Автор: m*********@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 17:03, дипломная работа
Актуальность темы и проблемы исследования. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования 8
1.2. Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ВАСИЛЬЕВОЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление уровня реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте на констатирующем этапе 27
2.2. Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 33
2.3. Анализ процесса реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Однако они не учитывают реальных потребностей и нужд детей, представленных в социально-этнической среде группы. Анализ региональной программы Гасанова Р.Х. «Земля отцов», год издания 2001, возраст – младший дошкольный, показал, что приоритетной является задача приобщения дошкольников к культуре башкирского народа.
«ЧЕЛОВЕК - ТВОРЕЦ РУКОТВОРНОГО МИРА»
Цель: Показать человека как создателя рукотворного мира. Подвести детей к пониманию того, что человек создает красивые предметы. Он - мастер. Формировать ценности переживания, проникаться чувством красоты, уважения к мастерству.
Содержание блока Жилище
Познакомить детей с ближайшим окружением детского сада, привлекать внимание к современным зданиям: домам, театрам, школам. Проводить прогулки по улице, на которой расположен детский сад; обращать внимание детей на различные строения. Привлекать их внимание к иллюстрациям, фотографиям, на которых изображены различные здания. Показать детям, что мастера труда проявляют хороший вкус, художественные умения.
Дать детям элементарные представления о том, что в прошлом у башкир были, в основном, временные жилища - аласык (плетеный островерхий шалаш), тирмэ (разборная войлочная юрта). Показать характерные особенности украшения юрты: нары (урындык) - их украшали нарядные ковры и узорные подстилки; на стенах висела нарядная одежда, головные уборы и украшения, коврики, салфетки, полотенца.
Рассказать детям, в каких домах жили башкиры в прошлом. Ввести в словарь детей слово юрта. Знакомить с основными чертами современных и старинных строений, находить в них отличия.
Утварь
Показать, что жилище украшают атрибуты домашнего быта: печь, на которой (в которой) готовили пищу, и которая обогревала жилище; сундук, в котором хранили постельные принадлежности: подушки, одеяло, тюфяки и старинные вещи бабушки, дедушки; люлька, в которую укладывали и укачивали маленьких детей. В старину домашнюю утварь (посуду): чаши, ложки, вазу, лоток, чан, кадку, батман изготавливали из дерева. Все предметы утвари имели свое назначение: деревянные чаши предназначались для напитков; в вазочках подавались масло, мед, сладости к чаю; в чанах, кадках замешивали тесто, сбивали масло, сбалтывали кумыс; в них хранили муку, зерно, перевозили масло, мед, сметану. Предметы, сделанные из дерева, отличались прочностью и удобством. В современных условиях посуда изготавливается из различных материалов: стекла, пластмассы. Показать их отличительные особенности: стеклянные - хрупкие, прозрачные; пластмассовые - легкие, прочные, не пропускают воду. Все эти красивые вещи создают люди разных профессий.
Пища
Познакомить с традиционными башкирскими блюдами. Основной продукт - молоко. Из него делают эремсек (творог), май (масло), каймак (сметану). Традиционные блюда из мяса: куллама, бишбармак; из пшенной муки - кыс-тыбый. Научить определять по внешнему виду и вкусу башкирские блюда и называть любимые из них, принимать посильное участие в их приготовлении.
Традиционные напитки: буза, кумыс, айран. Напитки имеют лечебные назначения.
Дать элементарные представления о том, что человек добывал все необходимое для питания. Башкиры занимались разведением лошадей, коров, овец, пчел. Познакомить с профессиями животновода, пчеловода.
Одежда
Учить называть элементы национальной одежды: костюмы у девочек -платье с оборками, камзол, на голове налобные повязки (мацлайса); у мальчиков — рубаха, расшитые штаны, халат, на голове тюбетейка. Уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапочка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами, разноцветными лентами.
Ожидаемые результаты [16]
Имеют представление (элементарное):
Знают и называют:
Умеют:
2. Блок. Фольклор
«ОТ ИСТОКОВ ПРЕКРАСНОГО - К ТВОРЧЕСТВУ» [16]
Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на восприятие различных видов искусства: произведений фольклора, художественной литературы, декоративно-прикладного искусства, музыки. Раскрывать своеобразие, неповторимость народного творчества. Развивать интерес к познанию духовной культуры.
Фольклор
Знакомить детей с произведениями устного народного творчества: колыбельными песнями, прибаутками — посредством игры с национальной куклой. Познакомить детей с одним из распространенных жанров башкирских сказок сказками о животных. Учить эмоциональному восприятию сказок, умению характеризовать нравственные качества героев - добрый, злой. Использовать народное творчество как средство художественно-речевой деятельности. Организовывать игры-драматизации на материале башкирского фольклора. Использовать башкирский фольклор в развлечениях. Развивать словесное творчество детей на материале фольклора.
Репертуар
Народное творчество. Колыбельные песни: «Мы тебя, малютку, так любим», «Спи, засыпай», «Расти, сынок, расти, сынок». Башкирские сказки: «Медведь и пчелы», «Ленивый сын», «Ленивая Аусаф», «Лиса-строитель», «Лиса и петух», «Лиса-сирота». Авторские сказки: «Красивый двор», «Шуба ежа» (Ф. Губайдуллина).
Примерная тематика по развитию речи
Тематика развлечений
Литературные викторины на материале башкирских сказок - «В мире сказки».
Развлечения: «В гостях у скажи», «К бабушке в гости», «Вечер колыбельной песни», «Отдыхаем всей семьей».
Литература
Знакомить детей с произведениями башкирских писателей и поэтов. Прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Развивать выразительность речи. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения, выделять главных героев, их действия, взаимоотношения, поступки. Воспитывать у детей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Включать знакомые детям произведения в самостоятельную деятельность: игры-драматизации, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры детей.
Репертуар [16]
С. Рахматуллин «Колыбельная»; Ю. Гарей «Колыбельная», «Самолет», «Птицы улетают»; К Даян «Моя кукла», «Наша кисонька мача», «Весенние цветы»; К. Ильясов «Аниса и Нафиса», «Акбай»; Г. Юнусова «Чемпион по одеванию»; X. Гиляжев «Воспитанный Айдар»; Ф. Рахимгулова «Кораблик», «Дождь идет»; К. Киньябулатова «Зухра и цыплята»; Г. Давлетов «Гуси и Му-нира», «Когда вырастет грязнуля»; С. Муллабаев «Белый барашек», «Глупая кошка», «Лук», «Витамин»; С. Алибаев «Зима»; Ф. Губайдуллина «Праздничный подарок».
Искусство
Декоративно-прикладное искусство Башкортостана.
При ознакомлении детей с народным декоративно-прикладным искусством использовать программу А.В. Молчевой «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана — дошкольникам».
Знакомить детей с произведениями башкирской художницы А.Х. Ситди-ковой «Будущий батыр», «Урожайный год. Пасека». Использовать картины на занятиях по ознакомлению детей с жизнью башкирского народа.
Музыка
Развивать художественное восприятие при ознакомлении с музыкальными произведениями, воспитывать музыкальную отзывчивость, умение замечать особенности содержания и наиболее яркие выразительные средства. Уметь исполнять песни в соответствии с характером мелодии: весело, грустно, бодро, протяжно и т.п.
Слушание: «Кукушка» - муз. 3. Исмагилова; «В лесу» - муз. Р. Сальманова
Пение: «Кукушка» - муз. 3. Исмагилова, ел. К. Даяна; «Пестрая корова» - муз. 3. Исмагилова, ел. К. Киньябулатовой; «Мотылек» - муз. и ел. А. Зинну-ровой; «Лето» - муз. и ел. Р. Сальманова; «Моя кукла» -муз. М. Валеева, ел. К. Даяна; «Наша кисонька мала» - муз. М. Баширова, ел. К. Даяна.
Познакомить с музыкальным инструментом курай. Отличать звучание курая от других инструментов.
Традиции и обычаи
Воспитывать у детей интерес к традициям башкирского народа. Организовывать совместную деятельность взрослого и детей, используя народные праздники: «Первый шаг малыша», «Наречение именем», «Праздник колыбельной песни». Привлекать к участию в празднике родителей.
Игры детей
Поддерживать у детей интерес к различным видам игр. Содействовать накоплению детьми впечатлений для игр. Формировать в сюжетно-ролевых играх предметные, игровые действия, ориентированные на взрослого, а потом на партнера. Воспитывать в играх дружеские взаимоотношения.
В педагогическом процессе использовать игры: традиционные (народные), дидактические, досуговые, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок, литературных произведений.
Перечень игр
Башкирские подвижные игры: «Юрта», «Липкие пеньки».
Дидактические игры (с региональным содержанием): «Уложим куклу спать», «Накормим Айгуль», «Угостим гостей», «Угадай, чего не стало?», «Магазин», «Для чего нужен предмет?», «Путешествие в магазин «Посуда», «Что из чего сделано?'», «Хорошо — плохо», «Что сделали люди?».
Сюжетно-ролевые. Игры по сюжету произведений (по выбору воспитателя): «Семья» (варианты игры: «Дочка спит», «Новоселье в доме», «Вместе обедаем», «Кукла заболела», «Вызов врача», «Праздничный обед», «День рождения»); «Шофер» (варианты игры: «Везем в магазин продукты», «Покупаем молоко»); «Мы в театре», «Кафе-бар», «Путешествие по городу»; игры-драматизации по сказкам: «Лиса и сирота», «Медведь и пчелы».
Ожидаемые результаты
Имеют представление:
3. Блок. Традиции и обычаи
«ОТЧИЙ ДОМ» [16]
Тема «Семья». Формировать у детей представление о том, что такое семья - самый родной и близкий круг людей. Знать членов семьи: имя, отчество родителей, родственные связи и свою социальную роль в них (дочь, сын, внучка, внук). Знать свою фамилию, имя. Дать представление о том, что у каждого человека есть имя, фамилия; знать, что означают имена детей: Фануза - светило, маяк, Азамат - джигит, Заира - гостья, Рамипя - волшебная, Арслан - лев, Айгулъ - лунный цветок, Роза - цветок. Иметь некоторые представления о народных этикетных традициях (уважение к старшим).