Дошкольная педагогика

Автор: m*********@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы и проблемы исследования. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования 8
1.2. Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ВАСИЛЬЕВОЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление уровня реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте на констатирующем этапе 27
2.2. Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 33
2.3. Анализ процесса реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

     Таблица 2

Диагностическая карта обследования детей в конце учебного года 

Ф.И. ребёнка представления младших дошкольников о быте, жизни  и занятиях населения башкирского  народа знания  детей младшего дошкольного возраста о народном фольклоре башкирского  народа знания  детей младшего дошкольного возраста о традициях и обычаях башкирского народа
Алтынбаев Айрат
Айнуллова Гульчачак
Валеева Диана
Гафуров Динар
Зиннатуллина

Альбина

Закиров Ильнас
Каюмов  Ильгиз
Латыпов Равиль
Насретдинова  Гузиля
Нурутдинова Айгуль
Хуснутдинов данис
Хаеркасова  Тацсылу
Халилова  Лилия
Хусаинов  Ильдус
Юсупова Алина
Яруллин рушан

      - Высокий уровень

      - Средний уровень

      - Низкий уровень

     Итак, к высокому уровню было отнесено:

     -10 детей (представления о быте, жилищах занятиях)

     - 10 детей (знания народного фольклора)

     - 12 детей (знание традиций и обычаев)

     К среднему уровню было отнесено:

     - 6 детей (представления о быте, жилищах занятиях)

     - 6 детей (знания народного фольклора)

     - 4 детей (знание традиций и обычаев)

     Итак, анализируя ответы детей, можно сказать  следующее:

     Дети  имеют представлений о прошлом и настоящем некоторых предметов быта: утварь, жилище, одежда; о труде скотовода, пчеловода.

     Знают с точностью предметы домашнего быта, их названия; традиционные блюда башкирской кухни; элементы национальной одежды, характерные их детали.

     Умеют использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх; отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании; описывать предметы быта; проявлять интерес к предметам материальной культуры.

     Дети  знают жанры фольклора: колыбельные песни, прибаутки, сказки; не имеют четкого представления о жанре башкирских сказок - сказки о животных; знают названия народных игр; народных праздников: «Первый шаг малыша», «Наречение именем»; предметов народного декоративно-прикладного искусства Башкортостана.

     Могут организовывать игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок и произведений художественной литературы Республики Башкортостан; играть в народные, подвижные игры; организовывать и играть в дидактические игры с региональным содержанием; полученные художественные умения умеют отражать в рисунках, аппликациях; организовывать театрализованную деятельность; проявлять интерес к произведениям народного творчества, декоративно-прикладного искусства Башкортостана.

     Дети  имеют представления о некоторых  народных этикетных традициях - уважение к старшим.

     Знают значения своего имени.

     Нами  были заданы вопросы педагогам ДОУ.

     1. Лично вы владеете информацией о культуре других народов?

     2. Считаете ли вы, что социально-этнический  состав группы не может влиять  на содержание регионального  компонента дошкольного образования?

     3. Согласны ли вы с необходимостью  приобщения детей к культуре народов, представленных в социально-этнической среде группы?

     Анализ  результатов анкетирования педагогов  дошкольных образовательных учреждений показал, что более 80% педагогов стали владеть информацией о культуре своего народа и считали, что социально-этнический состав группы не может влиять на содержание регионального компонента дошкольного образования (95%). Но в то же время они согласились (100%) с необходимостью приобщения детей к культуре народов, представленных в социально-этнической среде группы.

     Для выявления представлений о том, как родители приобщают дошкольников к культуре родного народа и культуре народов ближайшего национального  окружения, был проведен опрос.

     1. Каким образом, вы приобщаете  своего ребенка к культуре  родного народа и культуре  народов ближайшего национального окружения?

     2. Уделяете ли вы достаточное  внимание к ознакомлению детей  с родной культурой в условиях  семьи?

