Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа
Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней
структуры личности.
1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6
1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8
Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.
2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.
2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19
2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23
2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37
Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48
3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей
3.4. Контрольный этап
№ | Опыт работы не более 3 лет | Опыт
работы
около 5лет |
Опыт
работы
более 15 лет |
1. | Аккуратность | Исполнительность | Воспитанность |
2. | Умение содержать вещи в порядке | Высокие запросы | Исполнительность |
3. | Терпимость | Терпимость | Высокие запросы |
4. | Смелость в принятии решений | Умение содержать
вещи в порядке |
Аккуратность |
5. | Исполнительность | Жизнерадостность | Ответственность |
На последнем месте | Независимость | Широта
взглядов |
Честность |
Из представленных в таблице № 1 результатов ранжирования, проведенного с представленными выше группами воспитателей, следует:
отмечены:
Сравнивая приоритетные ценности всех 3 групп воспитателей можно отметить, что последними были выбраны творчество, свобода, легкость в профессиональной деятельности.
Сравнивая приоритеты ценности данных воспитателей, отметим: приоритеты терминальных ценностей во многом похожи (1- здоровье, 2- развитие, 3-продуктивная жизнь).
У воспитателей, которые работают в детском саду около 5 и не меньше 3 лет, можно увидеть, что терминальные ценности во многом схожи. Здесь большой приоритет имеют такие ценности как: материально обеспеченная жизнь, развитие, уверенность в себе.
Исследуя инструментальные ценности опытных воспитателей, которые работают с детьми уже больше 15 лет, можно вновь увидеть отличия от ценностей молодых воспитателей.
- на первом месте - воспитанность (более 40 %), тогда как у молодых воспитателей эта ценность стоит на 6 и 7 местах. Нельзя сказать, что это радует, так, как молодого, нового воспитателя должна отличать, прежде всего, воспитанность, ведь эта ценность очень важна в работе педагогов
-на
втором месте выбрана -
исполнительность,
что тоже необходимо в работе с детьми.
На третьем выделена такая ценность, как высокие запросы, выбор этой ценности также отличает данную группу воспитателей от двух других. В группах более молодых воспитателей эта ценность обозначена на втором месте,
а в группе воспитателей работающих не менее 3 лет эта ценность стоит на самом последнем 6 месте.
И наконец, радует то, что в пятерку приоритетных ценностей вошла такая ценность как ответственность, ведь для воспитателя эта ценность должна быть одной из самых главных в его профессии.
Если же говорить об инструментальных ценностях более молодых воспитателей, то открывается вот какая картина:
на первом месте стоят такие ценности как, аккуратность и исполнительность.
В принципе показатели данных ценностей в этих группах воспитателей, как было указано выше, во многом схожи, так например, в группе воспитателей с пятилетним стажем терпимость стоит на третьем месте впрочем, как и у другой группы воспитателей с трехлетним опытом работы.
Такая ценность как умение содержать вещи в порядке, в группе воспитателей с пятилетним опытом стоит на четвертом месте, но следует отметить, что эта, же ценность располагается на втором месте у группы более молодых воспитателей, и поэтом можно сказать, что более современные педагоги стремятся к порядку, которому учат своих воспитанников.
Но вместе с этим следует отметить, что ценность исполнительность у старших воспитателей цениться выше, нежели у их молодых коллег, и стоит на первом месте, в, то время как у воспитателей трехлетнего опыта работы эта ценность расположена лишь на пятом месте.
Нужно отметить,
что в пятерку приоритетных ценностей
у обеих групп молодых
Молодое поколение стремится к независимости, но вместе с этим начинает забывать, что такое чуткость и воспитанность. Причина этому – ценностный вакуум. Между группами опытных воспитателей и более молодых воспитателей в ценностных ориентациях есть большие различия.
О группе воспитателей с 15-летним рабочим стажем можно сказать, что это поколение, выросшее в условиях более высокой веры, когда религия в ценностях молодежи ставилась выше, чем сейчас, так же культурные и интеллектуальные приоритеты занимали довольно высокие места, и это безусловно сказалось на становлении ценностных ориентаций того поколения.
