Дидактические игры и упражнения как средства формирования словаря старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень развития словаря старших дошкольников ДОУ №.
3. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.
1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря.
2.1 Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Изучение опыта работы ДОУ № 9 по развитию словаря старших дошкольников.
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических и упражнений.
Выводы по главе 11.
Заключение.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

1.2 Особенности формирования  словаря детей старшего дошкольного

возраста.

         Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

         Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень рознятся между собой.

         К 6 годам количество слов детей старшего дошкольного возраста доходит до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются во все возрастные периоды. По словам Д.Б Эльконина: « Различия в словаре более велики, чем в какой либо другой сфере психического развития».

         Особенно быстро растет количество существительных и глаголов, медленно растёт число прилагательных. Это объясняется, во – первых, условиями воспитания, во – вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.  Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов.

         Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закреплённым содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознаётся человеком и передаётся в процессе общения другим людям.

         У детей старшего дошкольного возраста развивается личность в целом,

растёт  и развивается сознание. Ребёнок  начинает мыслить на основе общих

представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. В силу наглядно – действенного и наглядно – образного характера  мышления ребёнок овладевает, прежде всего, названиями наглядно  

представленных  или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей 

достаточно  широко. Этим же объясняется и отсутствие в словаре старших дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия, или искажение их смысла.

          Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у детей старшего дошкольного возраста ещё недостаточно сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определённом возрастном этапе понятийным. Поначалу ребёнок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребёнку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы.

          По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность  - предметы, явления он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по при знакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким.

         Так например, овощами дети считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие « овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «всё это растёт» или « всё

это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления дети овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребёнка.    Ещё одна особенность словаря старших дошкольников – это значительно меньший его объём по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребёнка и, следовательно, объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.

         Речевое общение со взрослым очень быстро обогащает словарь ребёнка. Расширение объёма понимаемых и произносимых слов непосредственно зависит от практических действий ребёнка с предметами и от его общения со взрослым – к ним он обращается за помощью, им высказывает свои желания.

        Вместе с предметами (существительными) дети знакомятся и с их признаками (прилагательными), действиями (глаголами), признаками действий (наречиями), количеством (числительными).

         На шестом году жизни дети называют предметы, которые его окружают. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, временные отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.

        Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счёт существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также

суффиксов и  приставок, которые дети начинают широко употреблять. Всё 

чаще в речи ребёнка появляются собирательные  существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояния предметов. За год словарь детей увеличивается на 1000 – 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное

количество усвоенных  слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребёнок  уже более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только усваивает слово «животное», но и может указать на то, что лиса, медведь, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, кошка – домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы.  Многие из пассивного запаса переходят в активный словарь.

          Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок шестого года жизни ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вход – выход); прилагательные (хороший – плохой); наречия (быстро – медленно); глаголы (говорит – молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? – холодный, мелкий, грибной, кратковременный); наречия к глаголов (Как может говорить мальчик? – быстро, медленно, тихо, громко); близкие по смыслу слова – синонимы (ходить – идти; шагать – топать, вышагивать и т.д.        Предлагая детям такие задания, нетрудно убедиться, что их словарь всё ещё недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказе сказок, когда ребёнок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов.

          Словарный запас дошкольников расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Ребёнок в шесть лет уже имеет достаточно большой круг представлений об окружающем мире, и эти представления должны быть выражены в его пассивном и активном словаре. Таким образом одним из его главных путей положения словарного запаса

ребёнка является обогащение его опыта, расширение представлений о природе, обществе, взаимоотношениях людей. После пяти лет дети, владеющие речью относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракции и обобщений, стоящая за ним, нет.

          Наблюдая многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причём понимание и употребление слов детьми зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются.

         На шестом году жизни многие дошкольники имеют склонность придавать буквальный смысл словам, которые они произносят. Например: лётчика ребёнок называет «самолётчик», летать по его мнению, можно и на воздушном шаре, а «самолётчик» летает только на самолёте.

         Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и тоже слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира значит для ребёнка разного возраста и разного уровня развития, разное. Он показал, что на разных этапах  за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребёнка в значениях слов преобладают эмоционально – образные компоненты, то постепенно увеличивается роль компонентов логических. У детей шести лет уже присутствует система так называемых житейских понятиё, но в которых по – прежнему доминируют эмоционально – образные, наглядные связи.

         Таким образом, в своей конкретно – отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой для его становления.

Понятие, обозначенное словом , будучи обобщенным образом  действительности, растёт, ширится, углубляется  по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение.

        Уточнение смыслового содержания слов к шести годам начинает только набирать силу. Это связанно с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор. Например: «Какие большие виноградины! Прямо воздушные шары!».

           Словарь дошкольников активно обогащается за счёт слов «придуманных» ими. Например: «Красавлюсь», «мазелин». Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами свидетельствуют о том,  что период дошкольного детства отличается активным словотворчеством детей. Причём новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

          Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребёнком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной. 
 
 
 
 

1.3Методика использования дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.

       В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях обобщения.

        Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребёнка. Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

         Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно – образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребёнка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Всё это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

         В отечественной методике развития речи принято выделять четыре основные задачи словарной работы в детском саду.

        Во – первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики.

        Во – вторых - закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входит углубление понимания их конкретным содержанием, на основе точного соотнесение с объектами реального мира.

Информация о работе Дидактические игры и упражнения как средства формирования словаря старших дошкольников