Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель – теоретически и экспериментально изучить влияние дидактической игры на ФЭМП.

Объект - процесс детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – дидактическая игра, как фактор ФЭМП старших дошкольников.
Гипотеза – если систематически и целенаправленно использовать дидактически игры на занятиях в ДОУ, то повышается уровень ФЭМП дошкольников.
Задачи:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме.
Раскрыть основные понятия по проблеме исследования.
Экспериментально Эффективность дидактических игр, влияющих на ФЭМП детей старшего возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.1. Дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике
1.2 Особенности и функции дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего возраста
1.3 Виды дидактической игры для формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.4. Формирование социальной активности дошкольников в процессе игры, при подготовке к обучению в школе
1.5. Виды дидактических игр на занятиях по математике
Глава 2. Эксперимент исследование влияния дидактических игр на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий этап экспериментального исследование влияния дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Формирующий этап элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментального исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

пример Денисовой Курсовая.doc

— 757.50 Кб (Скачать)

Заключение

     При систематическом и целенаправленном использовании дидактических игр  в дошкольном учреждении, повышается уровень математического развития дошкольников. Результаты эксперимента подтвердили их высокую эффективность.

     Дети  стараются выполнить свое задание  правильно, не допуская ошибок, чтобы  получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители тоже очень серьезно относятся  к выполнению домашнего задания  с детьми. В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры.

     Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

     Применение  дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

     Подготовку  детей к школе, помимо дошкольного  учреждения, осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры. Поэтому надо помочь родителям овладеть методикой их использования в воспитании и обучении детей. Целесообразно организовать и провести специальный семинар.

     На  первых занятиях семинара родители узнают о том, что идея соединения обучения с игрой имеет свою историю, что игровой метод обучения является наиболее эффективным в работе с детьми. Привела высказывания выдающихся педагогов прошлого и современных – Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского – о том, что детей надо приучать к умственному труду постепенно, делая его занимательным, интересным. Раскрывая  перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании детей, я подчеркивала, что в таких играх у ребят развиваются не только психические процессы: мышление, память, произвольное внимание, – но и такие важные качества   личности, как целеустремлённость, сосредоточенность, умение подчинить своё поведение определённым правилам, и такие чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба и др.

     Для поддержания у ребёнка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди других детей. И здесь важно, чтобы родители помогали своему ребенку иметь друзей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное содержание их, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать, как одному из эффективных путей обучения.

     Целенаправленное  развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного  периода.

