Дидактические игры и упражнения как средства формирования словаря старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень развития словаря старших дошкольников ДОУ №.
3. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.
1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря.
2.1 Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Изучение опыта работы ДОУ № 9 по развитию словаря старших дошкольников.
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических и упражнений.
Выводы по главе 11.
Заключение.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

           Любая игра не терпит скуки,  принуждения. И здесь всё зависит  от воспитателя, его умения  создать у детей игровое настроение, радоваться и огорчатся вместе с ними. Он должен научить детей использовать розыгрыш, понимать юмор.

            Таким образом, в работе со  старшими дошкольниками воспитатель  должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах.

            В методике развития речи все дидактические игры направленные на формирование и развитие словаря, можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно – печатные, словесные игры.

           Воспитателю необходимо использовать  все виды игр не только на занятиях, но и в повседневной жизни детей: во время пребывания детей в группе, во время прогулок, во время игр, трудовой деятельности. Наблюдая за играми детей, их поведением во время игры, их знаниями и умениями, педагог может выявить их индивидуальные особенности, наметить наиболее эффективные пути воздействия на личность ребёнка, отсюда следует, что дидактическая игра может быть использована в качестве средства в индивидуальной работе с дошкольниками.

Игры  с предметами.

          В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что сих помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками:  цветом, величиной, формой, качеством. В этих играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.

           В свободное то занятий время  детям предлагаются следующие  игры с предметами: « Не ошибись»; « Похож – на похож»; « Магазин»; « Найди игрушке место»; «Что сделала кукла»; «Кому что нужно»; « Первоклассник»; «Для чего нужен предмет»; « Ателье»; « Куда пойдем?»; « У кого какой предмет?»; « Уточним цвет предметов»; «Все профессии важны»

           На прогулке целесообразно использовать  игры с предметами: « От какого дерева лист»; « Природа и человек»; « Когда это бывает»; « Мы ребята на все руки»; « Что за птица прилетела?»; « Магазин игрушек»; « Садоводы».

Настольно – печатные игры

         Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам и развивающим задачам, которые решаются при их использовании. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать речь, воображение, творчество. Игровыми дидактическими задачами настольно – печатных игр является обогащение словаря за счет предметов, их признаков, действий, пространственном расположении и т.д.

           Настольно – печатные игры  можно использовать в групповой  комнате, в свободное от занятий  время, а также во время занятий.  В настольно – печатные игры  дети могут играть подгруппами и индивидуально. Воспитатель может использовать дидактическую настольно – печатную игру в целях закрепления материала либо со всеми детьми, либо с теми , кто нуждается в индивидуальном подходе.

           Настольно – печатные игры предлагаемые детям: « Контрасты»; « Что хорошо, что плохо»; « Свойства»;Предметы окружающего мира»; « Чей домик»; «Профессии»; « Деревья наших лесов»; « Российская геральдика и государственные праздники»; «Океаны и материки»; «Времена года»; «Дикие животные и их детёныши»; «Домашние животные и их детёныши»; «Береги живое»; « Инструменты»; «Птицы наших лесов»; « Познакомимся с морскими животными».

Словесные игры.

       Словесные игры построены на  словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Игры со словом направлены в основном на развитие речи, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

         Словесные игры особенно важны  в воспитании и обучении детей  старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке  ребят к обучению в школе:  развивают умение внимательно  слушать педагога, быстро находить  нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

          Особенностью словесных игр является  то , что их можно использовать  в разнообразной деятельности  детей, а именно в игровой  деятельности, в быту, во время прогулок, в трудовой деятельности.

        Словесные игры для детей старшего  дошкольного возраста: « Отгадай  – ка»; « Где был Петя?»;  « Что за птица?»; «Да –  нет»; « Кто больше заметит  небылиц»; «Отвечай быстро»; «Вершки  – корешки»; «Охотник»; «Звери, птицы, рыбы»; «Летает – не летает»; «Где мы были, Мы не скажем»; «Наоборот»; « Придумай предложение»; «Подбери слово»; «Было -  будет»; «Фанты».

Дидактические упражнения

          Дидактические игровые упражнения  также разнообразны по своей тематике и служат для уточнения и закрепления словаря детей. Дидактические упражнения могут быть использованы воспитателем для закрепления пройденного материала, они могут предлагаться детям в устной словесной форме и в виде заданий.( смотри приложение № 6) 
 
 

Методические  рекомендации для  родителей по использованию  дидактических игр  и упражнений в  семье. 

          Развитие словаря детей , помимо дошкольного учреждения осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры. Поэтому надо помочь родителям овладеть методикой их использования в воспитании и обучении детей. Целесообразно организовать и провести специальный семинар.

          На занятиях семинара родители узнают о том, что идея соединения обучения с игрой имеет свою историю, что игровой метод обучения является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.

           Раскрывая перед родителями значение  дидактических игр для развития  и формирования словаря, педагог  должен подчеркнуть, что в таких играх развивается речь ребёнка, а также психические процессы: мышление, память, произвольное внимание, и такие важные качества личности, как целеустремлённость, сосредоточенность, умение подчинить своё поведение определённым правилам. Воспитателю необходимо советовать родителям прочитать соответствующую литературу по этой проблеме, обращая внимание на то, что должно быть интересно и полезно для игр в семье.

          Беседа с родителями о прочитанном  позволит выяснить, что им показалось  интересным, что можно использовать с семейном воспитании и обучении; помогла ли прочитанная литература понять важность дидактических игр для развития и формирования словаря.

