Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель – теоретически и экспериментально изучить влияние дидактической игры на ФЭМП.

Объект - процесс детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – дидактическая игра, как фактор ФЭМП старших дошкольников.
Гипотеза – если систематически и целенаправленно использовать дидактически игры на занятиях в ДОУ, то повышается уровень ФЭМП дошкольников.
Задачи:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме.
Раскрыть основные понятия по проблеме исследования.
Экспериментально Эффективность дидактических игр, влияющих на ФЭМП детей старшего возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.1. Дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике
1.2 Особенности и функции дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего возраста
1.3 Виды дидактической игры для формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.4. Формирование социальной активности дошкольников в процессе игры, при подготовке к обучению в школе
1.5. Виды дидактических игр на занятиях по математике
Глава 2. Эксперимент исследование влияния дидактических игр на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий этап экспериментального исследование влияния дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Формирующий этап элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментального исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

пример Денисовой Курсовая.doc

— 757.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
Челябинский Государственный Педагогический Университет
 

Факультет психологии

Кафедра теоретической и прикладной психологии 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по предмету: Основы общей педагогики

     на тему

     Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений детей  старшего дошкольного  возраста 
 
 
 

                    Выполнила: Денисова

                    Проверила: Гурская 
                     
                     
                     
                     

     Челябинск, 2008

     Оглавление

Введение

       Обучению дошкольников началам математики  должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивающих различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимающих самостоятельные решения.

       Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Педагог может помочь ребенку реализовать творческие возможности в познании окружающего, вед его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей, как содействовать развитию мышления дошкольника. Для этого необходимо использовать методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставление существенных признаков и явлений, установление взаимосвязей.

       Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потом усваиваются легче и быстрее.

       В дошкольном возрасте игра имеет важное значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает практическое место и впервые годы обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, времени. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

       Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на чувства, на сознания, на волю и на поведение в целом.

       В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на  умственное развитие дошкольника в целом. В настоящие время слишком рано отрывают детей от их любимого занятия, от игры и по традиции сажают за парты для «серьезного» изучения наук, в том числе и математики. Пред тем, как посадить детей за парты, изучать математику или хотя бы одновременно  с началом их обучения поиграть с ними в математические игры. Пусть дети не видят, что их чему то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают логические задачи. Это детям интересно потому, что они любят играть.

       Цель – теоретически и экспериментально изучить влияние дидактической игры на ФЭМП.

       Объект -  процесс детей старшего дошкольного возраста.

       Предмет – дидактическая игра, как фактор ФЭМП старших дошкольников.

       Гипотеза – если систематически и целенаправленно использовать дидактически игры на занятиях в ДОУ, то повышается уровень ФЭМП дошкольников.

     Задачи:

  • Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме.
  • Раскрыть основные понятия по проблеме исследования.
  • Экспериментально Эффективность дидактических игр, влияющих на ФЭМП детей старшего возраста.

       Методы исследования:

  • Общие основы педагогики « Педагогические исследования».

Глава 1. Теоретические основы дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

1.1. Дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике

     В каждую эпоху развития дети живут  тем. Чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по – иному, чем взрослым. Ребенок – «Новичок», все для него полно новизны.

     В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре, каких либо целей, для того чтобы играть.

     «Игра. Есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива» - так писал выдающийся педагог Н. К. Крупская.

     Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писал: «Дидактическая игра. Игровые занятия и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

     В игре формируются нравственные привычки самих детей, создается возможность  для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.

     Для ребят дошкольного возраста имеет  исключительное значение: игра для  них – учеба, игра для них –  серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

     Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

     Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, отмечая воспитательное значение игры, неустанно ратовали за ее всемерное применение в практической педагогике.

     Н.К. Крупская, подчеркивая особенности  детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физически силы ребенка, тверже делаются руки, гибче тело, вернее глаза, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. У ребят в игре, вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочие.»(38, стр. 5) Н.К. Крупская указывала на возможность расширить впечатления, представлений в игре, вхождение детей в жизнь, связи игр с жизнью.

     Развивая  мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитание, А. С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а  в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина» (38, стр. 5).

     Народная  педагогика талантливо решает вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх, в практику работы с детьми. К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех – пяти лет, то, конечно, все преимущества останется на стороне игры» (38, стр. 10). В советской педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследование таких ученых, как Е. А. Флерина, Е. И. Аркин (20 – 30 – годы).

     В последние годы вопросы теории и  практики дидактической игры разрабатывались  и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блюхер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, А. К. Венгером.

     Оценивая  дидактическую игру и ее роль системы  обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость  детей, разнообразят и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» (42, стр. 11). Научная заслуга А. П. Усовой в том, что она открыла в игре как бы новый пласт процессов и отношений, ранее исследователям неизвестный или во всяком случаи недостаточно изученный. Она показала, что, помимо взаимоотношений, которые разгадываются детьми, в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, в игре возникают другого рода отношений – уже не мнимые, не изображаемые, а действительные, реальные.

     А. П. Усова, отмечая воспитательное влияние  игр, писала: «Каждая игра, если она  по силам ребенку, ставит его в  такое положение, когда ум его  работает живо и энергично, действия организованы» (42, стр. 12).

     Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающий жизни. Особое значение она придавала сенсорному воспитанию и обучению родному языку. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные  игры», которые требовали сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить не достающие части, нарушенный порядок; игры с дидактической куклой и другие. Е. И. Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание.

     Одно  из основных положений советской  педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет  историческую, а не биологическую  природу. Такое понимание природы  игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леоньева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и их исследователей. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослыми в предлагаемые детям игры, завит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывала усилие ысли, но не требовало напряжение, не вызывало усталости, страха и нежелание учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

     Психолог  А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей» (38, стр. 12). Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения. В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и существует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все многообразие дидактических фор и средств обучения и воспитание детей.

1.2 Особенности и  функции дидактической  игры в формировании  элементарных математических  представлений детей старшего возраста

     Дидактическая игра является и средством первоначального  обучения, когда она включается в  целостный педагогический процесс. Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения. Но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры.

Информация о работе Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста