Дидактические игры и упражнения как средства формирования словаря старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень развития словаря старших дошкольников ДОУ №.
3. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.
1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря.
2.1 Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Изучение опыта работы ДОУ № 9 по развитию словаря старших дошкольников.
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических и упражнений.
Выводы по главе 11.
Заключение.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

        В третьих - активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

        В четвёртых - устранение из речи нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагоприятной языковой среды.

         Прежде всего, дети усваивают бытовой словарь: названия частей тела, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, помещений, пищи; Природоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники и др.); Эмоционально – оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный); качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создаётся при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок); образование синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать

сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый)

            Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

            Словарная работа в каждой группе проводится на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп.

          Прежде всего, это вопрос о принципах словарной работы, которые определяют её характер, содержание, формы организации, методы и приёмы. К таким принципам относятся:

- единство развития  словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;

- опора на  активное и действенное познание  окружающего мира;

- связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельности детей;

- использование  наглядности как основы для  организации познавательной и  речевой активности;

- семантизации  лексики.

        Широко распространённым методом словарной работы являются дидактические игры. В дидактической игре дети учатся мыслить  о вещах, которые они непосредственно воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Она требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дидактическая игра таит в себе большие возможности для развития словаря детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.

          Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

         Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. Подбор материала для дидактических игр должен определятся задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки и картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря – природный материал. Одним  из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.

         В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Она требует использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дидактическая игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.

        Практически все дидактические игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря.

         Дидактические игры  способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать её потенциальные возможности.

         Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически

продолжают его  в игровой форме. Вместе с тем  в дидактической игре дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.

         Методом словарной работы являются также дидактические упражнения.

         Известно, что дидактическое упражнение в отличии от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определённую сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенность в усложнении заданий, их связи предыдущими этапами работы над словом.

         Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия  для активного отбора слов.

         Словарные упражнения как метод активизации словаря рассматривается , главным образом, в отношении старших дошкольников. Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремится к тому, чтобы расширить этот запас за счёт слова представления. Целью дидактических упражнений является расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их  живо непринуждённо, с учётом возрастных интересов и возможностей.

         Дидактические упражнения , как и  дидактические игры используются в учебном процессе на занятия по развитию речи и в свободной деятельности детей. Целесообразно использовать их и на индивидуальных занятиях.

         Заботясь об обогащении словаря детей воспитатель должен понимать, что слова усваиваемые детьми распадаются на два разряда, на активный и

пассивный словарь. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз другой. Дети должны воспринимать его и слухом и сознанием как можно чаще. 
 
 
 
 

Выводы  по  главе 1. 

          Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых  или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

          Каждое слово именует определённое представление, образ  или понятие. При нормальном развитии ребёнка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретённому представлению.

         Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.

         Словарная работа в каждой группе проводится на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

         Методы словарной работы можно разделить на две группы: методы накопления и содержания детской речи и методы направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

         Дидактические игры являются эффективным методом активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например закрепления знания о цвете, пространстве, времени, счёте и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен усвоить ребёнок. В дидактической игре можно косвенным путём добится активности всех её участников, давая по ходу игры задания.

          Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка множество вопросов.

          Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями поможет игра.

           Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том. Что задание прелагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий и организационных отношений.

           Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, что бы воедино связать все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать её потенциальные возможности.

           Кроме дидактических игр можно отметить немаловажную роль дидактических упражнений. Игровая задача дидактических упражнений  заключается в быстром подборе слова. Дидактические игры  и упражнения не требуют длительной подготовки, они легко включаются в занятия по родному языку, а также в другие виды деятельности детей.

       

          

      
 

Глава 11.Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря. 

2.1. Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.

          Диагностика разных аспектов речевой деятельности, особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи – необходимо для научнообоснованного определения содержания и методов обучения, для осуществления индивидуального подхода к детям, для контроля за развитием их речи в соответствии с возрастными нормами.

 В педагогической  практике детского сада существует необходимость в простых и эффективных способах обследования речи детей.

          С этой целью можно использовать некоторые методики, применяющихся в психологических и педагогических исследованиях, выявляющих закономерности речевой деятельности.

          При проверке уровня развития словаря основное внимание обращается на количественный и качественный состав словаря, понимание значений слова, степень его обобщённости, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.

          В дошкольном учреждении № 9 в подготовительной к школе группе была проведена диагностика развития словаря. Для выявления освоения детьми общеупотребительной лексики использовались задания и дидактические упражнения , предложенные в методическом пособии «Педагогическая диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста» под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой.

         Для выявления уровня развития словаря использовались задания, предложенные в разделе « Речевая диагностика детей старшего дошкольного возраста». ( смотреть приложение №1, протокол №1)

Диагностика 

Критерии  оценок 

            При  проверке уровня развития словаря старших дошкольников основное внимание обращалось на количественный и качественный состав словаря, понимание значений слова, степень его обобщённости, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи. При оценке учитывалась полнота ответов, умение полно и развёрнуто высказываться, умение ориентироваться в вопросах, умение исправлять свои ошибки.

Информация о работе Дидактические игры и упражнения как средства формирования словаря старших дошкольников