Ценностные ориентации воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа

Описание работы

Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней

структуры личности.

1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6

1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8


Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.

2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.

2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19

2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23

2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37

Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48

3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей

3.4. Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

Копия Введени1.doc

— 637.50 Кб (Скачать)

Нередко педагогу приходится размышлять над самой  сущностью воспитательного воздействия  и корректировать свои методы в интересах  развития личности ученика. Молодая учительница, героиня повести американской писательницы Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», приходит к убеждению, что в педагогической работе с подростками необходимо не столько «привносить», т. е. объяснять, учить, информировать, сколько «извлекать» — стимулировать учащихся к творческому самовыражению.

Педагог, ориентированный  на гуманистические ценности, стремится  гармонизировать возрастные потребности  воспитанника с перспективными линиями  его развития, задачами социальной адаптации. Инструментарий такого наставника исключает методы подавления личности ученика. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.

Изучая теоретические  основы педагогики, анализируя собственный  опыт и практику своих коллег, учитель, воспитатель кристаллизует ведущую идею, «сверхзадачу» своей профессиональной деятельности — «педагогическое кредо». Обычно оно формулируется в соответствии с личными убеждениями автора и имеет индивидуальный оттенок.

А. С. Макаренко в отношениях с трудными подростками исходил из тезиса: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему», имея в виду, что требование — особая форма доверия, «авансирования личности». По-иному звучит кредо В. А. Сухомлинского: «Главное в воспитании — верить в талант и творческие силы каждого воспитанника». Интересно сопоставить особенности ключевых позиций современных педагогов-новаторов.

И. П. Иванов, последователь  А. С. Макаренко: «Воспитывать коллективистов через взаимную заботу. Не труд — работа, а труд — забота».

М. П. Щетинин, создатель  учебно-воспитательных комплексов всестороннего  и гармонического развития детей: «Объять  необъятное».

В. Ф. Шаталов, учитель  физики и математики, разработавший  методику обучения с помощью опорных сигналов и конспектов: «Учить всех — учить каждого».

Е. Н. Ильин, преподаватель  литературы в старших классах, автор  оригинальной концепции сотворчества учителя и учащихся на уроке: «Идти  не с предметом к ученику, а  с учеником к предмету».

Как видим, у каждого из названных педагогов свое понимание «сверхзадачи», но всех их объединяет ориентация на нестандартный подход к методам образовательно-воспитательной деятельности, стремление приобщить своих питомцев к «разумному, доброму, вечному».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ  СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ  

Одной из ведущих  тенденций развития образовательной  ситуации современности становится переход к ценностной парадигме (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, В.А.Караковский, Г.Б.Корнетов, З.И.Равкин, В.А.Сластенин и другие), что определяет повышенное внимание к формированию ценностно-смысловой сферы ребенка как основному компоненту внутреннего мира личности.

Каждый из этапов развития личности характеризуется  специфическими особенностями становления ценностно-смысловой сферы. В.Э. Чудновский  подчеркивает, что формирование ценностно-смысловой сферы – не какой-то определенный этап развития человека, есть основания полагать, что процесс преобразования ценностно-смысловых ориентаций является «сквозным», он «прочерчивает» всю жизнь человека от рождения до глубокой старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными особенностями и средовыми факторами.

Дошкольный возраст  – период активного неосознаваемого  усвоения ценностей, которыми руководствуются значимые взрослые, причем усвоение ценностных норм может быть как с положительным, так и с отрицательным знаком. Интересным является психологический факт, приводимый Д.А.Леонтьевым: «на бессознательном уровне определенный смысл и направленность жизни, цементирующие ее в единое целое, складываются у каждого человека уже к 3-5 годам и могут быть выявлены в общих чертах экспериментально-психологическими и клинико-психологическими методами»

