Дошкольная педагогика

Автор: m*********@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы и проблемы исследования. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования 8
1.2. Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ВАСИЛЬЕВОЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление уровня реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте на констатирующем этапе 27
2.2. Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 33
2.3. Анализ процесса реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

     Дошкольные  образовательные учреждения обеспечивают этнизацию личности, т.е. естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь народов Башкортостана, в культуру нации как составную общечеловеческую культуру.

     В этих условиях выдвигаются основные цели: [50, с. 73-77]

     Формирование  основ духовности личности.

     Формирование  базиса личностной культуры на основе ознакомления с национальной культурой  народов Башкортостана.

     Формирование  патриотизма юного воспитанника Башкортостана.

     Создание  оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка.

     Задачи:

  1. формирование самосознания личности в контексте национальной культуры народов Башкортостана;
  2. развитие родной и русской речи как способ познания мира в качестве одного из важнейших инструментов формирования личности ребенка, средства передачи национальной культуры, социализации;
  3. стимулирование развития второго языка через демократические формы самововлечения детей в деятельность, обеспечивающую изучение других языков народов Башкортостана;
  4. формирование творческой индивидуальности;
  5. обеспечение права детей с ограниченными возможностями на образование. [50, с. 73-77]

     Основные  направления достижения цели и решения  задач

    • поддержка статуса государственных языков - башкирского и русского - в соответствии с действующим Законом "О языках народов РБ", развитие национальных языков, двуязычия, многоязычия;
    • обогащение содержанием этнокультурных традиций духовного мира современного юного воспитанника Башкортостана, с использованием ведущих форм деятельности и организации предметно-развивающей среды;
    • возрождение национальной культуры путем введения в педагогический процесс разных видов искусства народов Башкортостана: фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т.д.;
    • сохранение национальных обычаев духовно-нравственного, интеллектуального, трудового, оздоровительного, культурно-эстетического в народно-бытовых традициях, праздниках, обрядах, семейных реликвиях, народном календаре;
    • возрождение этнокультурных традиций в условиях современного педагогического процесса через развивающие функции различных компонентов национальной культуры, что способствует единству "общечеловеческого" и "этноспецифического";
    • формирование чувства патриотизма через изучение истории, географии своего края, страны, в которой живет ребенок;
    • определение приоритетных направлений формирования базиса личностной культуры на каждом возрастном этапе;
    • взаимодействие семейного и общественного дошкольного воспитания, основанное на взаимном уважении и поддержке, вовлечение родителей в педагогический процесс в детском саду [50, с. 73-77].

     Реализация  основных целей и задач способствует формированию идеального юного воспитанника нового Башкортостана, в основе личности которого будет присутствовать теоретическая  модель гражданина нового Башкортостана, отражающая определяющие его характеристики: мировоззренческие, профессиональные, гражданско-политические, национально-культурные, духовно-нравственные, экологические и валеологические.

     Дошкольные  образовательные учреждения Республики Башкортостан, реализующие региональный компонент дошкольного образования в начале 1990-х годов называли и продолжают называть «национальными детскими садами» или «национальными группами детского сада». Национальные детские сады Республики Башкортостан имеют ряд своеобразных признаков:

     - многочисленный контингент детей одной национальности;

      - изучение родного я зыка наряду  с государственным языком общения  – русским;

     - организация педагогического процесса  на основе двуязычия;

     - направленность воспитательно-образовательного  процесса на изучение языка, культуры, национального искусства одного народа;

     - направленность воспитательного  процесса ДОУ на формирование  и сохранение этнического самосознания  детей той национальности, которая  отражена в названии ДОУ [2, с. 50-55].

     Задачи  образовательного процесса национальных детских садов Республики Башкортостан выглядят следующим образом:

  1. Воспитывать у детей любовь к родному краю, к его народу.
  2. Знакомить детей с историей, культурой, бытом родного народа, его традициями.
  3. Обучать детей родному языку.
  4. Формировать художественные и творческие способности на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.

     Анализ  педагогической практики показал, что  значительную часть по степени влияния  на воспитательно-образовательный  процесс ДОУ Республики Башкортостан составляют образовательные программы, которые являются основным методическим материалом воспитателей. Методической основой организации воспитательно-образовательного процесса в Республике Башкортостан является ряд разработанных региональных программ.

 

      Проведем сравнительный анализ целей, задач и содержания региональных программ. 

