Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:52, дипломная работа
Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень развития словаря старших дошкольников ДОУ №.
3. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.
1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря.
2.1 Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Изучение опыта работы ДОУ № 9 по развитию словаря старших дошкольников.
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических и упражнений.
Выводы по главе 11.
Заключение.
Приложение.
Выводы по 2 главе
В результате проведённого исследования на базе МДОУ 9 Было установлено, что дидактические игры и упражнения используются в словарной работе в основном на занятиях, тем не менее практика доказала, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Результаты диагностики
Именно поэтому целью нашего
исследования была разработка
системы работы по
Разработанная система дидактических игр была апробирована в МДОУ № 9. Игры использовались в свободное от занятий время и вне детского сада, т.е в семье. Игры повышали настроение детей, их проведение проходило в эмоциональном ритме, а самое главное что в это время осуществлялись важные задачи словарной работы.
Таким образом, проделанная работа по формированию и развитию словаря дала свои положительные результаты, дети стали свободно общаться, содержательно излагать свои мысли, изменился количественный рост словарного запаса и его качественное развитие. Отсюда следует, что дидактическая игра является наиболее эффективным средством для формирования словаря старших дошкольников.
В результате для воспитателя и родителей были разработаны методические рекомендации по использованию дидактических игр в повседневной жизни детей.
Заключение
Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который, позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности, а использование воспитателем дидактических игр и упражнений способствует более успешному развитию словаря детей
Дидактические игры созданы для обучения через игру. Удовлетворит детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит дидактическая игра.
К сожалению, многие педагоги ещё слабо используют их в своей работе. Это, прежде всего, объясняется тем, что и в теории игр, и в методике их проведения дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий.
Вместе с тем, дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство положительного воспитания различных сторон личности ребёнка.
По результатам диагностики
приобретёнными знаниями, отсюда
следует , что речевых ошибок
в обычных высказываниях
Следовательно, задачей педагога является дальнейшее совершенствование и формирование словаря воспитанников, формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в быту, играх, на занятиях, используя в своей речи разнообразие и богатство словаря.
Дошкольники должны овладеть игровыми умениями под непосредственным руководством взрослого, освоить правила и способы, взаимодействия, которые являются общими для игр определённого типа. В этом случае возникает игра, в которой налаживаются реальные взаимоотношения между детьми и таким образом создаются условия для взаимообучения.
Именно поэтому, целью нашего исследования была разработка методических рекомендаций по использованию комплекса дидактических игр в разнообразной деятельности детей, а именно в свободное от занятий время, в игровой деятельности, для индивидуальной работы и вне детского сада, т. е. в семье.
Методические рекомендации должны помочь
воспитателям и родителям понять всю ценность
дидактических игр, возможности содержащиеся
в ней для формирования и развития словаря,
и в обучении и воспитании ребёнка в целом,
а также помочь научится правильно, целесообразно
использовать их в разнообразной деятельности
детей.
Используемая литература
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку». – М.: Просвещение 1977г.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников». – М.: Изд. «Академия», 1998г
3.Артёмова Л.В.
«Окружающий мир в
4. .Богословский В.В. «Общая психология». – М.: Просвещение 1973г
5. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». – М.: Просвещение. 1971г.
6.Бондаренко А.К, «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение 1991г.
7.Воробьёва Т.А. «Мяч и речь» - Санкт – Петербург: Изд. «Каро»,2003г
8..Гамезо М. В. «Курс психологии». – М.: Просвещение 1967г.
9.Дошкольное воспитание, 1981г. № 2
10.Дошкольное воспитание, 1985г. № 11
11.Дошкольное воспитание, 1994г. № 9
12.Дошкольное воспитание, 1990г, № 7
13.Дошкольное воспитание, 1984г., №11
14.Дошкольное воспитание, 2006г., № 8
15. Кольцова М.М. «Ребёнок учится говорить». – М.: Просвещение 1973г
16.Кислова Т.Р. « По дороге к азбуке». – М.: Изд. «Баланс»,2000г.
17. . Козырева Л.М. «Развитие Речи детей 5 – 7 лет». – Ярославль: Издательский центр «Академия холдинг».2002г
18. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. «Педагогическая диагностика развития детей»
19.Люблинская А.А. « Детская психология». – М.: Просвещение. 1971г.
