Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:52, дипломная работа
Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень развития словаря старших дошкольников ДОУ №.
3. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.
1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря.
2.1 Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Изучение опыта работы ДОУ № 9 по развитию словаря старших дошкольников.
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических и упражнений.
Выводы по главе 11.
Заключение.
Приложение.
Любая игра не терпит скуки,
принуждения. И здесь всё
Таким образом, в работе со
старшими дошкольниками
В методике развития речи все дидактические игры направленные на формирование и развитие словаря, можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно – печатные, словесные игры.
Воспитателю необходимо
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что сих помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В этих играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.
В свободное то занятий время детям предлагаются следующие игры с предметами: « Не ошибись»; « Похож – на похож»; « Магазин»; « Найди игрушке место»; «Что сделала кукла»; «Кому что нужно»; « Первоклассник»; «Для чего нужен предмет»; « Ателье»; « Куда пойдем?»; « У кого какой предмет?»; « Уточним цвет предметов»; «Все профессии важны»
На прогулке целесообразно
Настольно – печатные игры
Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам и развивающим задачам, которые решаются при их использовании. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать речь, воображение, творчество. Игровыми дидактическими задачами настольно – печатных игр является обогащение словаря за счет предметов, их признаков, действий, пространственном расположении и т.д.
Настольно – печатные игры
можно использовать в
Настольно – печатные игры предлагаемые детям: « Контрасты»; « Что хорошо, что плохо»; « Свойства»;Предметы окружающего мира»; « Чей домик»; «Профессии»; « Деревья наших лесов»; « Российская геральдика и государственные праздники»; «Океаны и материки»; «Времена года»; «Дикие животные и их детёныши»; «Домашние животные и их детёныши»; «Береги живое»; « Инструменты»; «Птицы наших лесов»; « Познакомимся с морскими животными».
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Игры со словом направлены в основном на развитие речи, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
Словесные игры особенно важны
в воспитании и обучении детей
старшего дошкольного возраста,
так как способствуют
Особенностью словесных игр
Словесные игры для детей
Дидактические упражнения
Дидактические игровые
Методические
рекомендации для
родителей по использованию
дидактических игр
и упражнений в
семье.
Развитие словаря детей , помимо дошкольного учреждения осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры. Поэтому надо помочь родителям овладеть методикой их использования в воспитании и обучении детей. Целесообразно организовать и провести специальный семинар.
На занятиях семинара родители узнают о том, что идея соединения обучения с игрой имеет свою историю, что игровой метод обучения является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.
Раскрывая перед родителями
Беседа с родителями о
Одна из главных задач в
работе с родителями по
В беседе с родителями
Воспитатель советует вовлекать детей в словесные игры, которые требуют быстроты мышления; умения классифицировать предметы и описывать их без наглядной опоры. Можно посоветовать игры: «Кто быстрее назовёт?»; «Добавь слово»; «Кузовок»; «Во саду, ли в огороде» и т. д.
Рекомендуя родителям использование дидактических игр и упражнений в организации досуга детей, воспитатель напоминает о необходимости учёта их возрастных и индивидуальных возможностей.
Проводя беседы и семинары для родителей
по использованию дидактических игр вне
детского сада воспитатель должен советовать
родителям знакомиться с различными сборниками
дидактических игр для развития речи.
Игры с предметами | |
Название | Цель |
|
Закреплять знания детей о свойствах предметов; активизация словаря за счет прилагательных. |
2. « Похож – не похож» | Учить сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Развивать мышление, речь. Уточнение слов, обозначающие признаки предмета. |
3. «Магазин» | Вызвать уважение к труду работника торговли. Обогащение словаря за счет слов, способствующих углублению положительного отношения к трудящемуся человеку. |
4. «Найди игрушке место» | Упражнять в порядковом и количественном счёте, активизация слов, обозначающих число, количество. |
5. « Что сделала кукла?» | Учить детей пространственным отношениям, закрепление и уточнение наречий обозначающих пространственные отношения. |
6. « Кому что нужно» | Расширять, уточнять знания детей о людях разных профессий, воспитывать интерес к труду людей, закрепление лов, обозначающих трудящегося человека. |
7. «Первоклассник» | Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, уточнять знания детей об обобщающем слове – школьные принадлежности. |
8. «Уточним цвет предметов» | Упражнять детей в различении цвета предметов; упражнять в различении, назывании и группировке светлых и тёмных тонов, употреблении обобщающих слов. |
Настольно – печатные игры | |||
1. « Свойства» | Расширять
знания детей об окружающем мире, активизировать
Речь, пополнять словарный запас детей за счет слов, обозначающих признаки и свойства предметов. | ||
2. « Предметы окружающего мира» | Закреплять знания детей об окружающих предметах, закреплять бытовой словарь. | ||
3. « Чей домик» | Уточнять знания детей о среде обитания разнообразных животных, расширять природоведческий словарь. | ||
4. « Инструменты» | Расширять знания детей об орудиях труда, уточнять знания детей о людях строительных профессий, учить называть предметы обобщающим словом | ||
5. « Береги живое» | Учить детей бережно относится к природе, знакомить с различными экосистемами, закреплять природоведческий словарь | ||
6.
«Российская геральдика и |
Познакомить детей с праздниками , принятые отмечать в нашей стране, объяснить с какими событиями они связаны, закреплять обществоведческий словарь. | ||
7.
«Домашние животные и их детёныши» Аналогично «Дикие животные и их детёныши» |
Закреплять знания детей о домашних животных, учить правильно называть их детёнышей, расширять словарь на основе углубления знаний о животных | ||
8. « Океаны и материки» | Знакомить детей с географическими понятиями, закрепление знаний о расположении объектов на географической карте, расширение словаря детей на основе ознакомления с различными климатическими зонами Земли. | ||
9. « Птицы наших лесов» | Уточнение знаний детей о птицах, учить умению их описывать, закреплять с детьми « художественное слово» | ||
Словесные игры | |||
1. « Отгадай – ка» | Учить детей описывать предмет, не глядя на него выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет по описанию, закреплять признаки предметов. | ||
2. « Где был Петя?» | Активизировать мышление и речь детей; расширение словаря детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. | ||
3. « Где мы были, мы не скажем» | Развивать у детей находчивость, закрепление правильного употребления в речи детей глаголов. | ||
4. « Звери, птицы, рыбы» | Закреплять умение классифицировать животных, птиц, рыб, учить называть обобщающим словом. | ||
5. « Отвечай быстро» | Закреплять умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, общему признаку; приучать быстро отвечать. | ||
6. « Наоборот» | Развивать
у детей быстроту мышления, учить
подбирать слова | ||
7. «Было – будет» | Уточнить представления детей о прошлом и настоящем, учить детей использовать в своей речи глаголы настоящего и будущего времени | ||
8
« Кто больше?» |
Учить детей соотносить действия людей с их профессиями, активизировать словарь по теме, воспитывать умение быстро думать. | ||
9. «Вершки – корешки» 10. « Природа и человек» |
Упражнять
детей в классификации овощей ( по
принципу; съедобно у них корень или плоды
на стебле); уточнение природоведческого
словаря. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что даёт человеку природа; активизировать словарь |