Автор: m*********@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 17:03, дипломная работа
Актуальность темы и проблемы исследования. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования 8
1.2. Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ВАСИЛЬЕВОЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление уровня реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте на констатирующем этапе 27
2.2. Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 33
2.3. Анализ процесса реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают этнизацию личности, т.е. естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь народов Башкортостана, в культуру нации как составную общечеловеческую культуру.
В этих условиях выдвигаются основные цели: [50, с. 73-77]
Формирование основ духовности личности.
Формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления с национальной культурой народов Башкортостана.
Формирование патриотизма юного воспитанника Башкортостана.
Создание
оптимальных условий для
Задачи:
Основные направления достижения цели и решения задач
Реализация основных целей и задач способствует формированию идеального юного воспитанника нового Башкортостана, в основе личности которого будет присутствовать теоретическая модель гражданина нового Башкортостана, отражающая определяющие его характеристики: мировоззренческие, профессиональные, гражданско-политические, национально-культурные, духовно-нравственные, экологические и валеологические.
Дошкольные образовательные учреждения Республики Башкортостан, реализующие региональный компонент дошкольного образования в начале 1990-х годов называли и продолжают называть «национальными детскими садами» или «национальными группами детского сада». Национальные детские сады Республики Башкортостан имеют ряд своеобразных признаков:
- многочисленный контингент детей одной национальности;
- изучение родного я зыка
-
организация педагогического
-
направленность воспитательно-
-
направленность
Задачи образовательного процесса национальных детских садов Республики Башкортостан выглядят следующим образом:
Анализ педагогической практики показал, что значительную часть по степени влияния на воспитательно-образовательный процесс ДОУ Республики Башкортостан составляют образовательные программы, которые являются основным методическим материалом воспитателей. Методической основой организации воспитательно-образовательного процесса в Республике Башкортостан является ряд разработанных региональных программ.
Проведем сравнительный анализ целей,
задач и содержания региональных
программ.
№ | Название программы, автор, год издания, возраст | Цели, задачи, содержание |
1 | «Мой край- Башкортостан»
Ф.Н. Фазлиев, год издания – 2001, возраст – младший дошкольный |
Цель программы – ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем. Основная задача программы – через диалог культур воспитывать в детях национальную и этнокультурную толерантность (снисходительность, терпимость). Содержание программы по младшему дошкольному возрасту включает в себя разделы: «Наш детский сад. Наша улица» (беседы); «Ознакомление с окружающим миром» (беседы о домашних и диких животных и птицах Родного края, сезонных изменениях в природе и труде людей в сельском хозяйстве); «Труд взрослых» (ознакомление с трудом взрослых, беседы о родителях, чтение стихотворений, сказок, загадок о временах года согласно программе); «Искусство, традиции, обычаи башкирского народа» (ознакомление с традициями и обычаями башкирского народа, беседы о национальных праздниках). |
2 | «Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста». Колбина А.В., год издания – 2008, возраст – младший дошкольный. | Цель программы
– знакомство дошкольников с декоративной
деятельностью на основе башкирского
декоративно- прикладного искусства. Задачи
в младшем дошкольном возрасте: развивать
эстетические чувства и эмоциональный
отклик на изделия, игрушки и предметы
башкирского быта (матрешки и другие игрушки
и изделия башкирских умельцев). Дать понятие
о красоте вещей, объяснив, в чем и благодаря
чему она проявляется. Рассказать о цвете,
сочетании цветов в узоре. Содержание
программы по младшему дошкольному возрасту
включает в себя:
1) знакомство
с изделиями башкирского 2) Рассматривание иллюстраций из книг, журналов, чтение сказок. 3) Игры в уголке; в гости к бабушке с угощением и подарками (с/р игра) 4) Выкладывание ковров и паласов из мозаики 5) Д/игры,
настольно-печатные; «Составь матрешку»,
«Одень матрешку», разрезные 6) Ролевые игры, «У Ляйсан именины» 7) Занятия: аппликация (выкладывание узора из квадратов и полос на дорожке «сотки палас», «укрась пиалу», «скатерть» и т.п. 8) Лепка декоративная: конфеты для Ляйсан, лепешки, лапша, карандаши для Айгуль, сладкие палочки, угощение для Ляйсан: чак-чак, кыстыбый, курай, кукла. 9) Декоративное рисование: ленточки для Ляйсан, подарок для любимой куклы, коврик для Зифы (полосатый); ткань в клетку на платье для Ляйсан «Нарисуй картинку в подарок Зифе» |
3 | Программа-руководство «Земля отцов». Гасанов Р.Х., год издания – 2001, возраст – младший дошкольный. | Цель программы
– дать детям дошкольного возраста первоначальные
представления основ национальной культуры,
вызвать интерес к познанию культуры своего
народа, способствовать формированию
художественных и творческих способностей.
Задачи:
- формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа; - развитие
у детей интереса к - формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой. Программа разделена на блоки.
1) «Человек
– творец рукотворного мира».
Жилище (в прошлом у башкир
были временные жилища – Утварь (изготавливали из дерева – чаши, ложки, вазу, лоток, чаи, кадка, батман) сейчас делают из стекла, пластмассы, отличие их, и создают люди; пища (традиционные башкирские блюда – эремсек (творог), май (масло), коймак (сметана), из мяса – куллама, бишбармак и т.д. и напитки); одежда (элементы национальной одежды – платье с оборками, камзол, на голове налобные повязки, рубахи, расшитые штаны, халат, тюбетейка; 2) «Об
истоков прекрасного к игры детей (использовать народные игры, дидактические, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок; «Отчий дом» и тема «Семья» (знать членов семьи по имени отчеству, родственные связи и свою социальную роль в семье, что означают имена детей, иметь некоторые представления о народных этикетах). |
4 | Программа «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой». Л.И. Марченко. Год издания – 2008, возраст – младший дошкольный | Цель программы
– ребенок должен выйти из детского
сада физически здоровым, эмоционально
благополучным, интеллектуально развитым.
В основу программы заложена идея достижения поставленных целей через процесс обучения, на основе общения ребенка с природой. Задача: создание условий естественного развития через общение ребенка с природой, формирование бережного отношения к ней. Ребенок должен жить в радости, самостоятельно воспринимая и наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя жажду познания. Программа включает следующие направления работы с детьми:
Младший возраст (экологическое воспитание) сезонные изменения: времена года, их закономерность. Наблюдать за солнцем, небом, тучами, дождем, градом, громом, молнией,, грозой, ливнем, морозом, ветром, инеем, таянием снега, ручьями. Уметь отвечать на вопрос: «Почему?» Уметь различать деревья: по стволу, листьям. Бережно относиться к природе (3-4 дерева, кустарник 1-2), знать насекомых (клопов, божью коровку, муравьев и т.д.), птиц перелетных (грач, скворец, жаворонок), зимующих (синичка, галка, сорока, снегирь, голубь), домашних, диких животных, их детенышей, знать овощи (огурец, лук, помидор, редис, свекла, морковь), фрукты, ягоды (яблоко, груша, клубника, вишня, малина), лесные ягоды (земляника, ежевика, костяника). Духовное развитие личности ребенка. Знакомить с фольклором, народными приметами, сказками, рассказами бабушки и т.д. Знакомить с историей своего народа, его традициями, обычаями, культурой, формировать интерес к своей семье, к её корням (бабушки, дедушки, родственники). Раскрыть тайны природы, формировать убежденность в разумности и взаимосвязи сил природы. Дети должны знать: имя, отчество, мамы, папы, кто кем работает, чем увлекается. Любить свой край, свою природу, свой город, своё село. В разделе «Развитие речи» закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков разного языка. Обучение чтению с 2-хлетнего возраста, что способствует развитию интереса к познавательной деятельности, интерес к художественной литературе, разному слову. В изобретательной деятельности необходимо использовать народные промыслы. В декоративном рисовании – учить рисовать элементы узора (мазки, точки, кольца, дуги, составлять узор на полосе, квадрате). Используется литература по изобразительному искусству с элементами народности. В физическом воспитании во время занятий используют народную педагогику. |
5 | «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Год издания – 1985, возраст – младший дошкольный. | Цель программы
– создание благоприятных условий
для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование
основ базовой культуры личности,
всестороннее соответствие с возрастными
и индивидуальными особенностями, подготовка
ребенка к жизни в современном обществе.
Важной задачей программы является воспитание физических и психологических качеств ребенка. Содержание программы младшего дошкольного возраста включает в себя такие разделы как: - физическое воспитание(основные движение: ходьба подгруппами и всей группой, бегать, изменяя направление, темп, сохранять равновесие, ползать на четвереньках, лазать по лесенке, прыгать в длину с места на 40 см, катать мяч, ловить, метать); - умственное воспитание (ориентироваться в ближайшем окружении, называть предметы, их значение, знать нескольких домашних и диких животных, знать название своего города (поселка), уметь рассказать о том, куда ходили, что видели, отвечать на вопросы взрослого, использовать в своей речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами, с помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок; группировать предметы по цвету, форме, величине, выделять один предмет из группы, находить одни и много, сравнивать предметы по величине, круг, квадрат, впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя); - нравственное воспитание (создавать игровые ситуации, которые способствуют формированию доброты, общаться спокойно, формировать доброжелательное отношение друг к другу, приучать к вежливости, правильно вести себя); - трудовое
воспитание (самостоятельно одеваться
и раздеваться, воспитывать - художественно-эстетическое
воспитание просветляют - музыкальное
воспитание (слушать музыкальное
произведение до конца, - культурно
- досуговая деятельность (отдых
– способствовать |
Анализ содержания региональных программ, используемых в Республике Башкортостан, показал, что:
-
программы направленные на
-
авторы концентрируют свои научные
исследования в области одного вида деятельности
(музыкальной, фольклор, декоративно –
прикладное искусство, язык, окружающий
мир), они представлены в виде специализированных
программ.
Глава 2.
Опытно-экспериментальная
работа по реализации
регионального компонента
дошкольного образования
на основе программы
Васильевой в младшем
дошкольном возрасте
2.1.
Выявление уровня реализации
регионального компонента
База проведения исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "родничок" п.Чишмы Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан. В данной поисковой работе приняли участие 16 детей
Время проведения исследования -1 год.
Этапы исследования - состоит из 3 этапов.
1 этап - констатирующий
Задачи контрольного этапа:
2 этап - формирующий
Задачи формирующего этапа:
3 этап – контрольный
Реализация задач возможна при соблюдении условий:
Основная цель опытно-поисковой работы – проверка выдвинутой гипотезы.
Было выявлено три уровня знаний детей о культуре и быте башкирского народа: высокий средний низкий.
Для изучения знаний о региональном компоненте была использована методика Гасановой.
Таблица 1
Диагностическая
карта обследования детей в начале учебного
года
|