20. Образовательная система «Школа 2100». – Москва «Баланс»
21.Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ». – г.Воронеж: Изд. «Учитель»,2006г.
22.Русскова Л.В. «Методические рекомендации». – М.: Просвещение 1986г.
23.Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста». – М.: просвещение. 1976г.
24.Тихеева Е.И. «Развитие речи детей». – М.: Просвещение 1972г
25. Ткаченко Т.А. «Альбом индивидуального обследования дошкольника». – Москва, 2001г.
26. Ткаченко Т.А. Формирование лексика – грамматических представлений у детей». – Москва, Издательский центр «Гном»,2003г
27.Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М: Издательский центр «Сфера»,2004г.
28. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста». - М.: Просвещение» 1977г.
29.Швайко Г.С. «Игры и
30.Эльконин Д.Б.
«Психология детей дошкольного возраста».
– М.: Просвещение» 1964г.
Приложение № 1
Протокол №1
ОТ 14. 01.09
Задания для диагностики
Задание №1 «Подбери картинки»
Цель: изучение процесса обобщения
Материал: по 5 – 7 картинок на каждую классификационную группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, здания, посуда, обувь, головные уборы,
Методика проведения: Ребёнку предлагают разложить картинки так, чтобы они подходил друг другу, предлагают назвать эти предметы одним словом.
Оценка результатов: Правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова – 3 балла, высокий уровень.
Допускает 3 – 4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но сам исправляет ошибки – 2 балла, средний уровень.
Допускает 5 и более ошибок и затрудняется называть некоторые обобщающие слова – 1 балл, низкий уровень
Задание № 2 « Какой? Какая? Какое? Какие?
Цель: Изучение использования детьми в речи прилагательных.
Материал: карточки с изображением предметов ( какой – виноград, колокольчик, жираф, шкаф; какая – лягушка, кровать, луна, шляпа; какое – пальто, солнце, кресло, яблоко; какие – белки, звёзды, брюки, часы).
Методика проведения:
Педагог последовательно
Оценка результатов:
Если ребёнок набрал 26 и более фишек – 3 балла, высокий уровень;
Если ребёнок
набрал от 16 до 26 фишек – 2 балла, средний
уровень
Если ребёнок
набрал мене 16 фишек – 1 балл, низкий
уровень.
Задание № 3. «Профессии»
Цель: изучение уровня знаний детей о различных профессиях
Материал: карточки с изображением людей различных профессий
Методика проведения: Педагог показывает ребёнку картинку и предлагает ответить, человек какой профессии изображён на данноё картинке.
Оценка результатов:
Правильно отвечает на все вопросы – 3 балла, высокий уровень.
Допускает 2 – 3 ошибки, но сам исправляет их – 2 балла, средний уровень.
Допускает более
4 ошибок и не исправляет их – 1 балл,
низкий уровень.
Задание № 4. «Животные, их детёныши, среда обитания»
Цель: изучение знаний детей о домашних и диких животных.
Материал: карточки с изображением домашних и диких животных и их детёнышей.
Методика проведения: Детям предлагается расположить картинки с изображением домашних животных в один ряд, с изображением диких в другой ряд. Педагог задет вопросы: « Что это за животное? Где оно живёт? Как называют его детёнышей?»
Оценка результатов:
аналогично в задании №3.
Задание №5 « Кто что делает?»
Цель: изучение использование дётьми в речи глаголов.
Материал: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, бабочки, змеи; карточки с изображением повара, художника, учителя, швеи, парикмахера, продавца.
Методика проведения: педагог показывает картинки и просит назвать , кто что делает, за каждый глагол ребёнок получает фишку.
Оценка результатов:
Если ребёнок набрал 30 и более фишек – 3 балла; высокий уровень;
Если ребёнок набрал от 18 до 25 фишек – 2 балла, средний уровень;
Если ребёнок
набрал менее 18 фишек – 1 балл, низкий
уровень.
Задание № 6. « Скажи наоборот».
Цель: изучение использования детьми в речи антонимов.
Материал: см.таблица
Методика проведения: ребёнку предлагается сказать противоположное по смыслу слово. Например: сильный ветер – слабый ветер. Педагог записывает ответы детей
Оценка результатов:
14 правильных ответов – 3 балла; высокий уровень
от 8 до 12 правильных ответов – 2 балла; средний уровень
мене 8 правильных
ответов – 1 балл; низкий уровень.