Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель – теоретически и экспериментально изучить влияние дидактической игры на ФЭМП.

Объект - процесс детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – дидактическая игра, как фактор ФЭМП старших дошкольников.
Гипотеза – если систематически и целенаправленно использовать дидактически игры на занятиях в ДОУ, то повышается уровень ФЭМП дошкольников.
Задачи:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме.
Раскрыть основные понятия по проблеме исследования.
Экспериментально Эффективность дидактических игр, влияющих на ФЭМП детей старшего возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.1. Дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике
1.2 Особенности и функции дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего возраста
1.3 Виды дидактической игры для формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.4. Формирование социальной активности дошкольников в процессе игры, при подготовке к обучению в школе
1.5. Виды дидактических игр на занятиях по математике
Глава 2. Эксперимент исследование влияния дидактических игр на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий этап экспериментального исследование влияния дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Формирующий этап элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментального исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

пример Денисовой Курсовая.doc

— 757.50 Кб (Скачать)

     Скажи последующее число. Взрослый бросает  мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее по порядку число.

     Скажи   предыдущее число. Игра проводится так  же, только в данном случае ребенок называет предыдущее число.

     Дополни число. До начала игры определяется число, которое играющие должны составить из двух чисел (например, 10). Взрослый бросает ребенку мяч и называет какое-либо число (например, 5). Поймав мяч, ребенок говорит число (5), которое в сумме с названным воспитателем составляет десять: 9 и 1, 8 и 2,7 и 3, 6 и 4, и т.д.

     «Рассеянный художник»

     Цель. Развитие наблюдательности. Счет до шести.

     Материал. Цифры: 1,2,3,4,5,6.

     Ход игры. Нужно взять из набора необходимые  цифры и исправить ошибки рассеянного  художника. Затем надо сосчитать  до шести, указывая соответствующее  количество предметов на картинках. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6) Игру начать можно так:

     «На улице Бассейной

     Один  художник жил.

     И иногда рассеянный

     Неделями  он был.

     Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках  по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц не нарисовано на картинке?» Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять?

     

       

Приложение №2

     Путешествие во времени

     «Живая  неделя»

     Цель:

    1. Развитие восприятия временных отрезков.
    2. Закрепить названия и последовательность дней недели.

     Ход игры. Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит; «Я- понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребёнок и говорит; «Я - вторник. Какой день следующий?»

     Вся группа даёт задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. п. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника, до вторника.

     «Назовите дни недели»

     Цель.

    1. Развитие восприятия временных промежутков.
    2. Учить называть дни недели, не называя чисел и названий дней.

     Ход игры. Назовите пять дней, не называя  чисел и названий дней.

     (Позавчера,  вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

     «Кто  работает рано утром?»

     Цель.

    1. Совершенствование восприятия конкретных, не продолжительных временных отрезков.
    2. Уточнить представление детей о частях суток.  

     Ход игры. Это игра-путешествие. Она начинается чтением стихотворения Яковлева из книги «Утро, вечер, день, ночь».

     Если  звонко за окном

     Защебечут птицы,

     Если  так светло кругом, Что тебе не спится,

     Если  радио у вас

     Вдруг заговорило,

     Это значит, что сейчас

     Утро  наступило.

     Взрослый: «Теперь мы с тобой будем вместе путешествовать, и смотреть, кто  и как работает утром». Взрослый помогает ребёнку вспомнить, кто  раньше всех начинает работать (дворник, водители общественного транспорта и т. д.). Вспомнить вместе с ребёнком, а что делают утром дети и взрослые. Закончить путешествие можно обобщением того, что происходит рано утром.

     «Когда  это бывает?»

     Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года, т.е. совершенствование восприятия временных промежутков.

     Ход игры. Взрослый спрашивает ребёнка, знает  ли он, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев. Ответы ребенка показывают, в какой  мере он соотносит те или иные явления  и труд человека с временами года. Потом взрослый и дети договариваются о том, какое время года они будут описывать. Перебрасывая мяч, друг другу, они называют признаки данного времени года. Например, весны: «Тает снег, бегут ручьи и т. д.» Выигрывает тот, кто назовет больше признаков времени года.