Аксиологическая функция образования заключается в том, чтобы направить процесс формирования ценностно-смысловой сферы личности в определенное русло, но в связи с этим возникает закономерный  вопрос: присвоению каких же ценностей должно способствовать образование? Данный вопрос наиболее актуален  именно для дошкольного образования, поскольку ребенок пока не в состоянии ориентироваться в ценностно-смысловом поле современной культуры и осуществлять осознанный выбор ценностей. К тому же, как справедливо отмечают В.А. Сластенин и Г.И.Чижакова, ценностные ориентации образования могут не совпадать с ценностными ориентациями общества, так как образовательные ценности носят продуктивный характер и способны через творчество личности преобразовывать окружающую действительность

Большинство исследователей, решая вопрос о ценностях образования, предлагают исходить из национальных и общечеловеческих ценностей и вычленяют самые разные наборы ценностей и смыслов. На наш взгляд, целесообразно определять аксиологические основы образования исходя из структуры ценностно-смысловой сферы личности, «наложив» на эту структуру значимые для образования ценности.

Наиболее адекватным современным представлениям о природе  человека и удобным для педагогических целей является представление С.Л.Рубинштейна  о ценностно-смысловой сфере как системе отношений субъекта к миру, другим людям и к себе 

Ценностное отношение  к себе («Я как ценность», индивидуалистическая направленность, выражающая интересы индивида) включает все ценности, необходимые  для полноценного функционирования личности (Я для себя) и может быть соотнесено, например, с иерархией потребностей А.Маслоу, заключая в себе ценности комфортного существования (например, высокая зарплата, развлечения, уютный дом и т.д.), ценности социального благополучия (высокое положение в обществе, наличие семьи, любовь и уважение окружающих и т.д.), ценности самоактуализации и самопринятия (самовыражение в творчестве, поиск смысла жизни, целедостижение и т.д.).

Вследствие доминирования  в настоящее время в ценностно-смысловом  поле социума ценностей индивидуализации и наращивания процесса гуманизации образования, имеются предпосылки формирования у ребенка всего комплекса ценностей данной направленности, что и подтверждается многочисленными исследованиями ценностно-смысловой сферы современного отрочества и юношества. Но необходимо отметить, что яркое доминирование данной ценностной направленности характеризует человека как эгоцентрика, сосредотачивающегося на собственных интересах. Перейдет ли эгоцентризм в крайнюю свою степень – эгоизм, при которой интересы человека будут ограничиваться только рамками его Я, а преследуемые им цели не будут соотноситься с целями и желаниями других людей, зависит от наличия в ценностно-смысловой сфере личности ценностей направленности Ценностное отношение к Другим («Другие как ценность»).

Данное отношение  определяется наличием в ценностно-смысловой  сфере ценности личности Другого (человека, группы, человечества,  - и необходимо расширить - любого живого существа…) как субъекта, имеющего свои чувства, мысли, желания, возможности, то есть человек включает в свое Я других и рассматривает себя как часть целого.

В научной литературе подобная направленность характеризуется  как альтруистическая. Центральная  идея альтруизма – бескорыстие как  непрагматически ориентированная деятельность, осуществляемая в интересах других людей и не предполагающая реального вознаграждения [5, с.9]. Альтруизм заключается в ограничении своих желаний и потребностей, такой человек счастлив, когда счастливы окружающие его люди, когда счастливо каждое живое существо в этом мире. Альтруизм конкретной личности может охватывать различные категории субъектов: например, значимую группу (семья, друзья, нация…), при этом альтруистические отношения могут не распространяться на более широкий круг субъектов: все человечество, общество, каждого человека в нем. Универсальность альтруизма заключается в ценности чуткого, терпимого, бережного отношения к каждому живому существу Вселенной и к планете в целом. Ценности альтруизма эквивалентны ценностям нравственности и находят свое выражение в ценности любви ко всему живому.

К сожалению, ценности альтруизма в современном российском образовании практически не представлены (исключение составляет ценность служения Отечеству – патриотизм), и только сейчас, после анализа последствий крайней индивидуализации в Америке и Западной Европе, они начинают возвращаться в аксиологическое поле образования.

