Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:07, курсовая работа
Цель – теоретически и экспериментально изучить влияние дидактической игры на ФЭМП.
Объект - процесс детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – дидактическая игра, как фактор ФЭМП старших дошкольников.
Гипотеза – если систематически и целенаправленно использовать дидактически игры на занятиях в ДОУ, то повышается уровень ФЭМП дошкольников.
Задачи:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме.
Раскрыть основные понятия по проблеме исследования.
Экспериментально Эффективность дидактических игр, влияющих на ФЭМП детей старшего возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.1. Дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике
1.2 Особенности и функции дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей старшего возраста
1.3 Виды дидактической игры для формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.4. Формирование социальной активности дошкольников в процессе игры, при подготовке к обучению в школе
1.5. Виды дидактических игр на занятиях по математике
Глава 2. Эксперимент исследование влияния дидактических игр на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий этап экспериментального исследование влияния дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Формирующий этап элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты экспериментального исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Трудовой – в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам. Потребности и готовности трудиться; желании выполнять в игре роли разных профессий; помощь старшим в труде.
Эстетический – в понимании и оценке красоты предметов и явлений.
Нравственный – в проявлении любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребности следовать правилам поведения.
Нравственный – в проявлении любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребности следовать правилам поведения.
Коммуникативный – в желании обмениваться' со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность (37, стр.10).
Структура дидактической игры, её задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.
Возрастные особенности дошкольников требуют определенных форм и методов педагогической работы.
Пятый год жизни является важным этапом на пути ребенка к школе. В этом возрасте вес увеличивается за год в среднем на 1,5 – 2,0 кг, рост на 6 – 7 см, к 5 годам средний вес ребенка достигает 17,0 – 18,0 кг, рост 106,0 – 107,0см. Интенсивно развивается кора головного мозга, однако непосредственное влияние подкорки на поведение еще очень велико. Постепенно совершенствуется способность играть, рисовать, строить по собственному замыслу. На первых порах эти замыслы неустойчивы, часто меняются под влиянием внешних и случайных обстоятельств, и ребенок может их реализовать лишь с помощью взрослого. Усложнение деятельности и обогащение опыта влияет на развитие всех психических процессов: внимание приобретает более устойчивый характер, начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
Дети научаются различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания, выделять с помощью зрения, осязания, слуха их отдельные элементы, обнаруживая между ними соотношения (37, стр.10).
Увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Развивается мышление ребенка: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают выделять более существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Детям становится доступным понимание простейших причинных связей в том случае, если они имеют дело с явлениями, хорошо знакомыми им из прошлого опыта. Они усваивают отношения «часть и целое», отношения равенства и неравенства.
В процессе совместной деятельности дети начинают объединяться в небольшие коллективы, привыкают согласовывать друг с другом свои действия ради достижения общей цели, помогать сверстникам. Постепенно у ребенка формируется умение подчинять свои желания требования взрослых, замыслам детского коллектива. В результате воспитания появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих. Формируется стремление быть полезным окружающим взрослым, внимание к их нуждам, дружелюбное отношение к сверстникам, умение играть и заниматься сообща…
На шестом году жизни вес ребенка увеличивается примерно на 200 г в месяц, рост – на 0,5 см. Происходит изменение пропорций тела. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно увеличивается подвижность. Дети успешно овладевают основными движениями (37, стр.12).
Взаимоотношения
детей с взрослыми и
Особенно
важное значение имеет образование
простейших форм учебной деятельности:
ребенок приобретает
Под влиянием наблюдений окружающего и сенсорного воспитания у детей возникают системы представлений о таких свойствах предметов, как цвет, его интенсивность, форма; высота, тембр, сила музыкального звука. Такие представления помогают ребенку лучше ориентироваться в окружающем, более точно выделять и оценивать особенности воспринимаемых предметов и явлений. Восприятие приобретает более целенаправленный характер: дети могут рассматривать изображение или предмет, обращая внимание на те детали, которые были указаны воспитателем. Отчетливее проявляются элементы творчества, дети сознательнее стремятся к выразительности образа. Возникает способность произвольного запоминания. Существенные сдвиги происходят в области мышления. Ребенок засыпает взрослого вопросами; «Почему?», «Зачем?», «Отчего?», интересуясь не только ближайшими, но и более отдаленными причинами явлений.
