Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа
Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней
структуры личности.
1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6
1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8
Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.
2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.
2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19
2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23
2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37
Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48
3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей
3.4. Контрольный этап
Мы предположили,
что профессиональная зрелость воспитателей
во многом обусловлена уровнем психолого-
В целом средние показатели оказались идентичны, но кластерный анализ результатов позволил обнаружить значительные различия в группах обследуемых.
В продолжение обследования нами использованы графические методы изучения личности ребенка и межличностных отношений. Изучение личности дошкольников не являлось самостоятельной целью работы, а представляет Фрагмент изучения отношений дошкольников к себе, воспитательнице, детскому саду как показатель профессионализма работающих с ним воспитателей. Исследование, проведенное Г.Хоментаускасом (1989), позволяет использовать методику рисования семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье в целом, отношение ребенка к семье и отдельным ее членам. Нами рисуночный тест был использован для выявления особенностей как внутрисемейных отношений, так и отношений к детскому саду - сверстникам, воспитателю, совместной деятельности.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные.
Обработка сочинений позволила выявить состав основных суждений по предложенной теме. Анализ частоты суждений выявляет наиболее типичные взгляды воспитателей как представителей данной профессии. Выявленный состав суждений обнаружил преобладание интер-характеристик, которые отражают отношение к внешним особенностям деятельности воспитателей. Этот анализ показывает, что значительная часть воспитателей связывает успешность в профессиональной деятельности с наличием разнообразного оборудования, устанавливает связь удовлетворенности своей деятельностью с крепкой материально-технической базой дошкольного учреждения (86,6% от общего числа опрошенных). Не менее часто успешность педагогической деятельности воспитатели связывают с изменением внешних условий деятельности, а потом уже возможность проявить профессионализм (85%).Следующая категория - это любовь к детям, относится к интра-характеристикам респондентов (48,8%).Категория возможности свободы выбора и ответственности за него также относится к интра-характеристикам и связана с идеей саморазвития. Наличие этой категории в описаниях воспитателей свидетельствует об осознании ими необходимости совершенствования, значимости профессионального роста. Но наряду с этим следует отметить невысокий процент (32%), включивших эту категорию в свои суждения. В данном случае можно говорить о механизмах психологической защиты, которые позволяют сохранить пусть невысокое, но устойчивое представление о своих достижениях в профессиональной деятельности, но что в свою очередь блокирует возможности саморазвития. Категория, обозначенная как предпочтительные виды детской деятельности, относится, к интер-характеристикам респондентов. Следует отметить, что такая незначительная частота упоминания об игровой деятельности лак ведущей в дошкольном возрасте – (26.5%)- свидетельствует о неглубоком понимании педагогами роли игры в психическом и личностном развитии дошкольников. Это позволяет предположить, что успех в педагогической деятельности, свои профессиональные достижения воспитатели не связывают с организацией игровой деятельности детей, свой авторитет они подкрепляют лишь наличием игрового оборудования. Отношение к профессиональной подготовке - эта категория суждений отражает наличный уровень знаний и навыков педагогов и требования времени. Результаты исследования показали критическое отношение воспитателей к подготовке кадров для работы с детьми и некритическое отношение к себе – (23,3%). Категория отношения к собственной активности составляет всего 19,1%. Вероятно, при определенной заорганизованности педагогического процесса, достаточно жестком контроле проявление активности воспитателя подавляется и свою роль играет механизм психологической защиты. Воспитателя устраивает то, что есть, нет потребности саморазвития. Категория уверенности в своих силах занимает последнее по частоте суждений - 8,8%. Эта категория относится к интра-характеристикам респондентов. Такой незначительный показатель свидетельствует о высокой зависимости, причем внутренней, когда проявление активности, инициативы, самостоятельности подавляется неуверенностью в себе. В данном случае это свидетельствует о проявлении в профессиональном самосознании чувства неудовлетворенности профессиональной деятельностью.
Обобщая описания воспитателей, следует отметить, что в суждениях присутствуют как экстернальные, так и интернальные характеристики, причем в соотношении 50x50. Но по количественным показателям интра-характеристики респондентов значительно превышают их интер-характеристики. Это свидетельствует об ориентации профессионального самосознания педагогов в сторону внешних условий, об их высокой зависимости и подчиненности внешним условиям.