Список  литературы

  1. Аванесова В. Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду», – М., «Просвещение» 1972г.
  2. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!» – М., «Просвещение» 1988г.
  3. Агафонова И. «Учимся думать». – Санкт – Петербург, «М и М – Экспресс» 1996г.
  4. Бондаренко А. К. «Дидактическая игра в детском саду». – М., «Просвещение» 1991г., 157с.
  5. Выготский Л. С. «Игра и её роль в психическом развитии ребенка» // Вопросы психологии – 1966 – №6
  6. «Воспитание детей в игре»./ Под ред. Менджерицкой Д. В. – М., «Просвещение» 1979г., 173с.
  7. «Воспитание и обучение детей шестого года жизни»./ Под ред. Парамоновой Л А, Ушаковой О.С. – М.  «Просвещение» 1987г., 157с.
  8. «Воспитание и обучение детей пятого года жизни». / Под ред. Холмаковской В. В. – М., «Просвещение» 1986г., 143с.
  9. Венгер Л А, Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». – М., «Просвещение» 1989.
  10. Грин Р., Лаксон В. «Введение в мир числа». – М., «Педагогика» 1982г.
  11. И. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топаркова И. Т., Щербина С. В. «Игры и упражнения для развития внимания и мышления». Изд. Акад. Развития, Акад., К., Академия Холдинг. 2000г.
  12. Гозман О. О., Харитонова Н.Е. «В школу с игрой». – М., «Просвещение» 1991 г.
  13. Габова М. «Знакомство    детей    с    геометрическими    фигурами» // Дошкольное воспитание – 2000 – №9.
  14. «Давайте    поиграем»./ Под.    Ред. Столяр А. А - М., «Просвещение» 1991г,79с.
  15. Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф. «Дети, в    школу    собирайтесь». – М «Просвещение» 1996г.
  16. Ерофеева   Т. И.,   Павлова   Л.Н.,   Новикова   В.П.   «Математика      для дошкольников». – М., «Просвещение» 1992г., 190с.
  17. Ерофеева Т. И. «Немного   о   математике   и   не   только   о   ней» // Дошкольное воспитание-2001-№10.
  18. Жуковская   Р. И.   «Игра     и      её      педагогическое     значение». – М., «Просвещение» 1975г.
  19. 3ворыгина  Е. В.  «Игры     с     правилами     в     детском     саду». – М., «Просвещение» 1970г.
  20. «Игра   дошкольника»/ Под   ред. Новоселовой С. Л. – М., «Просвещение» 1989г. 285с.
  21. Коссаковская Е. А. «Игрушка   в   жизни   ребенка». – М., «Просвещение» 1980г,64с
  22. Леушина   А. М.      «Формирование      элементарных      математических представлений у детей дошкольного возраста». – М., «Просвещение»1974
  23. Максакова А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя». – М., «Просвещение» 1983г.
  24. Метлина Л.С. «Математика в детском саду». – М., «Просвещение» 1984г. 253с.
  25. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».-М., «Просвещение» 1990г.
  26. Матыцин В. П. «Готовь    руку    к    школе», (сборник    тренировочных упражнений)– Тверь «РИФ» 1993г.
  27. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре». – М., «Просвещение» 1982г.
  28. Носова Е. А., Непомнящая Р. А. «Логика и математика для дошкольников». Санкт – Петербург 1997г.
  29. Никитин Б. П. «Ступенька творчества, или развивающие игры». – М., «Просвещение» 1989г.
  30. Непомнящая Н. Н. «Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики».  –  М., «Педагогика» 1983г.
  31. Подьяков Н. Н. «Мышление дошкольника». – М., «Просвещение» 1977г.
  32. Позднякова В. «Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений» // Дошкольное воспитание – 1996 – №1 , №2.
  33. «Программа воспитания в детском саду»/ Ответ. Ред. Залужская М. В. – М., «Просвещение» 1972г.
  34. Петерсон Л. Г., ХолинаН. П. «Математика для дошкольников». – М., «Просвещение» 1993,2000г.
  35. Перова М. Н., «Дидактические игры и упражнения по математике». – Мм «Просвещение» 1996г.
  36. Рихтерман Т. Д., «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». – М.,«Просвещение» 1991 г.
  37. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»/ Под ред. Васильевой М. А. – М., «Просвещение» 1986г.
  38. Сорокина   А. И.   «Дидактические      игры      в      детском      саду». – М., « Просвещение» 1982г. ,95с.
  39. Спиваковская А. С. «Игра-это серьезно. – М., «Просвещение» 1981г.
  40. Соловьева Е. В.  «Математика     и   логика    для    дошкольников». – М., «Просвещение» 2001г.
  41. Тарабанина Т. И., Елкина И. В., «И учеба, и игра математика». Ярославль 2000г., 227с.
  42. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей». – М.,  «Просвещение» 1976г., 95с.
  43. Усова А. П. «Обучение детей в детском саду». – М., «Просвещение» 1981г.
  44. Удальцова Е. И. «Дидактические игры для дошкольного возраста». – М., «Просвещение» 1982г.
  45. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»./ Под ред. Подьякова Н. Н., Сохина Ф. А., – М., «Просвещение» 1980г.
  46. Федлер М. «Математика уже в детском саду». – М., «Просвещение» 1981 г.
  47. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» / Под ред. Столяра А. А. – М., «Просвещение» 1988г.
  48. Чиркова Т. И.   «Психологическая служба в детском саду». – М., 2000г., 220с.
  49. «Чего на свете не бывает?»/ Под ред. Дьяченко О. М., Агаевой Е. В. – М., «Просвещение» 1991г., 63с.

