Дошкольная педагогика

Автор: m*********@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы и проблемы исследования. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования 8
1.2. Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ВАСИЛЬЕВОЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление уровня реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте на констатирующем этапе 27
2.2. Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 33
2.3. Анализ процесса реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

     Ю.Н. Гладкий рассматривает понятие  регион, как «комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли» [19, с. 65].

     Каково  же содержание понятия «региональный».

     Словарь исторических терминов дает следующее  определение: «региональный – местный, областной – относящийся к  какой-либо определенной территории, району (региону), области, стране, группе стран, построенный по территориальным признакам». Другой автор В. Буданова утверждает – «региональный – это относящийся к конкретному региону (части страны, отдельные территории)»

     Рассмотрим  понятие компонент. Большой Энциклопедический  Словарь дает определение «компонент» (от лат. componens – составляющий) – составная часть, элемент чего-либо. Философский словарь рассматривает это понятие так: «компонент – содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат».

     В педагогической науке понятие Региональный компонент в образовании определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса

     Региональный (национально-региональный) компонент  образования в его современном  нормативно — установленном виде — относительно новый тип школьного образования. Принятый в 90-х годах Закон Российской Федерации (РФ) «Об образовании» определил ряд важнейших компетенций субъектов России в области общего образования и статус его регионального компонента [24].

     Назначение  регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.

      Обучение  в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

      Природное, культурно-историческое, социально-экономическое  своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

      Содержание  регионального компонента образования  призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого  потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

      Основными целями регионального компонента являются: [33]

      создание  педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения  и непрерывного образования;

      ориентация  общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития РБ;

      обеспечение единства образовательного пространства на территории РБ.

      Введение  регионального компонента направлено на решение следующих задач: [34]

     развитие  вариативности общеобразовательных  программ и образовательных услуг на территории РБ;

     обновление  содержания общего образования;

     овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;

     воспитание  патриотизма и чувства гражданственности  у подрастающего поколения.

     Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем компонентов содержания образования [40, с. 23].

     Региональный  компонент дошкольного образования  в республике реализуется в национальных и многонациональных детских садах и группах. В национальных дошкольных образовательных учреждениях ведется обучение и воспитание на следующих родных языках: башкирском, марийском, мордовском, русском, татарском, удмуртском, украинском, чувашском. Анализ деятельности национальных дошкольных образовательных учреждений и национальных групп республики позволил выявить их существенные признаки: изучение родного языка наряду с государственным языком общения – русским (двуязычие); направленность образования на изучение языка, культуры, национального искусства соответствующей этнической группы.

     Изучая  социально-этнический состав дошкольных образовательных учреждений городов  Республики Башкортостан, мы выявили, что эти учреждения мультикультурны  и включают в себя представителей национальных групп, постоянно проживающих на территории Республике Башкортостан (русские, татары, башкиры, чуваши и т.д.), а также - стран ближнего (армяне, азербайджанцы, таджики, украинцы и т.д.) и дальнего зарубежья (вьетнамцы, немцы, турки и т.д.). Этот существенный фактор послужил основанием для обновления и обогащения содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды дошкольной группы [45, с. 93-96].

     Реализация  национально-регионального компонента в содержании образовательного процесса дошкольных учреждений республики характеризуется доминированием национального компонента. Это послужило основанием для замены понятия «национально-региональный компонент» на «региональный компонент», включающий не только национальные, но и культурные, демографические, климатические, социально-экономические и социально-правовые характеристики.

     В нашем исследовании «региональный  компонент» дошкольного образования  рассматривается как система, включающая в себя комплекс демографических, климатических, социально-экономических, исторических и культурных структурных элементов, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в образовательном процессе дошкольных учреждений, и направленными на сохранение и развитие единого образовательного пространства [50, с. 73-77].

     Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

     формирование  культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;

     подготовка  педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального  компонента дошкольного образования;

     создание  культурно-развивающей среды дошкольной группы;

     организация эффективного взаимодействия дошкольного  образовательного учреждения и семьи.

     При определении педагогических условий  реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:

     определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,

     выявление специфики реализации национально-регионального  компонента дошкольного образования в республике,

     использование принципа культурализма в образовательном  процессе дошкольных учреждений. [60, с. 35-41] 

1.2. Содержание регионального компонента  дошкольного на основе программы  Васильевой в младшем дошкольном  возрасте 

     В настоящее время дошкольное образование в Республике Башкортостан представляют 1986 ДОУ, в которых воспитываются 158648 детей. Основная часть ДОУ республики находится на селе- 1284 ДОУ, где воспитываются 43154 ребенка, 702 ДОУ (с охватом 98219 детей) находятся в городах республики. Таким образом, дошкольным образованием в республике охвачено 52% от общего числа детей дошкольного возраста [7].

     Для обеспечения высокого охвата детей  дошкольным образованием и повышения уровня готовности детей к школе используются новые, экономически целесообразные формы и модели дошкольного образования и в особенности -группы кратковременного пребывания детей, которые позволяют значительно снизить расходы на содержание детей в детских садах и существенно повысить уровень охвата детей дошкольными образовательными услугами: в некоторых городах и районах он составляет от 50 до 89% и выше [7].

     Функционирует широкая сеть специальных дошкольных учреждений. Созданы специализированные группы в дошкольных образовательных  учреждениях для детей с сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями. Увеличилось число учреждений компенсирующего назначения, в которых специальным обучением охвачено более 8050 детей, имеющих различные отклонения в развитии. В республике существуют почти все формы коррекционного образования, начиная от полной интеграции детей с ограниченными возможностями и заканчивая индивидуальным их обучением дома и в специальных дошкольных учреждениях.

     Создана система вариативного дошкольного  образования в республике.

     Функционируют детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития. 114 детских садов реорганизованы в образовательные учреждения «Начальная школа - детский сад» у (4310 детей). Это оказалось эффективным для сельской местности - как в плане М сохранения образовательной сети, так и в плане обеспечения преемственности у в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание дошкольного образования республики претерпевает существенные изменения. Появилась тенденция системного определения качества образования, включающего все его составляющие (образовательная среда, знания детей, нормативное, программное и методическое, кадровое обеспечение) и др. Главным ориентиром стали интересы ребенка. В образовательной работе широко используются различные программы - комплексные, общеразвивающие, такие, как: №Программа воспитания и обучения в дестком саду», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Синтез», «Гармония», «Старт» [7].

     Реализуются региональные программы и технологии: «Программа для башкирских детских садов», «Илхам», «Урал - мой край родной» и др[55].

     Опыт  показывает, что детские сады республики испытывают потребность в образовательных  программах, основанных на лучших традициях  отечественной педагогики, прежде всего, в рамках привычных для маленького ребенка видов деятельности (игра, рисование, конструирование, художественная деятельность и др.).

     Предметом особого внимания является развитие национального образования. Этот вопрос особенно актуализировался в связи принятием Закона "О языках народов РБ". 30943 ребенка в 1040 ДОУ воспитываются на родном языке. В 481 ДОУ дети получают воспитание и образование на башкирском языке, в 462 ДОУ - на татарском языке. В 41 детском саду дети воспитываются и обучаются на марийском языке, в 41 ДОУ дети получают образовательные услуги на родном чувашском языке. В 365 ДОУ организована кружковая работа по изучению родных языков, с охватом 9690 детей. В национальных детских садах организована работа по обучению русскому языку [55].

     В условиях модернизации образования  ключевыми ориентирами развития республиканской образовательной системы в целом, а также дошкольного образования, являются:

  • реализация конституционного права и равных стартовых возможностей граждан на получение качественного образования, в том числе дошкольного;
  • создание условий для полноценного разностороннего обучения, воспитания и развития детей в семье, в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях;
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование гражданина нового Башкортостана, воспитание патриотов России и Башкортостана, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью, эстетической, экологической культурой;
  • гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка через систему образования этнической самобытности народов Башкортостана, гуманистических традиций их культур, обеспечение прав граждан на изучение родного языка, совершенствование системы национального образования, научно-методическое обеспечение изучения государственных и родных языков;
  • всесторонняя забота о здоровье, физическом воспитании и развитии детей, профилактика детской беспризорности и правонарушений;
  • обеспечение внедрения обновленного содержания образования, современных дидактических, воспитательных, информационных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений всех уровней, типов и видов [53, с. 18-25].

Информация о работе Дошкольная педагогика