     «Вчера, сегодня, завтра»

     Цель. Закреплять временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера».— развитие непродолжительных временных отрезков.

     Ход игры. Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый бросает  мяч ребёнку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

     Например: Мы лечили (вчера). На прогулку идем (сегодня) и т.д. 

     «Какое  время?»

     Цель.

    1. Развивать восприятие времени.
    2. Уточнить представления о часах.

     Ход игры: Взрослый предлагает ребенку  рассмотреть таблицу и найти часы, которые показывают 8 часов, 9, 10, 12, и 4 часа. После этого взрослый ведет рассказ, по ходу которого ребенок показывает те или другие часы.

     – В 8 часов утра встала Машенька, оделась, позавтракала, а в 9 часов уже в  сад побежала. В 10 часов она с мамой пошла в магазин, а в 12 часов вернулась домой. (Взрослый контролирует, правильно ли выбирают часы ребенок.) Машенька пообедала и в 2 часа легла спать. Поспала она два часа, встала и спросила: «Какое сейчас время?» Ребенок должен назвать и показать на часах. Что это, день или ночь? Утро или вечер?

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     «Художники» 

     Цель.

    1. Игра   предназначена  для совершенствование пространственного восприятия и развития   ориентировки   в пространстве;
    2. Закрепления терминов,  определяющих пространственное  расположение предметов;
    3. Даёт представление об их относительности.

     Примечание: проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.

     Ход игры: Ведущий предлагает детям нарисовать картинку. Все вместе продумывают её сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя её мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома, - трубу. Из трубы вверх идёт дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т.д.

     «Путешествие  по комнате»

     Цель.

    1. Развитие пространственного восприятия;
    2. Развивать у детей умение изменять направление во время движения.

     Ход игры. Буратино с помощью ведущего даёт детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребёнок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети ещё недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух.

     В дальнейшем количество заданий по изменению  направления можно увеличить. Например: «Пройди вперёд пять шагов, поверни  налево, сделай еще два шага, поверни  направо, иди до конца, отступи влево  на один шаг».

     «Разговор по телефону»

     Цель. Развитие пространственных представлений.

     Материал. Палочка (указка).

     Ход игры. Вооружившись палочкой и поведя ею по проводам, нужно узнать, кто  кому звонит по телефону: кому звонит кот  Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк. Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка - норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

     

Приложение  № 3

     Игры  на ориентировку в  пространстве.

     «Найди похожую»

     Цель. Учить рассказывать о расположении предметов на картинке.

     Материал. Карточки с изображением предметов.

     Ход игры. Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним – мартышка, последним – мишка» или: «В середине – большой чайник, справа от него – голубая чашка, слева - розовая чашка».

     «Расскажи про, свой узор»

     Цель. Развивать ориентировку на листе  бумаги.

     Материал. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором.

     Ход игры. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу – прямоугольник, в середине – треугольник.

     Можно дать задание рассказать об узоре, который  они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине - большой круг, от него отходят лучи, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

     

Приложение  № 4

     Игры  с использованием геометрических фигур.

     «Найди  такой же»

     Цель. Закреплять   представления  детей   о  знакомых   им   геометрических фигурах.

     Материал. Карточки, на которых изображены 3 – 4 различные геометрические фигуры.

     Ход игры. Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять её.

     «Кто  больше увидит?»

     Цель. Закреплять представления детей  о геометрических фигурах.

     Материал. Геометрические фигуры.

     Ход игры. На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные  геометрические фигуры. Дошкольники  рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трёх и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше различных фигур, которые были на фланелеграфе. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур, он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

     «Чудесный мешочек»

     Цель. Игра хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в  различении форм.

     Ход игры. В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребёнок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать.

     Усложнить игру можно, если ведущий дает задание найти в чудесном мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребёнок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был в руках у каждого ребёнка.

Информация о работе Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста