Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:52, дипломная работа
Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Выявить уровень развития словаря старших дошкольников ДОУ №.
3. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.
1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Методика использования дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря.
2.1 Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Изучение опыта работы ДОУ № 9 по развитию словаря старших дошкольников.
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических и упражнений.
Выводы по главе 11.
Заключение.
Приложение.
Министерство
образования и науки
Магнитогорский педагогический колледж
кафедра
дошкольного образования
« Дидактические игры и упражнения как средства
формирования словаря старших дошкольников».
Выпускная
квалификационная работа
Выполнила:
Студентка группы 5»А» ОЗО
Руководитель:
Домрина Н.П.
2009 год
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическое подтверждение значимости дидактических игр и упражнений в работе по развитию словаря.
2.1 Диагностика уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Изучение опыта работы ДОУ № 9 по развитию словаря старших дошкольников.
2.3 Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических и упражнений.
Выводы по главе 11.
Заключение.
Приложение.
Введение
Проблемой нашего исследования является вопрос о необходимости развития словаря детей посредством дидактических игр и упражнений в связи с обеспечением качественного общения со сверстниками и взрослыми.
Над данной проблемой работали многие отечественные психологи и методисты.
А. М.Бородич установила, что работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности, а использование воспитателем дидактических игр и упражнений способствует более успешному развитию словаря детей.
Д.Б. Эльконин занимался проблемой развития форм и функций детской речи и отмечал, что становясь старше ребенок знакомится с окружающей его действительностью посредством литературы, игры, рассказов взрослых.
Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев разработали лексические упражнения и приёмы дидактических игр, способствующих обогащению словаря старших дошкольников на занятиях.
Е. И.Тихеева доказала, что из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть использованы в первую очередь в интересах развития речи детей.
М.М.Алексеева и В.И.Яшина установили, что дидактические игры и упражнения являются широко распространненым методом словарной работы, игровые действия в словарных играх дают возможность обогащать, активизировать и закреплять словарный запас дошкольников.
Однако, ознакомление с практическим опытом работы ДОУ позволяет говорить о частом отсутствии системы в работе педагогов по использованию дидактических игр и упражнений в работе по ознакомлению с окружающим.
Актуальность темы нашего исследования связана с разрешением противоречий между современными подходами к развитию словаря старших дошкольников средствами дидактических игр и упражнений и недостаточной разработанности этого вопроса в практике работы ДОУ.
Тема работы : « Дидактические игры и упражнения как средства
формирования словаря старших дошкольников».
Объект исследования: Процесс формирования словаря у старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Предмет исследования: методика использования дидактических игр и упражнений для формирования словаря старших дошкольников при ознакомлении с окружающим миром.
Гипотеза исследования: Эффективность процесса формирования словаря старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений будет возрастать, если учитывать следующий комплекс педагогических условий.
- знакомство детей с различными дидактическими играми и упражнениями будет происходить на основе активной познавательной деятельности;
- формирование
словаря будет происходить
- развивать способность у детей передавать полученные знания при помощи дидактических игр и упражнений, закреплять новые слова в активном словаре.
Цель исследования: Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр и упражнений, способствующих успешному формированию словаря старших дошкольников.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого - педагогической литературы;
- диагностика развития словаря;
- анализ реального педагогического процесса;
- количественная
и качественная обработка
Практическая значимость
работы заключается в том, что разработанная
система использования дидактических
игр и упражнений, а так же методические
рекомендации по их проведению могут
быть использованы в практической деятельности
воспитателей для повышения эффективности
процесса формирования словаря старших
дошкольников.
Глава
1. Теоретические основы
изучения словаря в
процессе ознакомления
с окружающим.
1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем,
который, позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. ( В. И. Логинова) Постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям. (Ф.А Сохин).
Значение слова с психологической стороны, в этом неоднократно убеждались психологи, есть не что иное, как обобщение или понятие. Значение слова рассматривалось как феномен мышления. Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности. (Л.С. Выготский). Слово, будучи непосредственно связано с мышлением, заключает в себе успехи познавательной деятельности людей, опыт предшествующих поколений и служит средством выражения понятий. Овладевая словом, человек усваивает научные нравственные, эстетические и другие понятия, учится рассуждать, анализировать, обобщать. Слово организует, упорядочивает жизнь людей.(М.В. Гамезо). Первоначально в слове оформлялась цель действия человека. Обозначенная словом, цель придавала действиям человека разумный, направленный характер. Слова фиксировали те законы, связи и зависимости, которые люди выявляли в своей практической деятельности. В словах человек планировал свои будущие трудовые действия. Они приобретали осознанный характер. Благодаря слову человек осознавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение слова изменило все взаимоотношения человека с окружающим миром, перестроило его познавательную и практическую деятельность, общение с другими людьми.(А.А.Люблинская). Оценивая психологическую и физиологическую роль слова, А.Р. Лурия пишет: « Речь, и ее следы, составляющие основу второй сигнальной системы позволяют отвлекать и обобщать сигналы действительности, формулировать намерения, создавать основу для «прогнозирования» будущего»
Ф.А.Сохин писал: «Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова и грамматические формы родного языка. Усваивая очень рано разные слова, дети относят их именно к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем
процессом исторического развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок понимает содержание слова различно. Ведь слово всегда обозначает что – то, какой – то факт, явление, предмет, признак или отношение, существующие в действительности. Глубина, полнота и правильность отражения таких фактов, признаков или связей изменяются в процессе развития ребенка». Из курса дошкольной педагогики известно, что после того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми которых в данный момент не было в его личном опыте. Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствии. Это расширяет границы его познавательной деятельности : он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора. (С.А. Козлова, Т. А. Куликова)
Г. А. Урунтаева отмечала: «В развитии словаря старших дошкольников наблюдается значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Ребенок рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове. Но такое обобщение, по – прежнему, строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым, словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающим.
Услышав новое слово ребенок, ребенок стремится понять его , найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаний».
В своих трудах Д. Б Эльконин отмечал: «Возникновение ряда новых видов деятельности приводит к интенсивному развитию коллективной жизни детей дошкольного возраста; на этой основе создаются коллективы детей, объединённые общим замыслом. Значительно расширяется и круг жизненных отношений ребенка. Он выходит за пределы узкосемейных связей. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становится доступными не только предметы , с которыми он знакомится непосредственно, - всё большее место в его жизни занимают предметы, люди, отношения, с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по читаемым ему книгам, по рассматриваемым картинкам, из различных дидактических игр».
А.Н. Леонтьев утверждал: «Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов».
По словам М.М.Алексеевой и В. И. Яшиной,
усвоение словаря решает задачу накопления
и уточнения представлений, формировании
я понятий, развитие содержательной стороны
мышления. Одновременно с этим происходит
развитие операциональной стороны
мышления, поскольку овладение словарем
и лексическим значением слова происходит
на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному
развитию ребенка. И напротив, богатство
словаря является признаком хорошо развитой
речи и показателем высокого уровня умственного
развития ребенка. Овладевая речью, ребенок
не только приобретает знания, но и учится
мыслить, поскольку думать – это значит
говорить про себя и вслух, а говорить
– значит думать. Слово есть материальная
оболочка мысли.