Развивается способность анализировать и обобщать воспринимаемые предметы и явления, выделять и сопоставлять их признаки (например, длину, высоту, ширину, форму, длительность), устанавливать существующие между ними взаимоотношения последовательности, равенства и неравенства, части и целого и т. д. Дети начинают рассуждать по поводу наблюдаемых фактов, делать простейшие умозаключения. Они научаются выражать в словесной форме свои замыслы, планировать свои практические и игровые действия. Ребенок учится ограничивать свои желания, представлять поставленную перед ним цель, подчинять ей способ и порядок выполняемых действий, преодолевать несложные препятствия, стоящие на пути ее достижения, правильно оценивать полученные результаты. В жизни детей старшего дошкольного возраста игры с правилами занимают большое место. Детей начинает интересовать не только процесс игры, но и её результат. Важно, чтобы дети старшей группы не только принимали активное участие в играх, которые организует воспитатель, но и умели самостоятельно их организовывать.
В дидактической игре ребёнок имеет возможность конструировать своё поведение и действия (37, стр. 12).
Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определённые проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.
Первая стадия характеризуется появлением у ребёнка желания играть, активно действовать. Возможны различные приёмы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Воспитание желания играть со сверстниками - важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество и другое.
На второй стадии ребёнок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.
В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремлённость, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
На третьей стадии ребёнок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке (37, стр.15).
Ребёнок, усвоивший игру, должен стать и её организатором, и её активным участником. С таким ребенком другие дети охотно вступают в игру.
Каждому этапу игры соответствуют и определённые педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Объективная, но обязательно доброжелательная оценка педагога является необходимым условием эффективности дидактических игр.
При неоднократном проведении игры дети более творчески подходят к выполнению поставленных задач, умеют оценить своё поведение и поведение товарищей. Роль воспитателя заключается в том, чтобы вовремя заметить проявление этих качеств у детей, оценить и развивать их дальше (37, стр.17).
Готовность
ребенка к школе предполагает
определенный уровень физического развития,
умение общаться со сверстниками и взрослыми,
подчиняться правилам общежития, предполагает
наличие определенных знаний и, конечно,
желание учиться. Самое главное - это психологическая
готовность к школе. Именно она обеспечивает
переход от ведущей игровой деятельности
к ведущей учебной. Психологическая готовность
формируется в игре (для каждого возраста
определяется свой уровень развития игры).
Если ребенок не освоил в достаточной
степени различные виды игр, он не сможет
хорошо и без напряжения учиться. Необходимым
условием для формирования у детей учебной
деятельности является произвольность.
В нашем контексте она предполагает подчинение
определенным нормам, законам, правилам.
При
обучении детей играм с правилами необходимо
формировать у них способность действовать
коллективно, распределяя обязанности.
Приобретенные навыки помогут им в дальнейшей
учебной деятельности. Психологическая
готовность к школе предполагает также
произвольное, сознательное отношение
ребенка к себе, своей деятельности, полученным
результатам. Актуальной проблемой в настоящее
время является нахождение оптимальных
связей преемственности в работе детского
сада и школы, так как возрастные особенности
дошкольников и учеников первых классов
школы имеют большое сходство. В работе
по формированию личности в детском саду
и школе важно устанавливать преемственность
не только по содержанию обучения и воспитания,
но и по формам, методам и приёмам обучения.
Широкое использование игрового метода,
в частности различных видов дидактических
игр, в обучении и воспитании как в детском
саду, так и в начальных классах школы,
по сравнению с другими методами (например,
словесными, наглядными), имеет ряд преимуществ.
Игра занимает значительное
место в жизни детей
старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. Она
является естественным состоянием,
потребностью детского организма, средством
общения и совместной деятельности детей.
Игра создаёт тот положительный эмоциональный
фон, на котором все психические процессы
протекают наиболее активно. Она выявляет
индивидуальные способности ребёнка,
позволяет определить уровень его знаний
и представлений.
Наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игры, педагог может выявить их индивидуальные особенности, наметить наиболее эффективные пути воздействия на личность ребёнка. Например, если воспитатель в процессе наблюдения за игрой выявил, что у ребёнка отсутствует выдержка при выполнении правил игры, он использует игры, которые поставят ребёнка в такие условия, когда он должен будет сам контролировать выполнение правил другими детьми.
Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.
Важное значение имеет содержание дидактических игр. Как в детском саду, так и в школе имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др. (37, стр. 17).
Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного обучения на уроке, на занятиях, так и вне их. Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать созданию полноценной основы для последующего формирования учебной деятельности.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
В процессе работы в ДОУ № 57 мы ставим и пытаемся решать следующие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Дети средней группы, в основном не посещали детский сад ранее, по этому проводя занятия, мы заметили, что они редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.