Название программы, автор, год издания, возраст Цели, задачи, содержание
1 «Мой край- Башкортостан»

Ф.Н. Фазлиев, год издания – 2001, возраст –  младший дошкольный

Цель программы – ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем. Основная задача программы – через диалог культур воспитывать в детях национальную и этнокультурную толерантность (снисходительность, терпимость). Содержание программы по младшему дошкольному возрасту включает в себя разделы: «Наш детский сад. Наша улица» (беседы); «Ознакомление с окружающим миром» (беседы о домашних и диких животных и птицах Родного края, сезонных изменениях в природе и труде людей в сельском хозяйстве); «Труд взрослых» (ознакомление с трудом взрослых, беседы о родителях, чтение стихотворений, сказок, загадок о временах года согласно программе); «Искусство, традиции, обычаи башкирского народа» (ознакомление с традициями и обычаями башкирского народа, беседы о национальных праздниках).
2 «Программа  по декоративной деятельности детей  дошкольного возраста». Колбина  А.В., год издания – 2008, возраст  – младший дошкольный. Цель программы  – знакомство дошкольников с декоративной деятельностью на основе башкирского  декоративно- прикладного искусства. Задачи в младшем дошкольном возрасте: развивать эстетические чувства и эмоциональный отклик на изделия, игрушки и предметы башкирского быта (матрешки и другие игрушки и изделия башкирских умельцев). Дать понятие о красоте вещей, объяснив, в чем и благодаря чему она проявляется. Рассказать о цвете, сочетании цветов в узоре. Содержание программы по младшему дошкольному возрасту включает в себя:

1) знакомство  с изделиями башкирского народного  декоративно-прикладного искусства.  Рассматривание их, обыгрывание декоративных предметов (матрешки, куклы Айгуль и Салават, игрушки, простая посуда (тэнэпы, чаши).

2) Рассматривание  иллюстраций из книг, журналов, чтение  сказок.

3) Игры  в уголке; в гости к бабушке  с угощением и подарками (с/р  игра)

4) Выкладывание ковров и паласов из мозаики

5) Д/игры, настольно-печатные; «Составь матрешку»,  «Одень матрешку», разрезные картинки, «подбери костюм», «укрась палас»

6) Ролевые  игры, «У Ляйсан именины»

7) Занятия:  аппликация (выкладывание узора  из квадратов и полос на дорожке «сотки палас», «укрась пиалу», «скатерть» и т.п.

8) Лепка  декоративная: конфеты для Ляйсан, лепешки, лапша, карандаши для  Айгуль, сладкие палочки, угощение  для Ляйсан: чак-чак, кыстыбый, курай,  кукла. 

9) Декоративное  рисование: ленточки для Ляйсан, подарок для любимой куклы, коврик для Зифы (полосатый); ткань в клетку на платье для Ляйсан «Нарисуй  картинку в подарок Зифе»

3 Программа-руководство  «Земля отцов». Гасанов Р.Х., год издания  – 2001, возраст – младший дошкольный. Цель программы  – дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Задачи:

- формирование  базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа;

- развитие  у детей интереса к национальной  культуре башкирского народа;

- формирование  художественных и творческих  способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.

Программа разделена на блоки.

  1. Младший возраст (3-5 лет) включает разделы:

1) «Человек  – творец рукотворного мира».  Жилище (в прошлом у башкир  были временные жилища – аласык, тирмэ, нары);

Утварь  (изготавливали из дерева – чаши, ложки, вазу, лоток, чаи, кадка, батман) сейчас делают из стекла, пластмассы, отличие их, и создают люди; пища (традиционные башкирские блюда – эремсек (творог), май (масло), коймак (сметана), из мяса – куллама, бишбармак и т.д. и напитки); одежда (элементы национальной одежды – платье с оборками, камзол, на голове налобные повязки, рубахи, расшитые штаны, халат, тюбетейка;

2) «Об  истоков прекрасного к творчеству».  Фольклор (колыбельные, прибаутки,  сказки о животных, характеристика главных героев – добрый, злой); литература (знакомить с произведениями башкирских писателей и поэтов); искусство ( декоративно-прикладное искусство Башкортостана, использовать программу Молчевой, знакомить с произведениями башкирской художницы А.Х. Ситдиковой); музыка (развивать художественное восприятие, исполнять песни в соответствии с характером мелодии); слушание («кукушка» - муз. З. Исмагилова, «в лесу» - муз. Р. Сальманова);  пение («кукушка» - муз. З. Исмагилова, сл. К.  Даяна, «Моя кукла» - муз. М. Валеева, сл. К. Даяна, «Наша кисонька мала» - муз. М. Баширова, сл. К. Даная), познакомить с музыкальным инструментом курай; традиции и обычаи (совместная деятельность взрослого и ребенка, используя народные праздники: «первый шаг малыша», «наречение именем» и т.д.);

игры  детей (использовать народные игры, дидактические, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок; «Отчий дом» и тема «Семья» (знать  членов семьи по имени отчеству, родственные связи и свою социальную роль в семье, что означают имена  детей, иметь некоторые представления о народных этикетах).

