Дидактические игры и упражнения как средства формирования словаря старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень развития словаря старших дошкольников ДОУ №.
3. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.
1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря.
2.1 Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Изучение опыта работы ДОУ № 9 по развитию словаря старших дошкольников.
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических и упражнений.
Выводы по главе 11.
Заключение.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 263.00 Кб (Скачать)
Высказывания  воспитателя Ответы детей
Сильный ветер  
Высокий дом   
Короткая  дорога  
Мальчик подбежал  
Девочка смеется  
Толстая доска  
Грязная одежда  
Самолет улетел  
Солнечный день  
Глубокая  река  
Хороший поступок  
Новое платье  
Весёлая песня  
 

Приложение  № 2

Протокол  №2

От 16. 01. 09

          Анализ календарного и перспективного плана воспитателя.

Цель: уточнить частоту использования игр и место их проведения.

         При анализе календарного и  перспективного планирования педагога  можно выделить, что тематика  занятий недостаточно разнообразна. В основном это темы, которые  относятся Ому, природоведческому,  обществоведческому словарю. Совсем незначительно затрагивается эмоционально – оценочная лексика, а также лексика, обозначающая время, пространство, количество.

          А ведь очень важно, чтобы  в активном словаре детей были  не только названия предметов,  но и названия действий, состояний, признаков, свойств и качеств; слова выражающие видовые, родовые и отвлечённые обобщённые понятия.

          Среди методов и приёмов, используемых  педагогом на занятиях преобладают  рассказы, беседы, экскурсии, рассматривание  картин. Дидактическая игра, к сожалению реже используется на занятиях, детям предлагаются задания в виде вопросов, загадок.

         Анализируя перспективное планирование можно отметить, что лишь на не многих занятиях педагогом используется дидактическая игра, в основном она представлена детям в форме дидактического упражнения. Педагог не заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 3

Протокол  № 3

От 19. 01. 09

Анализ  занятия по развитию речи, проведённого в подготовительной к школе

          Цель посещения занятия: выявление методов и приёмов, используемых педагогом на занятии; определение количества слов, данных для усвоения детьми.

          Тема занятия: «Молочные продукты»

          На занятии по данной теме, словарная работа выступает как часть занятия, находясь в комплексе с воспитанием звуковой культуры речи.

Цель занятия: Обобщить представления детей об обобщающем слове – продукты и  дать представление детям об отдельной  группе продуктов – молочные продукты.

          В ходе занятия педагог рассказывает детям о том, как из молока производят масло, сыр, творог и другие продукты, о том что делают их на молокоперерабатывающем заводе. Показывает иллюстрации по теме, сопровождая показ рассказом о профессиях людей, работающих на заводе.

          Педагог предлагает детям повторить  слова содержащие звуки  р – л.

          Далее с детьми проводится физминутка, после чего детям предлагается дидактическое упражнение « Что лишнее?» для закрепления пройденной темы. Детям раздают картинки с изображением молочных и других продуктов. Дети зачёркивают те продукты, которые не относятся к молочным продуктам.

            В заключительной части занятия  педагог проводит с детьми  беседу о том, что нового  и интересного они сегодня  узнали, Педагог отмечает самых активных ребят, тем кто затруднялся в ответах, советует быть повнимательнее на следующем занятии. 
 

Приложение  № 4

Протокол  № 4

От 21. 01 09

Анализ  по тетради взаимодействия педагога по развитию речи с воспитателем.

        В тетради взаимодействия педагога с воспитателем педагога по развитию речи даёт рекомендации по работе с детьми в свободное от занятий время.

         Педагог предлагает игры в свободной деятельности: «Один – много», «Назови ласково»; «Что изменилось». Педагог советует поработать индивидуально с некоторыми ребятами, а именно обобщить с ними словарь по некоторым темам, закрепить и активизировать слова, данные детям для усвоения на занятиях.

        Известно, что большая роль с активизации словаря принадлежит дидактической игре. Дошкольники должны овладеть игровыми умениями под непосредственным руководством взрослого, освоить правила и  способы взаимодействия, В этом случае возникает игра, в которой налаживаются реальные взаимодействия между детьми и таким образом создаются условия для взаимообучения.

         Тем не менее в рекомендациях педагога по развитию речи не уделяется особого внимания дидактическим играм и упражнениям. Игры предлагаются в незначительном количестве, их тематика однообразна

         Педагог не советует воспитателю включать дидактические игры в другие занятия, например занятия по изобразительной деятельности, в которой дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов и их качеств; ; занятия по физической культуру, которые помогают уточнить и закрепить глаголы движения.

           Педагог должен советовать воспитателю  закреплять и активизировать  числительные и другие математические  термины в 

Приложение  № 5

Протокол  № 5

От 23. 01. 09

Анализ  консультации с родителями, проведённой педагогом  по развитию речи

         В дошкольном учреждении № 9 Консультация с родителями, на которой обсуждались задачи развития речи, за второе учебное полугодие состоялось один раз.

        На консультации педагог по развитию речи, в присутствии воспитателя объяснял родителям, что данный этап развития этап бурного развития словаря, развития связной речи, это и есть главная цель общей совместной деятельности – научить ребёнка свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, строить планы и оценивать свои и чужие поступки.

         Педагог советовал какие беседы полезно проводить с детьми, какие смотреть телепередачи; намечать экскурсии.

          Педагог советовал исключить из речи детей нелитературные слова, мотивируя тем, что речь ребёнка должна быть интересной и грамотной, это облегчит общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, поможет более успешному дальнейшему обучению в школе.

           Подготовку детей к школе, помимо  дошкольного учреждения, осуществляют  и в условиях семьи. Важно,  чтобы с этой целью использовались дидактические игры и упражнения. Однако педагог не заострила внимание родителей на этой проблеме, не раскрыла перед родителями значения дидактических игр в обучении и воспитании детей. 
 
 
 
 

Информация о работе Дидактические игры и упражнения как средства формирования словаря старших дошкольников