Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:52, дипломная работа
Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень развития словаря старших дошкольников ДОУ №.
3. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.
1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря.
2.1 Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Изучение опыта работы ДОУ № 9 по развитию словаря старших дошкольников.
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических и упражнений.
Выводы по главе 11.
Заключение.
Приложение.
Если дети без ошибок справлялись с заданием, давали полный ответ, то ребёнку ставилась высшая оценка – 3 балла; если ребёнок допускал 2 – 3 ошибки, но сам ориентировался в вопросах и исправлял ошибки – 2 балла, что свидетельствует о среднем уровне развития словаря; если ребёнок допускал 5 и более ошибок, затруднялся отвечать на вопросы – получал низкую оценку – 1 балл. Отсюда следует
3 балла – высокий уровень;
2 балла – средний уровень;
1 балл – низкий уровень
Технология проведения
Задания, предложенные детям для выявления уровня словаря были следующего типа:: на показ и называние предметов и картинок, на их классификацию; на называния предмета по его описанию; на подбор синонимов и антонимов; на описание действий предметов, задания проводились в форме игры в слова и в форме викторины.
Обобщенные
результаты в виде
диаграммы
Выводы
по диагностике
Диагностика уровня развития словаря
была проведена на базе МДОУ № 9 в подготовительной
к школе группе « Цветочки».
По результатам диагностики
Следовательно, задачей
2.2 Изучение опыта работы ДОУ №9 по развитию словаря старших дошкольников
Изучение опыта работы ДОУ по развитию словаря проводилась следующими методами научного исследования:
а ) наблюдение и анализ методики работы на занятиях
б ) анализ планов работы
в ) анализ развивающей среды
Результаты анализа.
В дошкольном учреждении № 9 города Магнитогорска занятия по развитию речи проводит педагог – логопед. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста проводятся дважды в неделю, Педагог работает по программе «Школа 2100»
Общая цель этой программы – подготовить в ходе дошкольного развивающего обучения функционально – грамотную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у дошкольника готовность к дальнейшему развитию.
Конкретный объём словаря для каждой возрастной группы должен определятся на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре. ( смотреть приложение №2, протокол №2)
Анализируя занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, можно отметить, что занятия на адаптированы к дошкольникам, Предварительной подготовки, которая должна предшевствовать занятию не осуществлялась. Педагог по развитию речи не советовал воспитателю провести с детьми предварительную беседу, на чём следует заострить внимание детей. При поведении занятий, педагог использует дидактические упражнения и вопросы, при этом педагог не использует дидактическую игру, хотя практикой доказано, что дидактическая игра может использоваться при решении разных учебных задач, в частности при формировании и развитии словаря. (смотреть протокол №3, приложение № 3 )
Обобщая результаты исследования, следует отметить: словарная работа на занятиях и в самостоятельной деятельности детей осуществляется не в полном объеме , предусмотренном программой.
В старшем дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться обогащению детской речи прилагательными, наречиями и глаголами, В процессе ознакомления с предметами должны вводиться в словарь слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства по степени выраженности.
На практике видно, что в словарь детей вводятся в основном существительные, а прилагательные и наречия в меньшем количестве.
Распределение лексики по частям речи должно нацеливать педагога на работу по всем лексическим категориям, потому что методикой развития речи предусмотрен отбор слов, относящихся к разным частям речи.
Среди методов и приёмов словарной работы, используемых на занятиях, в большем количестве присутствуют: беседы, рассказы педагога, рассматривание картин, пересказ, экскурсии.
В меньшей степени педагог использует дидактические игры и упражнения. К сожалению, многие педагоги ещё слабо используют их в своей работе. Это, прежде всего, объясняется тем, что и в теории игр, и в методике их проведения дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий.
Вместе с тем, дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство положительного воспитания различных сторон личности ребёнка. На занятиях многие дети не усваивают данный педагогом материал. Это зависит от индивидуальных особенностей развития детей, а также от недостаточного использования педагогом некоторых методов словарной работы на занятиях. Именно поэтому педагог по развитию речи заводит тетрадь взаимодействия с воспитателем (смотреть протокол № 4, приложение № 4)
В процессе развития речи дошкольников, необходимо учитывать помощь, которую могут осуществить родители. Помимо дошкольного учреждения подготовку детей к школе осуществляют и в условиях семьи. Чтобы помочь родителям в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении № 9 проводились консультации с родителями, в процессе которых родителям давались советы и рекомендации по словарной работе с детьми вне детского сада ( смотреть протокол № 5, приложение № 5 ).
