Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа
Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней
структуры личности.
1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6
1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8
Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.
2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.
2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19
2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23
2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37
Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48
3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей
3.4. Контрольный этап
Первая задача - воспитывать представление о том, что и другие люди умеют думать и их мысли могут не совпадать с твоими; несмотря на это, нужно с уважением и вниманием относиться к мыслям другого человека и уметь выслушивать и понимать его, а в случае несогласия высказывать свое мнение уважительно.
Проверьте себя, умеете ли вы выслушивать спокойно и уважительно мнение, не совпадающее с вашим. Если не умеете, то что вам мешает это делать?
Первая задача решается в процессе разнообразной деятельности, которая требует планирования (труд), самостоятельных решений (этические ситуации с проблемой выбора), проявления фантазии (игра) и др. Каждый раз воспитатель подчеркивает, что результат получен ребенком вследствие размышления, продумывания, что думать, фантазировать интересно и полезно. Целесообразно проводить игры на развитие фантазии, воображения, придумывание загадок, сочинение стихов и сказок, решение трудных задач, головоломок.
Положительной
оценки заслуживает ребенок, который
проявит самостоятельность, независимость
мышления. Важным результатом работы
воспитателя следует считать проявление
ребенком интереса к умственной работе
и понимание того, что он, как и всякий
человек, способен думать. Подберите для
развития воображения детей вашей группы
игры из книги О. Дьяченко и Н. Бераксы
«Чего на свете не бывает?».Вторая задача
решается в специально создаваемых педагогических
ситуациях, цель которых показать детям,
что каждый думает по-разному и это хорошо,
к этому нужно относиться с интересом
и уважением. Начинать можно с организации
самых простых ситуаций. Воспитатель говорит:
«Посмотрите на это растение (вазу, игрушку
или др.) и расскажите о нем. Но ваши рассказы
не должны повторяться. Пусть каждый расскажет
так, как он видит предмет, как он его себе
представляет». После того как дети составят
несколько разных рассказов или каждый
даст свое11
определение, свой
эпитет, воспитатель подводит итог,
подчеркивает: «Как хорошо, что каждый
рассказал по-своему. Чем больше
людей, тем больше мы можем услышать
разных рассказов». К сравнению мнений
можно прибегнуть и при оценке поступков
детей, при выяснении понимания художественного
произведения, картины и др. И каждый раз
воспитатель не забывает подчеркнуть
мысль о значении наличия разных мнений.
Важной частью работы Является обучение
детей способам высказывания несогласия.
Воспитатель предлагает конкретные слова,
помогающие уважительно выразить свое
несогласие с мнением другого. Решая с
детьми ситуации, возникающие во взаимоотношениях
между ними, подсказывает, как найти достойный
выход. Такая работа влияет не только на
формирование представлений ребенка о
разнообразии людей и различиях между
ними, но и на характер отношений, складывающихся
в группе.
2.3.Роль и место сказок
в работе с ребенком.
"Сказка - ложь, да в ней намек…" - На что?
На этот вопрос невозможно ответить, оставаясь в рамках рационального мышления взрослого. Но все мы видим, как воспринимают волшебную сказку дети: молча и завороженно, не обсуждая и не критикуя.
За сказочными образами стоят символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаются в мифах, религиях, иногда во снах. Язык символов не является "мифом" или "маскировкой" - это естественный язык нашего бессознательного, тогда как слова - язык нашего сознания.
Символы, пришедшие из глубины веков, ребенку ближе и понятнее, чем взрослому. "Этот первоначальный разум" также присутствует и действует у ребенка, как эволюционные стадии человека присутствуют в теле его эмбриона" [35, с. 90]. Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Символам остаются только сновидения. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем символы коллективного бессознательного.
Таким
образом, сказка для ребенка, как
и сновидения для взрослого, - мост
между сознанием и
Хаотические,
не поддающиеся рациональному
Осознание своих негативных чувств - первый шаг к управлению ими. Второй шаг - проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим "понарошку", а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда.