          Одна из главных задач в  работе с родителями по использованию  дидактических игр в работе с детьми – сформировать у них самих интерес к такого рода занятиям. Постепенно родители , с помощью воспитателя, овладевают методикой проведения дидактических игр, у них пробуждаются желания заниматься с детьми. Родители на опыте убеждаются в ценности дидактических игр для развития словаря, т. к. их можно организовать с детьми дома, во время прогулок, отдыха. Воспитатель должен объяснить родителям, что совместные игры с детьми помогут им лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера, развития.

          В беседе с родителями воспитатель  сообщает о многообразии настольно  – печатных игр, которые могут  быть использованы для развития  связной речи, закреплении и уточнении  словаря. Родителям предлагаются игры, которые использует воспитатель, а также игры типа: « Разрезные картинки»; « Лото»; « Кем быть» ; « Умные машины»; развивающий комплекс в виде детского компьютера «Всезнайка» и т. д.

          Воспитатель советует вовлекать детей в словесные игры, которые требуют  быстроты мышления; умения классифицировать предметы и описывать их без наглядной опоры. Можно посоветовать игры: «Кто быстрее назовёт?»; «Добавь слово»; «Кузовок»; «Во саду, ли в огороде» и т. д.

          Рекомендуя родителям использование дидактических игр и упражнений в организации досуга детей, воспитатель напоминает о необходимости учёта их возрастных и индивидуальных возможностей.

           Проводя беседы и семинары для родителей по использованию дидактических игр вне детского сада воспитатель должен советовать родителям знакомиться с различными сборниками дидактических игр для развития речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Игры  с предметами
               Название                          Цель
 
  1. «Не ошибись»
 
 
Закреплять  знания детей о свойствах предметов; активизация словаря за счет прилагательных.
2. « Похож – не похож» Учить сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Развивать мышление, речь. Уточнение слов, обозначающие признаки предмета.
3. «Магазин» Вызвать уважение к труду работника торговли. Обогащение словаря за счет слов, способствующих углублению положительного отношения к трудящемуся человеку.
4. «Найди игрушке место»  Упражнять в порядковом и количественном счёте, активизация слов, обозначающих число, количество.
5. « Что сделала кукла?»  Учить детей  пространственным отношениям, закрепление и уточнение наречий обозначающих пространственные отношения.
6. « Кому что нужно» Расширять, уточнять знания детей о людях разных профессий, воспитывать интерес к труду  людей, закрепление лов, обозначающих трудящегося человека.
7. «Первоклассник» Закреплять  знания детей о том, что нужно  первокласснику для учёбы в школе, уточнять знания детей об обобщающем слове – школьные принадлежности.
8. «Уточним цвет предметов» Упражнять детей  в различении цвета предметов; упражнять  в различении, назывании и группировке светлых и тёмных тонов, употреблении обобщающих слов.
 
Настольно – печатные игры
1. « Свойства» Расширять знания детей об окружающем мире, активизировать

Речь, пополнять  словарный запас детей за счет слов, обозначающих признаки и свойства предметов.

2. « Предметы окружающего мира» Закреплять  знания детей об окружающих предметах, закреплять бытовой словарь.
3.  « Чей домик» Уточнять  знания детей о среде обитания разнообразных животных, расширять  природоведческий словарь.
4. « Инструменты» Расширять знания детей об орудиях труда, уточнять знания детей о людях строительных профессий, учить называть предметы обобщающим словом
5. « Береги живое» Учить детей  бережно относится к природе, знакомить с различными экосистемами, закреплять природоведческий словарь
6. «Российская геральдика и государственные  праздники» Познакомить детей с праздниками , принятые отмечать в нашей стране, объяснить с  какими событиями они связаны, закреплять обществоведческий словарь.
7. «Домашние животные и их детёныши» 

Аналогично «Дикие животные и их детёныши»

Закреплять  знания детей о домашних животных, учить правильно называть их детёнышей, расширять словарь на основе углубления знаний о животных
8. « Океаны и материки» Знакомить детей с географическими понятиями, закрепление знаний о расположении объектов на географической карте, расширение словаря детей на основе ознакомления с различными климатическими зонами Земли.
9. « Птицы наших лесов» Уточнение знаний детей о птицах, учить умению их описывать, закреплять с детьми « художественное слово»
Словесные игры
1. « Отгадай – ка» Учить детей  описывать предмет, не глядя на него выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет по описанию, закреплять признаки предметов.
2. «  Где был Петя?» Активизировать  мышление и речь детей; расширение словаря  детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов  и явлений.
3. « Где мы были, мы не скажем» Развивать у детей находчивость, закрепление правильного употребления в речи детей глаголов.
4. «  Звери, птицы, рыбы» Закреплять  умение классифицировать животных, птиц, рыб, учить называть обобщающим словом.
5. «  Отвечай быстро» Закреплять  умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, общему признаку; приучать быстро отвечать.
6. «  Наоборот» Развивать у детей быстроту мышления, учить  подбирать слова противоположные  по смыслу – подбор синонимов и  антонимов.
7. «Было – будет» Уточнить  представления детей о прошлом  и настоящем, учить детей использовать в своей речи глаголы настоящего и будущего времени
8 « Кто больше?» 
Учить детей  соотносить действия людей с их профессиями, активизировать словарь по теме, воспитывать  умение быстро думать.
 
9. «Вершки – корешки» 
 

10. « Природа  и человек» 

Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу; съедобно у них корень или плоды на стебле); уточнение природоведческого словаря. 

Закреплять, систематизировать  знания детей о том, что создано  человеком, а что даёт человеку природа; активизировать словарь

Информация о работе Дидактические игры и упражнения как средства формирования словаря старших дошкольников