На вопрос: "Каким должен быть идеальный воспитатель?" ответы давались в свободном описании. Анализ содержания ответов обрабатывался также методом контент-анализа. Полученные данные позволяют судить о том, что являясь "наблюдателями" по отношению к идеалу воспитателя, респонденты предъявляют «с, его личностным качествам более жесткие требования. Основные качества" идеального воспитателя" в описании представлены в следующем соотношении: любовь к детям 66,6%; эмпатия 64,4%; профессиональные знания и общая эрудиция 48,8%; моральная направленность 26,6%; коммуникабельность и целеустремленность по 23,3%; творческость 15,0%; интеллигентность 13,8%.
Профессиональное самосознание педагогов-воспитателей, преломляясь в призме собственных достижений и неудач, уверенности и слабости, подвергается постоянным изменениям, но даже в "идеальном" портрете личностные характеристики представлены незначительно.
Это свидетельствует
о низкой представленности в самосознании
педагогов профессионально
На следующем
этапе исследования нами использовался
CAT, регистрирующий разные составляющие
параметры самоактулизации
Для изучения полученных данных нами был проведен уровневый анализ результатов тестирования. Используя стандартную процедуру определения доверительных интервалов с коэффициентом доверия 1-а%/100. полученные результаты были разбиты на пять условных уровней: 1 - ниже нормы; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 - выше среднего; 5 - выше нормы. Построение групповых и индивидуальных профилей результатов тестирования обнаруживает невысокий уровень самоактуализации педагогов-воспитателей. Видимо, характер подготовки специалистов, ситуация и условия деятельности, стандартизация и заорганизованность. жесткая регламентация педагогической деятельности в рамках выполнения "Программы воспитания" блокируют развитие синэетивности и спонтанности проявления чувств и поведения, которые могут быть развиты только при определенных изменениях подготовки специалистов, изменении условий педагогической деятельности и, в целом, возможности проявления индивидуальности педагогов-воспитателей.
Полученные данные
также изучались с помощью
сравнительного анализа. При наложении
средних групповых показателей с границами
уровней (см. табл.1,2) обнаруживается, что
все показатели по группам соответствуют
среднему уровню. Выше, чем в других группах,
оказались показатели 1 группы почти по
всем шкалам CAT. В тоже время они уступают
другим группам по шкалам представлений
о природе человека, синергии, креативности.
Это говорит не в пользу программ подготовки
специалистов в высших учебных заведениях.
По 2 группы показатели сходны с показателями
1 группы по шести из четырнадцати шкал.
Молодые специалисты показывают меньшую
гибкость поведения, сензитивность к себе,
спонтанность поведения, низкий уровень
по шкалам самоуважения, самопринятия
и меньшую контактность. В данном случае
слабым звеном является сниженный показатель
самоуважения и коммуникативных умений.
Еще более низкие показатели имеет 3 группа.
Эта группа оказалась наименее успешной
по всей выборке и имеет худшие результаты
по шести из четырнадцати шкал CAT. Результаты,
полученные по 4 группе, видимо можно объяснить,
сложным положением, в котором оказались
воспитатели, не имеющие педагогической
подготовки.
Таблица 1
Границы уровней показателей по тесту CAT
Шкалы | I
ниже нормы |
II
Yниже среднего |
III
Cредний |
IV
Выше среднего |
V
Выше нормы | ||||||
1 | min | 4,91 | 4,91 | 6,27 | 6,27 | 7,45 | 7,45 | 8,81 | 8,81 | max | |
2 | min | 30,01 | 30,01 | 34,37 | 34,37 | 38,15 | 38,15 | 42,51 | 42,51 | max | |
3 | min | 6,51 | 6,51 | 8,12 | 8,12 | 9,51 | 9,51 | 11,12 | 11,12 | max | |
4 | min | 7,35 | 7,35 | 9,51 | 9,51 | 10,91 | 10,91 | 12,81 | 12,81 | max | |
5 | min | 3,41 | 3,41 | 10,91 | 10,91 | 5,30 | 5,30 | 6,31 | 6,31 | max | |
6 | min | 3,36 | 3,36 | 5,30 | 5,30 | 5,45 | 5,45 | 6,57 | 6,57 | max | |
7 | min | 3,70 | 3,70 | 5,45 | 5,45 | 6,70 | 6,70 | 8,30 | 8,30 | max | |
8 | min | 5,35 | 5,35 | 6,70 | 6,70 | 8,51 | 8,51 | 10,20 | 10,20 | max | |
9 | min | 4,14 | 4,14 | 8,51 | 8,51 | 6,00 | 6,00 | 7,00 | 7,00 | max | |
10 | min | 2,58 | 2,58 | 6,00 | 6,00 | 3,96 | 3,96 | 4,70 | 4,70 | max | |
11 | min | 4,34 | 4,34 | 3,96 | 3,96 | 6,76 | 6,76 | 8,06 | 8,06 | max | |
12 | min | 6,38 | 6,38 | 6,76 | 6,76 | 9,11 | 9,11 | 10,57 | 10,57 | max | |
13 | min | 3,65 | 3,65 | 9,11 | 9,11 | 5,49 | 5,49 | 6,48 | 6,48 | max | |
14 | min | 3,70 | 3,70 | 5,49 | 5,49 | 5,73 | 5,73 | 6,82 | 6,82 | max | |
Таблица 4
Средние показатели тестировали по группам
Груп-пы | Шкалы | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 13 | |
1 | 7,10 | 37,76 | 6,90 | 10,86 | 5,10 | 5,19 | 6,90 | 8,13 | 5,38 | 3,24 | 6,43 | 8,76 | 5,14 | 4,81 |
2 | 7,14 | 36,67 | 8,92 | 10,42 | 4,55 | 4,86 | 3,39 | 7,75 | 5,31 | 3,67 | 6,42 | 8,36 | 5,14 | 5,08 |
3 | 6,51 | 34,84 | 8,58 | 9,58 | 4,56 | 4,84 | 5,56 | 7,74 | 5,63 | 3,70 | 5,77 | 8,40 | 5,05 | 5,23 |
4 | 6,85 | 37,00 | 9,05 | 9,75 | 5,45 | 5,20 | 5,30 | 7,20 | 6,10 | 3,90 | 6,50 | 8,55 | 4,90 | 6,10 |
В целом средние
показатели оказались идентичны, поэтому
для более точной внутри групповой
классификации сходной
Результаты кластерного анализа по 1группе выглядят следующим образом: группа распалась на три кластера - с высокими (А), средними (В) и низкими (С) показателями самоактуализации по тесту. Подгруппа А - 61% от опрошенных 1 группы - представлена высокими показателями уровня самоактуализации. Подгруппа В - 24,7% -занимает промежуточное положение. Показатели подгруппы С - 14 3% - отличались крайне низкими показателями. Таким образом, большая часть педагогов с высшим педагогическим образованием показала относительно высокий уровень самоактуалиэации. Профили показателей самоактуализации крайних подгрупп 1 группы представлены на рисунках NN1,2.
Результаты кластерного анализа по 2 группе. Группа также распалась на три кластера – А, В, С. Подгруппу А – 11% от опрошенных 2 группы- характеризуют максимально высокие показатели по данной выборке. Личность с показателями высокого уровня самоактуализации отличалась высокими значениями по шкалам самоуважения и самопринятия, независимости. Слабым звеном оказалась недостаточная профессиональная подготовленность (блок концепции человека) и сензитивность к себе. Креативность и потребность в познании совершенно необходимые для высокого уровня самоактуализации и профессионализма, оказались не выше среднего уровня. Подгруппа В - 28% - заняла промежуточное положение. Показатели уровня самоактуализации этой подгруппы занимают средневысокое положение. Максимальной по количеству в этой группе в этой группе оказалась подгруппа С - 62% Представители этой подгруппы отличались меньшим уровнем зрелости, зависимостью и несформированностью ценностных ориентаций. Однако, не один из показателей этой подгруппы не оказался в положении ниже нормы. Таким образом, адекватной самоактуализации воспитателей 2 группы препятствовали недостаточная личностная зрелость, эмоциональное неприятие, несформированность коммуникативных умений, недостаточное принятие себя. Профили показателей самоактуализации крайних подгрупп 2 группы представлены на рисунках NN3, 4.
Кластерный анализ 3 группы представлен следующим образом. При первом разбиении обнаружено два кластера включивших 19 и 24 педагога, которые тяготеют к средним показателям, хотя при этом подгруппа с более высокими показателями составила 44% с более низкими - 56%. На втором шаге кластеризации выделились три подгруппы - А 20%, В 24%, С 56%. И вновь наблюдается идентичность показателей подгруппы А с аналогичными показателями 1 и групп. При высоких показателях независимости, самоуважения, самопринятия сильной стороной этой подгруппы оказалась гибкость поведения. Слабые же стороны были также аналогичны с другими группами - недостаток развития эмоциональной сферы, низкие показатели по блоку концепции человека, а также снижение показателей познавательных потребностей и креативности. Тормозом самоактуализации по подгруппе С оказалась, прежде всего, крайняя зависимость. Показатели самоуважения и самопринятия, ценностных ориентации, временной перспективы, а также коммуникативные умения были в данной подгруппе в уровне ниже среднего. Профили показателей самоактуализации крайних подгрупп 3 группы представлены на рисунках NN 5,6.