Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:52, дипломная работа
Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень развития словаря старших дошкольников ДОУ №.
3. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.
1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря.
2.1 Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Изучение опыта работы ДОУ № 9 по развитию словаря старших дошкольников.
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических и упражнений.
Выводы по главе 11.
Заключение.
Приложение.
Высказывания воспитателя | Ответы детей |
Сильный ветер | |
Высокий дом | |
Короткая дорога | |
Мальчик подбежал | |
Девочка смеется | |
Толстая доска | |
Грязная одежда | |
Самолет улетел | |
Солнечный день | |
Глубокая река | |
Хороший поступок | |
Новое платье | |
Весёлая песня |
Приложение № 2
Протокол №2
От 16. 01. 09
Анализ календарного и перспективного плана воспитателя.
Цель: уточнить частоту использования игр и место их проведения.
При анализе календарного и
перспективного планирования
А ведь очень важно, чтобы в активном словаре детей были не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков, свойств и качеств; слова выражающие видовые, родовые и отвлечённые обобщённые понятия.
Среди методов и приёмов,
Анализируя перспективное планирование
можно отметить, что лишь на не многих
занятиях педагогом используется дидактическая
игра, в основном она представлена детям
в форме дидактического упражнения. Педагог
не заботится об усложнении игр, расширении
их вариативности.
Приложение № 3
Протокол № 3
От 19. 01. 09
Анализ занятия по развитию речи, проведённого в подготовительной к школе
Цель посещения занятия: выявление методов и приёмов, используемых педагогом на занятии; определение количества слов, данных для усвоения детьми.
Тема занятия: «Молочные
На занятии по данной теме, словарная работа выступает как часть занятия, находясь в комплексе с воспитанием звуковой культуры речи.
Цель занятия: Обобщить представления детей об обобщающем слове – продукты и дать представление детям об отдельной группе продуктов – молочные продукты.
В ходе занятия педагог рассказывает детям о том, как из молока производят масло, сыр, творог и другие продукты, о том что делают их на молокоперерабатывающем заводе. Показывает иллюстрации по теме, сопровождая показ рассказом о профессиях людей, работающих на заводе.
Педагог предлагает детям
Далее с детьми проводится физминутка, после чего детям предлагается дидактическое упражнение « Что лишнее?» для закрепления пройденной темы. Детям раздают картинки с изображением молочных и других продуктов. Дети зачёркивают те продукты, которые не относятся к молочным продуктам.
В заключительной части
Приложение № 4
Протокол № 4
От 21. 01 09
Анализ по тетради взаимодействия педагога по развитию речи с воспитателем.
В тетради взаимодействия педагога с воспитателем педагога по развитию речи даёт рекомендации по работе с детьми в свободное от занятий время.
Педагог предлагает игры в свободной деятельности: «Один – много», «Назови ласково»; «Что изменилось». Педагог советует поработать индивидуально с некоторыми ребятами, а именно обобщить с ними словарь по некоторым темам, закрепить и активизировать слова, данные детям для усвоения на занятиях.
Известно, что большая роль с активизации словаря принадлежит дидактической игре. Дошкольники должны овладеть игровыми умениями под непосредственным руководством взрослого, освоить правила и способы взаимодействия, В этом случае возникает игра, в которой налаживаются реальные взаимодействия между детьми и таким образом создаются условия для взаимообучения.
Тем не менее в рекомендациях педагога по развитию речи не уделяется особого внимания дидактическим играм и упражнениям. Игры предлагаются в незначительном количестве, их тематика однообразна
Педагог не советует воспитателю включать дидактические игры в другие занятия, например занятия по изобразительной деятельности, в которой дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов и их качеств; ; занятия по физической культуру, которые помогают уточнить и закрепить глаголы движения.
Педагог должен советовать
Приложение № 5
Протокол № 5
От 23. 01. 09
Анализ консультации с родителями, проведённой педагогом по развитию речи
В дошкольном учреждении № 9 Консультация с родителями, на которой обсуждались задачи развития речи, за второе учебное полугодие состоялось один раз.
На консультации педагог по развитию речи, в присутствии воспитателя объяснял родителям, что данный этап развития этап бурного развития словаря, развития связной речи, это и есть главная цель общей совместной деятельности – научить ребёнка свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, строить планы и оценивать свои и чужие поступки.
Педагог советовал какие беседы полезно проводить с детьми, какие смотреть телепередачи; намечать экскурсии.
Педагог советовал исключить из речи детей нелитературные слова, мотивируя тем, что речь ребёнка должна быть интересной и грамотной, это облегчит общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, поможет более успешному дальнейшему обучению в школе.
Подготовку детей к школе,