занятиях)
-
11 детей (знания народного
-
3 детей (знание традиций и
Диаграмма 1
Итак, анализируя ответы детей, можно сказать следующее:
Дети не имеют представлений о прошлом и настоящем некоторых предметов быта: утварь, жилище, одежда; о труде скотовода, пчеловода.
Не знают с точностью предметы домашнего быта, их названия; традиционные блюда башкирской кухни; элементы национальной одежды, характерные их детали.
Не умеют использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх; отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании; описывать предметы быта; проявлять интерес к предметам материальной культуры.
Дети не знают жанры фольклора: колыбельные песни, прибаутки, сказки; не имеют четкого представления о жанре башкирских сказок - сказки о животных; не знают названия народных игр; народных праздников: «Первый шаг малыша», «Наречение именем»; предметов народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана.
Не могут организовывать игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок и произведений художественной литературы Республики Башкортостан; играть в народные, подвижные игры; организовывать и играть в дидактические игры с региональным содержанием; полученные художественные умения не умеют отражать в рисунках, аппликациях; организовывать театрализованную деятельность; проявлять интерес к произведениям народного творчества, декоративно-прикладного искусства Башкортостана.
Дети не имеют представления о некоторых народных этикетных традициях - уважение к старшим.
Не знают значения своего имени.
Нами были заданы вопросы педагогам ДОУ.
1. Лично вы владеете информацией о культуре других народов?
2. Считаете ли вы, что социально-этнический состав группы не может влиять на содержание регионального компонента дошкольного образования?
3.
Согласны ли вы с
Анализ результатов анкетирования педагогов дошкольных образовательных учреждений показал, что более 60% педагогов не владели информацией о культуре башкирского народа и считали, что социально-этнический состав группы не может влиять на содержание регионального компонента дошкольного образования (25%). Но в то же время они согласились (90%) с необходимостью приобщения детей к культуре народов, представленных в социально-этнической среде группы.
Для выявления представлений о том, как родители приобщают дошкольников к культуре родного народа и культуре народов ближайшего национального окружения, был проведен опрос.
1.
Каким образом, вы приобщаете
своего ребенка к культуре
родного народа и культуре
народов ближайшего
2. Уделяете ли вы достаточное внимание к ознакомлению детей с родной культурой в условиях семьи?
В результате опроса родителей, мы выявили, что знакомство детей к культуре родного народа и культуре народов ближайшего национального окружения происходит только посредством:
Фольклора: колыбельные, прибаутки, поговорки, загадки, сказки (25%)
Праздников и традиций (5%)
Редким упоминанием (70%)
Итак, опрос выявил недостаточное внимание к ознакомлению детей с родной культурой в семьях дошкольников.
Результаты диагностического этапа опытно-поисковой работы показали, что реализация национально-регионального компонента дошкольного образования происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников на быте, фольклоре и традициях. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально-культурной направленности регионального компонента дошкольного образования путем апробации выявленных педагогических условий и разработанной структурно-функциональной модели.
2.2.
Пути, средства, методы реализации
регионального компонента
Основная цель формирующего эксперимента: развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина: дом, ковер, посуда и т.п.).
Формирование культурной направленности личности предполагало обновление содержания регионального компонента.
Составители федеральных комплексных программ «Программа воспитания и обучения в детском саду» и т.п.) рекомендуют вносить необходимые изменения в содержание программ с учетом регионального компонента дошкольного образования и особенностей работы дошкольного образовательного учреждения.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М. А. Васильева) так предполагает формировать у детей младшего школьного возраста интерес к культуре своего народа: [42]
Учить детей называть родной город (поселок). Побуждать их рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке, на даче).
В
дни праздников обращать внимание детей
на красочное оформление зала детского
сада, воспитывать чувство
Развивать
интерес к произведениям
Приобщать детей к русской праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (День России, Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества), праздники народного календаря; организовывать празднование дней рождения детей группы. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формировать чувство любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.
Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Травка-муравка...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще...», «Заинька, попляши...», «Чи-ки-чики-чикалочки...», «Ночь пришла...», «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Радуга-дуга...», «Божья коровка...», «На улице три курицы...», «Тили-бом! Тили-бом!..», «Тень, тень, потетень...», «Куроч-ка-рябушечка...», «Кисонька-мурысенька...», «Жили у бабуси...», «Заря-заряница».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюб-ской; «Гуси-лебеди», «Бычок —черный бочок, белые копытца», «Снегуруш-ка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой.
Фольклор народов мира
Песенки. «Маленькие феи», «Вопрос и ответ», «Кораблик», «Храбрецы», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот?», латыш., пер. С. Маршака; «Две фасольки, три боба», лит., пер. Е. Юдина; «Танцуй, моя кукла», норв., пер. Ю. Вронского; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», чеш., пер. С. Маршака; «Купите лук...», шотл., пер. И. Токмаковой.
Сказки. «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важда-ева; «Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Свинья и Коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с пор-туг. Ю. Чубкова; «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой; «Лиса-нянька», фин., пер. Е. Сойни; «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.
Для заучивания наизусть
«Петушок, петушок...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «На улице три курицы...», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»); С. Черный. «Приставалка»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); А. Барто. «Мишка», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); Н. Пикулева. «Надувала кошка шар»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Примерный музыкальный репертуар[42]
Пение «Солнышко-ведрышко», муз. В. Карасевой, ел. нар.; «Люлю, бай», рус. нар. колыбельная; «Петушок», рус. нар. прибаутка; «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Гуси», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Поедем, сыночек, в деревню», рус. нар. мелодия из сб. «Гусельки», обр. Н. Метлова; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова.
Песенное творчество «Ах ты, котенька-коток», «Бай-бай, бай-бай», «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельные; «Петух и кукушка», «Человек идет», муз. М. Лазарева, ел. Л. Дымовой; «Закличка солннд», ел. нар., обр. И. Лазарева и М. Лазарева.
Музыкально-ритмические движения.
Игровые упражнения. «Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко.
Этюды-драматизации. «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; «Птички», муз. Л. Банниковой; «Мышки», муз. Н. Сушева; «Медвежата», муз. М. Красева, ел. Н. Френкель; «Смело идти и прятаться», муз. И. Берко-вич («Марш»).
Игры. «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, ел. А. Барто; «Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флотова; «Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой; «Игра с куклой», муз. В. Карасевой; «Коза рогатая», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна; «Бубен», муз. М. Красева, ел. Н. Френкель; «Куколка», муз. М. Красева, ел. М. Чарной; «Ходит Ваня», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова.
Хороводы и пляски. «Пляска с погремушками», муз. и ел. В. Антоновой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, ел. О. Высотской; «Танец около елки», муз. Р. Равина, ел. П. Границыной; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской.
Развитие танцевально-игрового творчества «Пляска», муз. Р. Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова.
Развлечения Познавательно-тематические. «На бабушкином дворе», «Во саду ли, в огороде», «На птичьем дворе».
Музыкально-литературные. Концерт для кукол, представление «Мы любим петь и танцевать».
Спортивные. «Кто быстрее?», «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми».
Забавы. «Музыкальные заводные игрушки», «Сюрпризные моменты»; забавы с красками, карандашами и т. д.
Фокусы. «Цветная водичка», «Волшебная коробочка».
Театрализованные представления. «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка» (по мотивам рус. нар. сказок); «Потешки да шутки», «Были-небылицы», «Бабушка-загадушка» (по мотивам русского фольклора).
Праздники «Здравствуй, осень!», «В осеннем лесу», «Зимушка-зима», «Новогодняя елка», «В весеннем лесу», «Ой, бежит ручьем вода», «Здравствуй, лето!», «Мамин праздник».
Изучение программы дошкольного образования, привело нас к выводу о том, что данные программы направлены на формирование у дошкольников представления о своей принадлежности к человеческому роду и ознакомление детей с культурой народов России и мира. Содержание программы направлено на формирование у дошкольников основ межэтнической толерантности.