Необходимо обратить внимание на следующий момент. Как отмечает Желби Б. [33, с. 10-21], ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Неправильно полагать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации - признак хорошего психологического здоровья. Настораживать должны лишь излишества. Или, напротив, постоянный отказ слушать рассказы, содержащие элементы тревоги и беспокойства, может быть признаком нарушений. Уход от сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном нарушении в душевном состоянии ребенка.
Сейчас много пишут о полоролевой идентификации. Как ребенку разобраться как должен вести себя мужчина, а как женщина, если часто мамин стиль поведения - маскулинный, а папин - феминный? И в этом вопросе ребенку способна помочь сказка. Ведь в сказках тип поведения героев-мужчин всегда маскулинный, а женщин - феминный.
И еще одна важная роль сказки: слушая ее, ребенок идентифицируется с главным героем, и то, что герой сказки - младший ребенок, способствует этой идентификации. Действие сказки начинается с того, что герой оказывается в опасном положении и никого родных нет рядом. И герой всегда побеждает, потому что он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях.
Часто причина тяжелых переживаний ребенка - это проблемы, связанные с его взрослением, рождение второго ребенка, конфликты в семье и многое другое. Порой кажется, что это - конец, но герой сказки проходит через смерть и возрождается "краше прежнего". Смерть героя сказки - это символ "кризиса роста", а счастливый конец сказки символизирует победу в этих психологических сражениях и возможность взрослеть.
Таким образом, сила психотерапевтического воздействия сказки очевидна.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.
Подавляющее большинство фантастических и сказочных историй, сочиненных ребенком, имеют компенсаторную природу. Чтобы поддержать душевное равновесие, они соответственно усиливают другую сторону. Фрейд считал, что воображение является средством удовлетворения невыполнимого в реальности желания, то есть порождается депривацией. Беттельхейм дополняет идею Фрейда, замечая, что воображение крайне необходимо для правильного развития ребенка: если учесть его бессилие и зависимость в мире взрослых, воображение спасает ребенка от беспомощного отчаяния и дарит ему надежду. Из психоанализа вышла теория А. Адлера, согласно которой чувство слабости и несамостоятельности, болезненно ощущаемое ребенком, заглушается и устраняется функцией власти и господства. Часто в своих фантазиях (сказках, играх) дети бессознательно мстят, протестуют против реального чувства несостоятельности. Дети преувеличивают, потому что хотят видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует их потребности, их внутреннему состоянию.
Для большинства детей метафора - это такая знакомая реальность, ведь наше детство соткано из сказок, мультфильмов, сказочных киногероев, именно они оказывают наибольшее воздействие на душу ребенка.
Устные рассказы для детей - не новая и не единственная форма детской терапии, но особое сочетание приемов при сочинении таких рассказов может дать удивительные результаты. Сопереживая, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает терапевт своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений. Обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания.
Непосредственность реакций лучше всего удается детям. Не мудрствуя над рассказанной историей, они просто ныряют в нее со всей безбрежностью своего воображения. Приведенное в действие, оно и является основным преобразующим и лечебным фактором: "Метафора разжигает воображение ребенка, превращая его в источник силы и самопознания" [16, с. 12].
Для того чтобы " включить" воображение, нужно создать проблемную ситуацию с большой степенью неопределенности, когда исходные данные с трудом поддаются точному анализу.
В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. Бедность воображения взрослых связана с излишним закреплением привычных связей, с их стереотипностью. Деятельность воображения в детстве все-таки интенсивнее, и место воображения в психической жизни ребенка значительнее, чем в жизни взрослого [18, с. 16-19].
С этим особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенок стихийно тянется к тому, что может дать новые приемы фантазирования, что помогает легче различить, что "по правде", а что "понарошку", легче установить границу между выдумкой и действительностью. Слушая небылицы, переживая их, ребенок в то же время постепенно воспитывает в себе критика.
Взрослый, испытывая чувство, рожденное образами фантазии, умеет "не выпускать" его вовне, отдает себе отчет в том, что оно не всегда имеет право на реализацию в действии. Взрослый умеет преодолеть такое чувство. Ребенок же еще не способен к такому преодолению.
Новлянская З. Н. приводит следующий пример для иллюстрации действия приема, названного "воображение против воображения" [18, с. 16].
Мама
четырехлетней девочки