Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа
Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней
структуры личности.
1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6
1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8
Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.
2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.
2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19
2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23
2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37
Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48
3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей
3.4. Контрольный этап
1) организаторские
– проявляются в умении
2) дидактические
– умение подобрать наглядный
материал, убедительно изложить
его, повышать познавательную
активность и т. п.;
3) персептивные
– проявляющиеся в умении
4) коммуникативные
– в умении учителя
5) суггестивные
– заключаются в эмоционально-
6) исследовательские
– проявляющиеся в умении познать и
объективно оценить педагогические ситуации
и процессы;
7) научно-познавательные
– сводящиеся к способности
усвоения научных знаний и
избранной отрасли.
К ведущим способностям относятся: педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные; остальные относятся к разряду сопутствующих. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. А. С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Душевная чуткость – необходимое требование воспитателя.
Ведь именно эти ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц.О. - это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними. В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие "Ц.О.", соответствует изначальному значению слова "ориентация" (лат. oriens, orientis - восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве прежде всего по отношению к востоку - доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в смысловое пространство, а через него - и в социальное.
Ц.О., следовательно, задают: общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов;
- целевую
- мотивационную программы;
уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного "проекта" жизни.
Ц.О. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности.
Личностные кризисы
(часто дополнительно
В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости Ц.О. Непротиворечивость и цельность систем Ц.О. может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности.
Соответственно их противоречивость и "разорванность"- как свидетельство незрелости и маргинальности личности, что фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу).
С одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения - с другой.
Сколько нужно душевной энергии, чтобы вырастить Человека?
Воспитание - есть искусство, дело живое и творческое.
Потому и должен педагог быть профессионалом и стремиться стать полипрофессионалом, то есть владеть опытом работы в различных педагогических условиях и ситуациях.
В каждом воспитаннике искать и находить положительные качества и именно на них основывать свои отношения.
Позиция педагога - воспитателя, его идеалы его ценностные ориентации - не только пример для воспитанников, но и стержень его профессионального мастерства.
Именно от педагогов зависит, какими станут дети. Воспитатели могут или изувечить или спасти душу ребенка. В сад приходят ребята с ещё не сформировавшимися характерами, не похожие друг на друга.
Нужно понять каждого из них, разгадать загадку его своеобразия и дать этому своеобразию развиться.
Воспитатели должны не только воспитывать личность, но развить индивидуальность. В свою очередь не боятся быть загадкой и для них, чтобы воспитанники могли разгадывать их каждый день.
Воспитатели должны воспитывать порядочных и раскованных детей, способных высказывать свое мнение. Нужно впустить в школу искусство, пробудить в каждом ребенке Чайковского, Рахманинова, Репина. У нас огромное количество талантов, Воспитатель должен суметь не погубить таланты, а развить их, он должен вовремя увидеть в ребенке его индивидуальное начало. Воспитатели не должны боятся сложных ситуаций, они должны суметь просто найти тот выход, чтобы не был оскорблен ребенок. Закончив рабочий день так, чтобы дети, уходили с чувством, что самое главное и интересное будет завтра. Сделать так, чтобы они шли к вам, а не в подвал. Но для этого нужно обладать колоссальным чутьем, и стойкими ценностными ориентациями, то есть: умением анализировать и исправлять свои ошибки, быть мастером не только в ласке, но и в наказании.
Обогащать свою личность сами, стремиться к ее многогранности. Как здорово если воспитатель умеет играть в футбол, умеет петь, танцевать, может и палатку поставить, и обед приготовить, и рассказать что-то интересное. Человек, который много умеет - великолепен!
Важно уважать
детей, быть ради них красивыми. Пусть
юные человечки учатся у них аккуратности.
Быть всегда требовательными к себе и
добиваться того же от детей, не ломать
в ребенке душу, не делать из него слугу
и слепого исполнителя вашей воли. Только
тогда воспитатель достигнет прекрасных
результатов.
Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.
Педагогические
аспекты развития
личности в дошкрлоном
возрасте.
Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации современности становится переход к ценностной парадигме (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, В.А.Караковский, Г.Б.Корнетов, З.И.Равкин, В.А.Сластенин и другие), что определяет повышенное внимание к формированию ценностно-смысловой сферы ребенка как основному компоненту внутреннего мира личности.
Каждый из этапов развития личности характеризуется специфическими особенностями становления ценностно-смысловой сферы. В.Э. Чудновский подчеркивает, что формирование ценностно-смысловой сферы – не какой-то определенный этап развития человека, есть основания полагать, что процесс преобразования ценностно-смысловых ориентаций является «сквозным», он «прочерчивает» всю жизнь человека от рождения до глубокой старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными особенностями и средовыми факторами.
Дошкольный возраст
– период активного неосознаваемого
усвоения ценностей, которыми руководствуются
значимые взрослые, причем усвоение ценностных
норм может быть как с положительным, так
и с отрицательным знаком. Интересным
является психологический факт, приводимый
Д.А.Леонтьевым: «на бессознательном уровне
определенный смысл и направленность
жизни, цементирующие ее в единое целое,
складываются у каждого человека уже к
3-5 годам и могут быть выявлены в общих
чертах экспериментально-
Аксиологическая функция образования заключается в том, чтобы направить процесс формирования ценностно-смысловой сферы личности в определенное русло, но в связи с этим возникает закономерный вопрос: присвоению каких же ценностей должно способствовать образование? Данный вопрос наиболее актуален именно для дошкольного образования, поскольку ребенок пока не в состоянии ориентироваться в ценностно-смысловом поле современной культуры и осуществлять осознанный выбор ценностей. К тому же, как справедливо отмечают В.А. Сластенин и Г.И.Чижакова, ценностные ориентации образования могут не совпадать с ценностными ориентациями общества, так как образовательные ценности носят продуктивный характер и способны через творчество личности преобразовывать окружающую действительность
Большинство исследователей, решая вопрос о ценностях образования, предлагают исходить из национальных и общечеловеческих ценностей и вычленяют самые разные наборы ценностей и смыслов. На наш взгляд, целесообразно определять аксиологические основы образования исходя из структуры ценностно-смысловой сферы личности, «наложив» на эту структуру значимые для образования ценности.
Наиболее адекватным современным представлениям о природе человека и удобным для педагогических целей является представление С.Л.Рубинштейна о ценностно-смысловой сфере как системе отношений субъекта к миру, другим людям и к себе
Ценностное отношение к себе («Я как ценность», индивидуалистическая направленность, выражающая интересы индивида) включает все ценности, необходимые для полноценного функционирования личности (Я для себя) и может быть соотнесено, например, с иерархией потребностей А.Маслоу, заключая в себе ценности комфортного существования (например, высокая зарплата, развлечения, уютный дом и т.д.), ценности социального благополучия (высокое положение в обществе, наличие семьи, любовь и уважение окружающих и т.д.), ценности самоактуализации и самопринятия (самовыражение в творчестве, поиск смысла жизни, целедостижение и т.д.).
Вследствие доминирования
в настоящее время в ценностно-
Данное отношение определяется наличием в ценностно-смысловой сфере ценности личности Другого (человека, группы, человечества, - и необходимо расширить - любого живого существа…) как субъекта, имеющего свои чувства, мысли, желания, возможности, то есть человек включает в свое Я других и рассматривает себя как часть целого.
В научной литературе
подобная направленность характеризуется
как альтруистическая. Центральная
идея альтруизма – бескорыстие как
непрагматически
К сожалению, ценности альтруизма в современном российском образовании практически не представлены (исключение составляет ценность служения Отечеству – патриотизм), и только сейчас, после анализа последствий крайней индивидуализации в Америке и Западной Европе, они начинают возвращаться в аксиологическое поле образования.