Между тем, дошкольный возраст является сензитивным для  формирования ценностной направленности «Я-Другие», поскольку уже в четыре года (начало периода дошкольного детства) появляется соподчиненность желаний, потребностей, ценностей. Появляются доминирующие установки: у одних – престижные (эгоистические), у других альтруистические, у третьих – на достижение успеха.

Ценностное отношение к Миру («Ценность единства с Универсумом»). Рассмотрение данного отношения актуализирует проблему осознания Человеком своего бытия и места в Мире, Тайны своей единоприродности с Миром, своей причастности к Миру как бесконечно целому. Эти отношения человека с Миром гораздо глубже и фундаментальнее его очевидных, множественных, казалось бы, все заполняющих в жизни человека социальных отношений. Это отношение включает в себя нравственные и эстетические отношения, и отношения сыновства, и отношения любви, и отношения благоговения и преклонения.

Вектор отношения  человека к Миру характеризуется  такими ценностями как стремление к  Абсолюту, познание мира, любовь к Богу, значимость вершинных переживаний… Соотнесение личности себя с Абсолютом  способствует формированию сверхсмыслов как сопоставления смысла своей жизни со смыслом существования Вселенной, Мира.

Интересны исследования С.Грофа, показывающие, что до рождения ребенок испытывает ощущение космического единства, полноты и совершенства Жизни, которое переживается и в младенчестве, аккумулируясь в переживании единства ребенка и взрослого. Но часто при неблагоприятном стечении обстоятельств, при неконструктивном прохождении ребенком кризиса трех лет чувство доверия и единения утрачивается, уступая место пассивному или активному неприятию окружающих людей, Мира, Бога, Судьбы. Именно от усилий взрослых, поддерживающих ребенка на этапе раннего и дошкольного детства, их понимания и терпения зависит – сохранит ли человек свою связь с миром изначально или ему придется выстраивать ее заново, уже в зрелом возрасте.

В идеале ценностно-смысловая  сфера личности должна быть представлена ценностями всех трех направлений, и  главная задача образования –  обеспечить полноценное системное  ее формирование, поскольку только гармоничное сочетание ценностей по всем векторам обеспечит становление человека, главной ценностью (смыслом жизни) которого явится наибольшее выявление своих творческих сил во имя человечества и всей планеты, живущего по законам Мироздания и ощущающего неразрывную связь с ним.

Проблема формирования ценностно-смысловой сферы ребенка  тесно связана с духовно-нравственным воспитанием, между тем в современном  дошкольном образовании обозначенные вопросы решаются достаточно разрозненно, реализуясь в контексте обозначенных в программах дошкольных образовательных учреждений социального, экологического, нравственного направлений развития дошкольника, что явно недостаточно для становления гармоничной иерархии ценностей человека. Становлению же ценностных взаимоотношений ребенка с Универсумом в дошкольном образовании внимание вовсе не уделяется.

Вследствие этого  становится актуальным не только выделение  в программах дошкольного образования  направления духовно-нравственного  развития ребенка, но и введение в  содержание российских стандартов высшего профессионального образования дисциплины «Методика духовно-нравственного развития дошкольника», что способствовало бы целенаправленной работе педагогов по формированию ценностно-смысловой сферы личности.

Необходимо подчеркнуть, что основным условием гармоничного становления ценностно-смысловой сферы ребенка в дошкольном возрасте является наличие согласованной, непротиворечивой системы ценностных ориентаций у воспитателя, поскольку оценка себя и своих поступков осуществляется у детей с учетом оценок и мнений значимых взрослых. Данный факт требует особого отношения к становлению ценностно-смысловой сферы студентов дошкольных отделений университетов и педагогических колледжей, нацеливая на психолого-педагогическую поддержку и создание особых условий духовно-нравственного развития будущих педагогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Литература

1.     Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1993.

2.     Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

3.     Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И.  Чижакова. – М: Издательский центр «Академия», 2003.

4.     Чудновский, В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. – 2004. Т.25. -  № 6.

5.     Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Информация о работе Ценностные ориентации воспитателя