Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:07, курсовая работа
Цель – теоретически и экспериментально изучить влияние дидактической игры на ФЭМП.
Объект - процесс детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – дидактическая игра, как фактор ФЭМП старших дошкольников.
Гипотеза – если систематически и целенаправленно использовать дидактически игры на занятиях в ДОУ, то повышается уровень ФЭМП дошкольников.
Задачи:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме.
Раскрыть основные понятия по проблеме исследования.
Экспериментально Эффективность дидактических игр, влияющих на ФЭМП детей старшего возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.1. Дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике
1.2 Особенности и функции дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего возраста
1.3 Виды дидактической игры для формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.4. Формирование социальной активности дошкольников в процессе игры, при подготовке к обучению в школе
1.5. Виды дидактических игр на занятиях по математике
Глава 2. Эксперимент исследование влияния дидактических игр на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий этап экспериментального исследование влияния дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Формирующий этап элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментального исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движения животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно её рассматривает. Затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы (44, стр. 37).
В старших группах решаются задачи более сложные. Одни дети изображают действие, нарисованное на картинке, другие - отгадывают, кто нарисован на картинке, что делают там люди, например: маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом, оркестр играет на разных инструментах. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. (38, стр.25).
В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Как отобрать словесную игру для решения той или иной задачи? Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да – нет» и др. Вторую группу, составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др. (38, стр.25).
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.
В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть» и др.
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Определяя дидактическую задачу надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления.
Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями (38, стр. 26).
Любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия. Возможность решать многие проблемы учебной деятельности детей через различные игровые приемы, игровые ситуации, разработку дидактических игр, использование сюжетно – толевых игр в обучении. В недрах игры возникает учебная деятельность. Учение и игра на протяжении дошкольного детства сосуществуют, взаимодействуют, взаимно переходят друг в друга. В каждой задаче сюжетно – ролевой игры есть определенная, хотя и воображаемая, цель (например, лечить кукол, животных). Сюжетно – ролевые игры можно подразделить на диалогические и групповые. Для первых характерна линейная структура связи игровых задач. Это игры в «Больницу», «Магазин» и т. п., в которых один ребенок поочередно взаимодействует с каждым из остальных играющих. Для групповых игр характерна звездчатая структура связи задач, т. е. каждая задача многосторонне связана с остальными.
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Режиссерская игра имеет ярко выраженный творческий характер. Она не требует от ребенка координации игровых действий с партнерами. Дети по своему усмотрению развивают сюжет, используют любые игрушки и предметы – заместители. В таких играх отчетливо проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества. Еще один вид игр – экспериментирование с различными предметами, специальными забавными, «умными» игрушками.
Сравним виды игровой деятельности детей
Целеполагание
Сюжетно-ролевая игра у основного субъекта - ребенка, не имеет осознанного, заранее поставленного целеполагание. Цели игр детей касаются их ролевых позиций, игровых действий, содержания, дети не ставят целей с помощью игр. Со стороны взрослых может идти целеполагание и в сюжетно-ролевой игре.
Дидактическая игра имеет четкое целеполагание взрослых, направленное на развитие у детей когнитивных, эмоциональных и волевых свойств, качеств. У детей целеполагание касается процессуальной и результативной стороны дидактической игры.
Экспериментирование ребенка имеет осознанное или интуитивное познавательное целеполагание. Взрослый, создавая условия, включаясь в эту деятельность, может внести в нее определенное целеполагание развития когнитивной, эмоциональной, волевой сферы ребенка.
Режиссерская
игра для ребенка имеет
Заданность содержания деятельности
Сюжетно-ролевая игра имеет детскую содержательную заданность. Взрослые вносят в игру содержание в соответствии со своими целями и задачами.
Дидактическая игра имеет содержательную заданность со стороны взрослых и в самом процессе игры и в содержании дидактических материалов. Дети по правилам дидактических игр не могут изменять существенно их содержание.
Экспериментирование имеет в основном детскую заданность содержания. Взрослые опосредованно вносят в экспериментирование детей содержание в соответствии со своими учебно-воспитательными задачами и целями.
Режиссерская игра имеет в основном детскую заданность содержания и опосредованную со стороны взрослых так же, как в сюжетной игре.
Мотивационные основы
Сюжетно-ролевая игра у детей мотивирована личной заинтересованностью. Участие воспитателей мотивировано в основном профессиональной заинтересованностью.
Дидактическая игра имеет у детей познавательную мотивацию. Для взрослых дидактические игры - средство реализовать учебные задачи, не применяя значительных принудительных мер (38, стр. 30).
Экспериментирование детей вызвано познавательной потребностью, любознательностью. Взрослый развивает активность и любознательность детей.
Социальная оценка деятельности
Сюжетно-ролевая
игра оценивается в обществе как
специфическая детская
Дидактическая игра признается как эффективное обучающее средство.
Экспериментирование вызывает порой настороженное отношение (38, стр.31).
Общая характеристика деятельности
Сюжетно-ролевая
игра - моделирующая деятельность. Свою
пространственно-временную
Дидактическая игра - моделирующая деятельность, регламентированная дидактической целью.
Экспериментирование - подлинная, свободная деятельность. Имеет ограничения безопасности.
Режиссерская игра – моделирующая деятельность, в основном свободная от внешней регламентации.
Характер волевой регуляции ребенка в деятельности
Режиссерская игра - саморегуляция.
Сюжетно-ролевая игра - саморегуляция.
Дидактическая игра - регуляционная зависимость и саморегуляция.
Экспериментирование – саморегуляция (38, стр.32).
Смысловые результаты деятельности
Сюжетно-ролевая игра – не имеет чёткой, непосредственной, обозначенности результатов.
Дидактическая игра – имеет чёткую обозначенность результатов, в соответствии с дидактическими целями и задачами игры (38, стр. 32).
Экспериментирование – непосредственное проявление интеллектуальной активности, любознательности, творческих способностей.
Режиссерская игра – не имеет непосредственной смысловой результативности, но имеет отсроченное и опосредованное проявление.
Игровая деятельность детей является не однородной, а качественно многообразной деятельностью, определённые виды которой осваиваются детьми на соответствующих этапах возрастного развития (38, стр.33).
Основными видами игровой деятельности являются последовательно осваиваемые детьми режиссерская, образная, сюжетно- ролевая игра и игра с правилами.
Ведущей деятельностью на том или ином этапе дошкольного периода является не вся игра в целом, а только тот её вид, который на данном возрастном этапе впервые осваивается ребенком.
Основной вид игры уступает место ведущей деятельности новому виду, но сам при этом не исчезает, а становится формой организации жизнедеятельности ребенка.
Игра, ставшая формой организации деятельности, продолжает развиваться, создавая внутри себя условия для освоения конкретных видов деятельности и включенного в них предметного содержания (38, стр.35).
Вывод: рассмотрев многообразие дидактических игр, следует выделить основные виды: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В дошкольной педагогике под социальной активностью понимается такая её совокупность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка:
Умственной – в потребности новых знаний; умений рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, умозаключения); проявления смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности.
Двигательной – в стремлении к выполнению игровых действий (поиск предметов, соревнование в беге, прыжках, имитация трудовых действий), целенаправленных действий с дидактическим материалом.