4 Программа «Комплексное развитие детей в процессе их общения  с природой». Л.И. Марченко. Год издания  – 2008, возраст – младший дошкольный Цель программы  – ребенок должен выйти из детского сада физически здоровым, эмоционально благополучным, интеллектуально развитым.

В основу программы заложена идея достижения поставленных целей через процесс  обучения, на основе общения ребенка  с природой.

Задача: создание условий естественного  развития через общение ребенка  с природой, формирование бережного отношения к ней. Ребенок должен жить в радости, самостоятельно воспринимая и наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя жажду познания.

Программа включает следующие направления  работы с детьми:

  1. Экологическое воспитание.
  2. Духовное развитие личности ребенка.
  3. Интеллектуально-творческое развитие.
  4. Эстетическое развитие.
  5. Физическое совершенство.
  6. Трудовое воспитание.

Младший возраст (экологическое воспитание) сезонные изменения: времена года, их закономерность. Наблюдать за солнцем, небом, тучами, дождем, градом, громом, молнией,, грозой, ливнем, морозом, ветром, инеем, таянием снега, ручьями. Уметь отвечать на вопрос: «Почему?» Уметь различать деревья: по стволу, листьям. Бережно относиться к природе (3-4 дерева, кустарник 1-2), знать насекомых (клопов, божью коровку, муравьев и т.д.), птиц перелетных (грач, скворец, жаворонок), зимующих (синичка, галка, сорока, снегирь, голубь), домашних, диких животных, их детенышей, знать овощи (огурец, лук, помидор, редис, свекла, морковь), фрукты, ягоды (яблоко, груша, клубника, вишня, малина), лесные ягоды (земляника, ежевика, костяника).

Духовное  развитие личности ребенка. Знакомить  с фольклором, народными приметами, сказками, рассказами бабушки и т.д.

Знакомить с историей своего народа, его традициями, обычаями, культурой, формировать интерес к своей семье, к её корням (бабушки, дедушки, родственники). Раскрыть тайны природы, формировать убежденность в разумности и взаимосвязи сил природы.

Дети  должны знать: имя, отчество, мамы, папы, кто кем работает, чем увлекается. Любить свой край, свою природу, свой город, своё село.

В разделе  «Развитие речи» закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков разного языка. Обучение чтению с 2-хлетнего возраста, что способствует развитию интереса к познавательной деятельности, интерес к художественной литературе, разному слову.

В изобретательной  деятельности необходимо использовать народные промыслы. В декоративном рисовании – учить рисовать элементы узора (мазки, точки, кольца, дуги, составлять узор на полосе, квадрате). Используется литература по изобразительному искусству с элементами народности.

В физическом воспитании во время занятий используют народную педагогику.

5 «Программа  воспитания и обучения в детском  саду». Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Год издания – 1985, возраст – младший дошкольный. Цель программы  – создание благоприятных условий  для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Важной  задачей программы является воспитание физических и психологических качеств  ребенка.

Содержание  программы младшего дошкольного  возраста включает в себя такие разделы как:

- физическое  воспитание(основные движение: ходьба  подгруппами и всей группой,  бегать, изменяя направление, темп, сохранять равновесие, ползать на  четвереньках, лазать по лесенке,  прыгать в длину с места  на 40 см, катать мяч, ловить, метать);

- умственное  воспитание (ориентироваться в ближайшем  окружении, называть предметы, их  значение, знать нескольких домашних  и диких животных, знать название  своего города (поселка), уметь рассказать  о том, куда ходили, что видели, отвечать на вопросы взрослого, использовать в своей речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами, с помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок; группировать предметы по цвету, форме, величине, выделять один предмет из группы, находить одни и много, сравнивать предметы по величине, круг, квадрат, впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя);

- нравственное  воспитание (создавать игровые ситуации, которые способствуют формированию доброты, общаться спокойно, формировать доброжелательное отношение друг к другу, приучать к вежливости, правильно вести себя);

- трудовое  воспитание (самостоятельно одеваться  и раздеваться, воспитывать опрятность, выполнять поручения, помогать взрослым, ухаживать за растениями, животными); художественная литература (чтение потешок, загадок, сказок, фольклор народов мира – песенки, сказки, произведения поэтов и писателей России и разных стран, заучивать наизусть потешки и стихи);

- художественно-эстетическое  воспитание просветляют эмоциональную  отзывчивость при восприятии  иллюстраций, произведений искусства.  В рисовании (знать цвета, названия  народных игрушек, пользоваться  карандашами, фломастерами, кистью  и красками), в слепке (знать свойства глины, пластилина, из них можно лепить различные предметы, используя разнообразные приемы),  в аппликации (уметь создавать изображения предметов из готовых фигур, украшать заготовки из бумаги разной формы, подбирать цвета, аккуратности конструирования (знать детали стройматериала, располагать кирпичи, пластины вертикально, различать части постройки по величине(большая -маленькая и т.д.));

- музыкальное  воспитание (слушать музыкальное  произведение до конца, узнавать  знакомые песни, различать звуки по высоте ( в пределах октавы), замечать изменения в звучании (тихо - громко) , петь, не отставая и не опережая друг друга, выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.));

- культурно  - досуговая деятельность (отдых  – способствовать возникновению  самостоятельной деятельности детей,  развлечения – проводить физдосуги,  развлечения, праздники, самостоятельно  слушать музыку и заниматься изодеятельностью, рассматривать книги, играть в игры, разыгрывать сказки, петь, танцевать). В программе дается детский перечень развлечений, праздников, игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театральных), используемых в младшем дошкольном возрасте.

 

      Анализ  содержания региональных программ, используемых в Республике Башкортостан, показал, что:

      - программы направленные на изучение  башкирского языка и приобщение  дошкольников, в основном, к культуре  башкирского языка;

      - авторы концентрируют свои научные исследования в области одного вида деятельности (музыкальной, фольклор, декоративно – прикладное искусство, язык, окружающий мир), они представлены в виде специализированных программ. 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 

2.1. Выявление уровня реализации  регионального компонента дошкольного  образования на основе программы  Васильевой  в младшем дошкольном  возрасте на констатирующем этапе 

     База проведения исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "родничок" п.Чишмы Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан. В данной поисковой работе приняли участие 16 детей

     Время проведения исследования -1 год.

     Этапы исследования - состоит из 3 этапов.

     1 этап - констатирующий 

     Задачи  контрольного этапа:

  • Изучить представления младших дошкольников о быте, жизни и занятиях населения башкирского народа.
  • Выявить особенности знаний детей младшего дошкольного возраста о народном фольклоре, традициях и обычаях башкирского народа.
  • Провести опрос среди педагогов и родителей о необходимости приобщения детей к культуре родного народа и культуре народов ближайшего национального окружения.

     2 этап - формирующий  

     Задачи  формирующего этапа:

  • Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа.
  • Развитие у детей интереса к национальной культуре башкирского народа.

     3 этап – контрольный

  • Выявить динамику в представлениях младших дошкольников о быте, жизни и занятиях населения башкирского народа.
  • Определить динамику знаний детей младшего дошкольного возраста о народном фольклоре, традициях и обычаях башкирского народа.
  • Проанкетировать педагогов и родителей о необходимости приобщения детей к культуре родного народа и культуре народов ближайшего национального окружения

     Реализация задач возможна при соблюдении условий:

  1. Опора на традиции, обычаи башкирского народа, присущие ему нравственные ценности, особенности материальной и духовной культуры.
  2. Использование национальной культуры как средства формирования самосознания личности.
  3. Усвоение национальной культуры при тесном взаимодействии воспитателей и родителей.

     Основная  цель опытно-поисковой работы –  проверка выдвинутой гипотезы.

     Было  выявлено три уровня знаний детей о культуре и быте башкирского народа: высокий средний низкий.

     Для изучения знаний о региональном компоненте была использована методика Гасановой.

 

      Таблица 1

Диагностическая карта обследования детей в начале учебного года 

Ф.И. ребёнка представления младших дошкольников о быте, жизни  и занятиях населения башкирского  народа знания  детей младшего дошкольного возраста о народном фольклоре башкирского народа знания  детей младшего дошкольного возраста о традициях и обычаях башкирского  народа
Алтынбаев Айрат
Айнуллова Гульчачак
Валеева Диана
Гафуров Динар
Зиннатуллина

Альбина

Закиров Ильнас
Каюмов  Ильгиз
Латыпов Равиль
Насретдинова  Гузиля
Нурутдинова Айгуль
Хуснутдинов данис
Хаеркасова  Тацсылу
Халилова  Лилия
Хусаинов Ильдус
Юсупова Алина
Яруллин рушан

Информация о работе Дошкольная педагогика