Автор: m*********@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 17:03, дипломная работа
Актуальность темы и проблемы исследования. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования 8
1.2. Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ВАСИЛЬЕВОЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление уровня реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте на констатирующем этапе 27
2.2. Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 33
2.3. Анализ процесса реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Таблица 2
Диагностическая
карта обследования детей в конце учебного
года
|
- Высокий уровень
- Средний уровень
- Низкий уровень
Итак, к высокому уровню было отнесено:
-10 детей (представления о быте, жилищах занятиях)
- 10 детей (знания народного фольклора)
- 12 детей (знание традиций и обычаев)
К среднему уровню было отнесено:
- 6 детей (представления о быте, жилищах занятиях)
- 6 детей (знания народного фольклора)
- 4 детей (знание традиций и обычаев)
Итак, анализируя ответы детей, можно сказать следующее:
Дети имеют представлений о прошлом и настоящем некоторых предметов быта: утварь, жилище, одежда; о труде скотовода, пчеловода.
Знают с точностью предметы домашнего быта, их названия; традиционные блюда башкирской кухни; элементы национальной одежды, характерные их детали.
Умеют использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх; отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании; описывать предметы быта; проявлять интерес к предметам материальной культуры.
Дети знают жанры фольклора: колыбельные песни, прибаутки, сказки; не имеют четкого представления о жанре башкирских сказок - сказки о животных; знают названия народных игр; народных праздников: «Первый шаг малыша», «Наречение именем»; предметов народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана.
Могут организовывать игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок и произведений художественной литературы Республики Башкортостан; играть в народные, подвижные игры; организовывать и играть в дидактические игры с региональным содержанием; полученные художественные умения умеют отражать в рисунках, аппликациях; организовывать театрализованную деятельность; проявлять интерес к произведениям народного творчества, декоративно-прикладного искусства Башкортостана.
Дети
имеют представления о
Знают значения своего имени.
Нами были заданы вопросы педагогам ДОУ.
1. Лично вы владеете информацией о культуре других народов?
2.
Считаете ли вы, что социально-этнический
состав группы не может влиять
на содержание регионального
компонента дошкольного
3.
Согласны ли вы с
Анализ
результатов анкетирования
Для выявления представлений о том, как родители приобщают дошкольников к культуре родного народа и культуре народов ближайшего национального окружения, был проведен опрос.
1. Каким образом, вы приобщаете своего ребенка к культуре родного народа и культуре народов ближайшего национального окружения?
2. Уделяете ли вы достаточное внимание к ознакомлению детей с родной культурой в условиях семьи?
В результате опроса родителей, мы выявили, что знакомство детей к культуре родного народа и культуре народов ближайшего национального окружения происходит только посредством:
Фольклора: колыбельные, прибаутки, поговорки, загадки, сказки (100%)
Праздников и традиций (95%)
Частое упоминание о культуре башкирского народа (100%)
Итак, опрос выявил, что родители стали уделять достаточное внимание к ознакомлению детей с родной культурой в семье.
Диаграмма 2
В группе осуществлялась целенаправленная деятельность по реализации педагогических условий культурной и народной направленности регионального содержания дошкольного образования количество дошкольников, имеющих минимальный уровень сформированности представлений и знаний, не выявлено. Количество детей, имеющих средний и высокий уровень сформированности, увеличилось на 70%. Положительная динамика формирования представлений и знаний о культуре и традициях дошкольника проявлялась в повышении интереса детей к культуре башкирского народа, в творческом использовании полученных знаний в игровой и культурно-досуговой деятельности.
Результаты самоанализа деятельности педагогов показали, что реализация народной направленности регионального компонента дошкольного образования обогатила их знания о национальной культуре, об истории народа Башкортостана, о национальном характере и способствовала формированию специальных умений в сфере детского фольклора. Об эффективном педагогическом взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи свидетельствует изменение отношения родителей к приобщению детей к культуре своего народа.
Опытно-поисковая работа доказала действенность и эффективность педагогических условий реализации народной и культурной направленности регионального компонента дошкольного образования.
Анализ результатов до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Дети улучшили свои результаты. В процессе работы были замечены такие изменения:
у детей повысился интерес к народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.
у
родителей также замечен
Исходя
из анализа опытно-
1.
Отбора фольклорных
2.
Применения поэтапной методики,
обеспечивающей развитие
3.
Модульная организация
Сравнительный
анализ показал очевидную
Младшие школьники охотно играют в дидактические и настольно-печатные игры историко-культурологического и этнографического содержания.
Чаще проводят время в избе, организуя здесь "чаепития", "посиделки".
Всё выше изложенное говорит о значительном интересе к историческому прошлому Республики и устному народному творчеству, возникшем у детей в результате проведённой педагогической деятельности основанной на переосмыслении методов и приёмов работы с традиционной программой Васильевой.
Новый
подход к использованию предметов
быта, традиций, культуры и пр. даёт устойчивый
положительный результат в формировании
у детей интереса к народному творчеству
и быту башкирского народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Актуальность проблемы
В ходе исследования было уточнено понятие «культурная направленность регионального компонента дошкольного образования», которое мы понимаем как процесс обновления содержания регионального компонента дошкольного образования, включающего устно-поэтическое, музыкально-игровое и декоративно-прикладное творчество народов, представленных в социально-этнической среде дошкольной группы.
2. Полученные результаты доказали возможность реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования при соблюдении комплекса педагогических условий: формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента с учетом социально-этнической среды группы, подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, организация культурно-развивающей среды, взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по приобщению детей к культуре своего народа. Одним из важнейших показателей эффективности реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования является сформированнность культурной направленности личности дошкольника. В соответствии с выделенными компонентами культурной направленности личности (познавательный, мотивационный, поведенческий) и их показателями были выявлены уровни сформированности культурной направленности личности дошкольника, обеспечившие положительную динамику.