Обобщая результаты исследования словарной работы в дошкольного учреждения № 9 можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты в работе педагога по развитию речи.
Положительным является то, что педагог целесообразно использует некоторые методы и приёмы словарной работы на занятиях.
На консультациях с родителями педагог чётко и ясно объясняет родителям, что от них требуется, какую работу им проводить с детьми вне детского сада, объясняет, что от совместной работы педагога, воспитателя и родителей будет зависеть успешное овладение детьми речевой культуры.
Отрицательным моментом в работе педагога по развитию речи является недостаточное использование, и даже, отсутствие некоторых методов и приёмов словарной работы. В своей работе педагог уделяет незначительное внимание дидактическим играм и упражнениям, либо использует их как часть занятия, и это неправильно потому, что вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит только игра.
Консультации с родителями педагог по развитию речи проводит крайне редко. В основном работу с родителями проводит воспитатель. Воспитатель общается с родителями в утреннее или вечернее время, сообщая родителям об успехах ребят, а также об их ошибках, советует как заниматься с ребёнком вне детского сада.
В работе с воспитателем педагог по развитию речи даёт неполные рекомендации по работе с детьми в свободное от занятий время, пропуская некоторые немаловажные методы и приёмы, способствующие эффективному усвоению словарного запаса детьми. Педагог не затрагивает некоторые виды деятельности, в которых также активизируются некоторые группы слов.
2.3Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений.
По результатам диагностики проведённой на базе МДОУ № 9 становится ясно, что словарная работа нуждается в существенных коррективах. Отсутствие системы в работе педагога по развитию речи делает процесс освоения детьми словарным запасом менее эффективным.
Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В педагогике вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно; тем не менее многие дошкольники испытывают затруднения в подборе лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе речевого воспитания формированию словаря не всегда уделяется должное внимание.
Содержание и методика работы по развитию словаря в подготовительной к школе группе представляет определённые трудности, объясняемые рядом причин, в том числе отсутствие некоторых важных методов и приёмов в работе воспитателей и педагога по развитию речи.
Именно поэтому, целью нашего исследования была разработка методических рекомендаций по использованию комплекса дидактических игр в разнообразной деятельности детей, а именно в свободное от занятий время, в игровой деятельности, для индивидуальной работы и вне детского сада, т. е. в семье.
Дошкольники должны овладеть игровыми
умениями под непосредственным руководством
взрослого, освоить правила и способы,
взаимодействия, которые являются
общими для игр определённого типа. В этом
случае возникает игра, в которой налаживаются
реальные взаимоотношения между детьми
и таким образом создаются условия для
взаимообучения.
Методические рекомендации для воспитателя по использованию дидактических игр в свободное от занятий время.
Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.
Каждая дидактическая игр имеет дидактическую задачу, игровые действия и игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. На практике видно, что в основном дидактические игры используются на занятиях для закрепления нового материала. Однако вне занятий, как показывает практика, старшие дошкольники редко пользуются приобретёнными знаниями, а речевых ошибок в обычных высказываниях ( в быту, играх, во время общения) значительно больше чем на занятиях.
Следовательно задачей педагога является не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребёнка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в быту, играх, в повседневной жизни.
Руководя игрой детей старшего дошкольного возраста, воспитатель должен учитывать их возможности: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному.
Воспитатель должен чётко эмоционально знакомить детей с содержанием игры, её правилами и действиями, должен проверить насколько понятны игры, играть вместе с детьми.
После того как дети усвоят игру, воспитатель должен предложить детям поиграть самостоятельно, при этом воспитатель сначала следит за действиями детей, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях.
Воспитатель должен знать, что руководство дидактическими играми в старших группах требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения: обогащение детей новыми знаниями; подбор дидактического материала; организация обстановки для игры.
Дети подготовительной к школе группе самостоятельны при выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнёров. Воспитатель должен учитывать это, он выступает наблюдателем и при необходимости вступает в игру в роли ведущего, советчика, судьи.