     В результате опроса родителей, мы выявили, что знакомство детей к культуре родного народа и культуре народов  ближайшего национального окружения происходит только посредством:

     Фольклора: колыбельные, прибаутки, поговорки, загадки, сказки (100%)

     Праздников  и традиций (95%)

     Частое  упоминание о культуре башкирского  народа (100%)

     Итак, опрос выявил, что родители стали  уделять достаточное внимание к ознакомлению детей с родной культурой в семье.

     Диаграмма 2

 

     В группе осуществлялась целенаправленная деятельность по реализации педагогических условий культурной и народной направленности регионального содержания дошкольного образования количество дошкольников, имеющих минимальный уровень сформированности представлений и знаний, не выявлено. Количество детей, имеющих средний и высокий уровень сформированности, увеличилось на 70%. Положительная динамика формирования представлений и знаний о культуре и традициях дошкольника проявлялась в повышении интереса детей к культуре башкирского народа, в творческом использовании полученных знаний в игровой и культурно-досуговой деятельности.

     Результаты  самоанализа деятельности педагогов показали, что реализация народной направленности регионального компонента дошкольного образования обогатила их знания о национальной культуре, об истории народа Башкортостана, о национальном характере и способствовала формированию специальных умений в сфере детского фольклора. Об эффективном педагогическом взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи свидетельствует изменение отношения родителей к приобщению детей к культуре своего народа.

     Опытно-поисковая  работа доказала действенность и эффективность педагогических условий реализации народной и культурной направленности регионального компонента дошкольного образования.

     Анализ  результатов до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует  об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Дети улучшили свои результаты. В процессе работы были замечены такие изменения:

     у детей повысился интерес к  народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.

     у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых  форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы  и поговорки, объясняют детям их смысл.

     Исходя  из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  наша гипотеза о том, что процесс реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой М.А. будет эффективен при условии обновления содержания образования регионального компонента в младшем дошкольном возрасте, подтвердилась на основании

     1. Отбора фольклорных произведений, интересных и доступных по  содержанию и средствам языковой  выразительности для восприятия и исполнения.

     2. Применения поэтапной методики, обеспечивающей развитие восприятия  в единстве их содержания и  языковой формы; освоение детьми  средств речевой выразительности;  накопление вариативного опыта  исполнения фольклора. 

     3. Модульная организация развивающей среды, способствующая развитию интереса младших дошкольников к исполнению произведений устного народного творчества.

     Сравнительный анализ показал очевидную положительную  тенденцию в знаниях и умениях  детей.

     Младшие школьники охотно играют в дидактические и настольно-печатные игры историко-культурологического и этнографического содержания.

     Чаще  проводят время в избе, организуя  здесь "чаепития", "посиделки".

     Всё выше изложенное говорит о значительном интересе к историческому прошлому Республики и устному народному творчеству, возникшем у детей в результате проведённой педагогической деятельности основанной на переосмыслении методов и приёмов работы с традиционной программой Васильевой.

     Новый подход к использованию предметов  быта, традиций, культуры и пр. даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народному творчеству и быту башкирского народа.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     1. Актуальность проблемы исследования  обусловлена социальным заказом общества, необходимостью научного осмысления идей культурного образования и реализации народной и культурной направленности регионального компонента дошкольного образования. Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы определил возможность обновления содержания регионального компонента дошкольного образования в контексте теории и практики культурного образования и его методического сопровождения.

     В ходе исследования было уточнено понятие  «культурная направленность регионального компонента дошкольного образования», которое мы понимаем как процесс обновления содержания регионального компонента дошкольного образования, включающего устно-поэтическое, музыкально-игровое и декоративно-прикладное творчество народов, представленных в социально-этнической среде дошкольной группы.

     2. Полученные результаты доказали возможность реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования при соблюдении комплекса педагогических условий: формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента с учетом социально-этнической среды группы, подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, организация культурно-развивающей среды, взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по приобщению детей к культуре своего народа. Одним из важнейших показателей эффективности реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования является сформированнность культурной направленности личности дошкольника. В соответствии с выделенными компонентами культурной направленности личности (познавательный, мотивационный, поведенческий) и их показателями были выявлены уровни сформированности культурной направленности личности дошкольника, обеспечившие положительную динамику.

Информация о работе Дошкольная педагогика