Приложение № 1

     Игры  с цифрами.

     «Какой  цифры не стало»

     Цель. Учить правильно считать, замечать изменения и говорить, где какая  цифра стоит и почему.

     Материал. Карточки с цифрами.

     Ход игры. В игре убираются одна – две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Её место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

     «Сколько?»

     Цель. Игра упражняет детей в счете.

     Материал. Карточки с различным количеством  предметов.

     Ход игры. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю  загадку. Тот, кто её отгадает, пересчитает  предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4. Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим.

     Вместо  загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но хорошо знает своё имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьёт молоко и живёт вместе с людьми, Кто это? Сосчитай сколько».

     «Путаница»

     Цель. Учить находить изменения в расположении цифр и возвращать их на свои места.

     Материал. Цифры.

     Ход игры. В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей,

     « Что изменилось?», « Исправь ошибку»

     Цель. Игры способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

     Материал. Карточки с изображением предметов, цифры.

     Ход игры. Несколько групп предметов размещают на фланелеграфе или доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет цифры местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т. е. Нарушает соответствующие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют её разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то становится ведущим.

     «Убираем  цифры»

     Цель. Упражнять детей в загадывании  загадок про числа.

     Материал. Цифры первого десятка.

     Ход  игры.   Игрой можно заканчивать  занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идёт речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть  самые   разнообразные.   Например, убрать  цифру,   которая   стоит  после цифры    6, перед цифрой   4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру, которая встречается в названии сказки о Белоснежке, и т. д.

     Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем  самым, определяя правильно ли выполнялось  задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

     «Считай - не ошибись!»

     Цель. Игра помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете.

     Материал. В игре используется мяч.

     Ход игры. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющий мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

     «Которой  игрушки не стало?» 

     Цель. Упражнять в прямом и обратном счете.

     Материал. Разнородные игрушки.

     Ход  игры.  Ведущий  выставляет  несколько  разнородных игрушек.  Дети внимательно   рассматривают   их, запоминают,   где   какая   игрушка   стоит.   Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

     «Кто  первый назовет?»

     Цель. Учить считать на слух   удары  и  находить игрушку на указанном  месте (слева, справа, снизу, сверху).

     Материал. Карточки с изображением предметов.

     Ход игры. Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовёт игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

     «Разложи  правильно»

     Цель. Учить детей считать в возрастающей и убывающей последовательности.

     Материал. Счетные карточки.

     Ход игры. Счетные карточки раскладываются в возрастающей или убывающей  последовательности. Ребёнок внимательно  смотрит на карты и называет их. Затем ему предлагают закрыть  глаза. Взрослый меняет положение нескольких карточек. После условного знака ребёнок открывает глаза, ставит карточку в первоначальное положение. Можно предложить ему разложить карточки в обратном порядке.

     «Куда вставить карточку?»

     Цель. Считать по образцу.

     Материал. Разные игрушки.

     Ход игры. Взрослый раскладывает на столе одну куклу, две чашки, трёх зайчиков, четырёх уток, пять кубиков и т. п. (Можно заменить любым другим материалом.) Здесь же лежат перевёрнутые счетные карточки. Взрослый объясняет правило игры : необходимо разложить карточки рядом с игрушками так, чтобы число кружков на карточке соответствовало числу игрушек.

     «Сделай поровну»

     Цель. Учить сравнивать группы предметов, понимать отношения больше на один, меньше на один.

     Материал. Счетные палочки.

     Ход игры. Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребёнку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.

     ИГРЫ   С МЯЧОМ

     Цель. Упражнять в прямом и обратном счете.

     Материал. Мяч.

     Ход игры. Продолжай считать. Называя какое-нибудь число, взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обратном порядке.

Информация о работе Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста