Дидактические игры и упражнения как средства формирования словаря старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень развития словаря старших дошкольников ДОУ №.
3. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.
1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря.
2.1 Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Изучение опыта работы ДОУ № 9 по развитию словаря старших дошкольников.
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических и упражнений.
Выводы по главе 11.
Заключение.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

Выводы  по 2 главе

                    В результате проведённого исследования на базе МДОУ 9 Было установлено, что дидактические игры и упражнения используются в словарной работе в основном на занятиях, тем не менее практика доказала, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.

           Результаты диагностики показали, что многие дети имеют сравнительно  низкий уровень словарного запаса, и это во многом зависит от недостаточного использования важнейших методов словарной работы в практике педагогов.

          Именно поэтому целью нашего  исследования была разработка  системы работы по использованию  дидактических игр и упражнений в разнообразной деятельности детей.

         Разработанная система дидактических игр была апробирована в МДОУ № 9. Игры  использовались в свободное от занятий время и вне детского сада, т.е в семье. Игры повышали настроение детей, их проведение проходило в эмоциональном ритме, а самое главное что в это время осуществлялись важные задачи словарной работы.

         Таким образом, проделанная работа по формированию и развитию словаря дала свои положительные результаты, дети стали свободно общаться, содержательно излагать свои мысли, изменился количественный рост словарного запаса и его качественное развитие. Отсюда следует, что дидактическая игра является наиболее эффективным средством для формирования словаря старших дошкольников.

        В результате для воспитателя и родителей были разработаны методические рекомендации по использованию дидактических игр в повседневной жизни детей.

                           Заключение 

                    Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который,  позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

           Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности, а использование воспитателем дидактических игр и упражнений способствует более успешному развитию словаря детей

           Дидактические игры созданы для обучения через игру. Удовлетворит детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит дидактическая игра.

                    К сожалению, многие педагоги ещё слабо используют их в своей работе. Это,  прежде всего, объясняется тем, что и в теории игр, и в методике их проведения дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий.

               Вместе с тем,  дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство  положительного воспитания различных сторон личности ребёнка.

                          По результатам диагностики можно  сказать, что вне занятий , как  показывает практика, старшие дошкольники редко пользуются   
     

              приобретёнными знаниями, отсюда  следует , что речевых ошибок  в обычных высказываниях значительно  больше, чем на занятиях.

                    Следовательно, задачей педагога является дальнейшее совершенствование  и формирование словаря воспитанников, формирование  потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в быту, играх, на занятиях, используя в своей речи разнообразие и богатство словаря.

            Дошкольники должны овладеть игровыми умениями под непосредственным руководством взрослого, освоить правила и способы, взаимодействия, которые являются общими для игр определённого типа. В этом случае возникает игра, в которой налаживаются реальные взаимоотношения между детьми и таким образом создаются условия для взаимообучения.

            Именно поэтому, целью нашего исследования была разработка методических рекомендаций по использованию комплекса дидактических игр в разнообразной деятельности детей, а именно в свободное от занятий время, в игровой деятельности, для индивидуальной работы и вне детского сада, т. е. в семье.

            Методические рекомендации должны помочь воспитателям и родителям понять всю ценность дидактических игр, возможности содержащиеся в ней для формирования и развития словаря, и в обучении и воспитании ребёнка в целом, а также помочь научится правильно, целесообразно использовать их в разнообразной деятельности детей. 
 
 
 
 

Используемая  литература

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку». – М.: Просвещение 1977г.

2. Алексеева  М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие  дошкольников». – М.: Изд. «Академия», 1998г

3.Артёмова Л.В.  «Окружающий мир в дидактических  играх». М.: Просвещение 1992г.

4. .Богословский В.В. «Общая психология». – М.: Просвещение 1973г

5. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». – М.: Просвещение. 1971г.

6.Бондаренко  А.К, «Дидактические игры в  детском саду». – М.: Просвещение  1991г.

7.Воробьёва Т.А. «Мяч и речь» - Санкт – Петербург: Изд. «Каро»,2003г

    8..Гамезо М. В. «Курс психологии». – М.: Просвещение 1967г.

9.Дошкольное  воспитание, 1981г. № 2

10.Дошкольное  воспитание, 1985г. № 11

11.Дошкольное  воспитание, 1994г. № 9

12.Дошкольное  воспитание, 1990г, № 7

13.Дошкольное  воспитание, 1984г., №11

14.Дошкольное  воспитание, 2006г., № 8

15. Кольцова М.М. «Ребёнок учится говорить». – М.: Просвещение 1973г

16.Кислова Т.Р.  « По дороге к азбуке». –  М.: Изд. «Баланс»,2000г.

17. . Козырева Л.М. «Развитие Речи детей 5 – 7 лет». – Ярославль: Издательский центр «Академия холдинг».2002г

18. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. «Педагогическая диагностика развития детей»

19.Люблинская А.А. « Детская психология». – М.: Просвещение. 1971г.

20. Образовательная система «Школа 2100». – Москва «Баланс»

 21.Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ». – г.Воронеж: Изд. «Учитель»,2006г.

        22.Русскова Л.В. «Методические рекомендации». – М.: Просвещение 1986г.

        23.Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста». – М.:    просвещение. 1976г.

        24.Тихеева Е.И. «Развитие речи детей». – М.: Просвещение 1972г

      25. Ткаченко Т.А. «Альбом индивидуального обследования дошкольника».    – Москва, 2001г.

         26. Ткаченко Т.А. Формирование лексика – грамматических  представлений у детей». – Москва, Издательский центр «Гном»,2003г

         27.Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М: Издательский центр «Сфера»,2004г.

    28. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста». -  М.: Просвещение» 1977г.

         29.Швайко Г.С. «Игры и игровые  упражнения по развитию речи».  – Изд. «Айрис – Дидактика»,1992г

30.Эльконин Д.Б. «Психология детей дошкольного возраста». – М.:   Просвещение» 1964г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 1

Протокол  №1

ОТ  14. 01.09

Задания для диагностики

Задание №1 «Подбери картинки»

Цель: изучение процесса обобщения

Материал: по 5 – 7 картинок на каждую классификационную  группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, здания, посуда, обувь, головные уборы,

Методика проведения: Ребёнку предлагают разложить картинки так, чтобы они подходил друг другу, предлагают назвать эти предметы одним словом.

Оценка результатов: Правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова – 3 балла, высокий уровень.

Допускает 3 – 4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но сам исправляет ошибки – 2 балла, средний  уровень.

Допускает 5 и  более ошибок и затрудняется называть некоторые обобщающие слова – 1 балл, низкий уровень

Задание № 2 «  Какой? Какая? Какое? Какие?

Цель: Изучение использования детьми в речи прилагательных.

Материал: карточки с изображением предметов ( какой  – виноград, колокольчик, жираф, шкаф; какая – лягушка, кровать, луна, шляпа; какое – пальто, солнце, кресло, яблоко; какие – белки, звёзды, брюки, часы).

Методика проведения: Педагог последовательно показывает картинки с изображением предметов  и задаёт вопросы. За каждое названное  прилагательное ребёнок получает фишку.

Оценка результатов:

Если ребёнок набрал 26 и более фишек – 3 балла, высокий уровень;

Если ребёнок  набрал от 16 до 26 фишек – 2 балла, средний  уровень 
 

Если ребёнок  набрал мене 16 фишек – 1 балл, низкий уровень. 

Задание № 3. «Профессии»

Цель: изучение уровня знаний детей о различных профессиях

Материал: карточки с изображением людей различных  профессий

Методика проведения: Педагог показывает ребёнку картинку и предлагает ответить, человек какой  профессии изображён на данноё картинке.

Оценка результатов:

Правильно отвечает на все вопросы – 3 балла, высокий уровень.

Допускает 2 – 3  ошибки, но сам исправляет их – 2 балла, средний уровень.

Допускает более 4 ошибок и не исправляет их – 1 балл, низкий уровень. 

Задание № 4. «Животные, их детёныши, среда обитания»

Цель: изучение знаний детей о домашних и диких животных.

Материал: карточки с изображением домашних и диких  животных и их детёнышей.

Методика проведения: Детям предлагается расположить  картинки с изображением домашних животных в один ряд, с изображением диких  в другой ряд. Педагог задет вопросы: « Что это за животное? Где оно живёт? Как называют его детёнышей?»

Оценка результатов: аналогично в задании №3. 

Задание №5 «  Кто что делает?»

Цель: изучение использование  дётьми в речи глаголов.

Материал: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, бабочки, змеи; карточки с изображением повара, художника, учителя, швеи, парикмахера, продавца.

Методика проведения: педагог показывает картинки и просит назвать , кто что делает, за каждый глагол ребёнок получает фишку.

Оценка результатов:

Если ребёнок  набрал 30 и более фишек – 3 балла; высокий уровень;

Если ребёнок  набрал от 18 до 25 фишек – 2 балла, средний  уровень;

Если ребёнок  набрал менее 18 фишек – 1 балл, низкий уровень. 

Задание № 6. «  Скажи наоборот».

Цель: изучение использования детьми в речи антонимов.

Материал: см.таблица

Методика проведения: ребёнку предлагается сказать противоположное  по смыслу слово. Например: сильный  ветер – слабый ветер. Педагог  записывает ответы детей

Оценка результатов:

14 правильных  ответов – 3 балла; высокий уровень

от 8 до 12 правильных ответов – 2 балла; средний уровень

мене 8 правильных ответов – 1 балл; низкий уровень. 

Информация о работе Дидактические игры и упражнения как средства формирования словаря старших дошкольников