В наше время, все вышеперечисленные ценности приобретают более низкий потенциал, мы живем в мире жесткости и соблазна, что довольно плачевно сказывается на развитии ценностных ориентаций современной молодежи, среди которой находятся и современные педагоги.
Сравнивая иерархию ценностей воспитателей данного дошкольного учреждения, следует отметить существенные отличия. Можно сказать, что их выбор ценностей зависит от ряда причин, во-первых, данные группы воспитателей отличаются по возрасту. Во-вторых, среди воспитателей данных групп преобладают те, кто имеет за плечами:
Кроме того большинство
из них воспитывались в иное время и на
других ценностях.
Так более приоритетными для воспитателей с опытом работы не менее 15 лет оказались ценности:
Для данной группы ещё существенно важной является материально обеспеченная жизнь. Интересно то, что данная ценность в этой группе воспитателей стоит на последнем месте, тогда как в группах остальных испытуемых она стоит в числе первых.
Следует отметить, что большую роль играет время, в котором жили данные группы воспитателей, когда культивировался принцип коллективизма.
Что касается инструментальных ценностей, здесь мы видим ещё более заметные отличия.
На первых местах
- стоят такие важные ценности как,
воспитанность, высокие
запросы. Тогда как эти ценности вообще
не выделены молодыми воспитателями. Далее
в ряду ценностей выделены исполнительность,
ответственность,
что немало важно для педагога.
Результаты ранжирования терминальных ценностей отразим в таблице № 3
Опыт
работы
более 15 лет |
Воспитанность |
Исполнительность |
Высокие запросы |
Аккуратность |
Ответственность |
№ | Опыт работы не более 3 лет |
1. | Аккуратность |
2. | Умение содержать вещи в порядке |
3. | Терпимость |
4. | Смелость в принятии решений |
5. | Исполнительность |
Сравнивая приоритетные ценности групп воспитателей со стажем работы более 15 лет, и воспитателей со стажем работы не менее 3 лет отметим, что здесь имеется сходство в выборе такой ценности, как исполнительность, возможно, это связанно с тем, что каждый педагог должен уметь доводить начатое дело до конца, а без чувства исполнительности это бывает очень трудно.
Но важно ещё
отметить то, что в целом группы
отличаются по выбору ценностей. В группе
молодых воспитателей преобладают такие
ценности как, смелость
в принятии решений,
терпимость, аккуратность.
В то время как, во второй группе подобные
ценности вообще не выбраны. Там на первых
местах выделены ценности: воспитанность,
исполнительность, высокие
запросы. Данное различие можно объяснить
тем, что участники данных групп воспитывались
в абсолютно разное время. Современные
педагоги воспитываются во времена скоростей,
компьютерного прогресса, который развивается
со скоростью света, данное время также
можно охарактеризовать, как время быстрого
принятия решений, возможно именно в связи
с этим молодыми педагогами, и выбран
тот ряд решений, который отмечен в таблице.
Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе было проведено исследование профессионального самосознания воспитателей,
На втором этапе
исследованы особенности
Кроме этого была проведена работа с детьми - собраны детские рисунки и проанализированы с позиции отражения в них отношений ребенка к себе, детскому саду, сверстникам, взрослым.
Для экспериментального исследования профессионального самосознания была использована методика свободных описаний, разработанная А.А. Бодалевым. в двух вариантах. Первый вариант этой методики ориентировал педагогов на самопрезентацию. Воспитателям было предложено написать сочинение "Я - воспитатель".
Основное достоинство
этой методики состоит в потенциальных
возможностях самоописания и возможности
анализировать самоотношение
Полученные результаты обрабатывались методом контент-анализа. Разрабатывая программу контент-анализа описаний, мы исходили из того, что содержание позволяет задать однозначные правила для надежного Фиксирования, т.е. Формализуемо, Выбор категорий для Фиксирования определялся в соответствии с целями данного исследования. Объективность полученных данных достигалась выборочным оцениванием работ по предложенным категориям анализа. Исходя из содержания работы, а также задач исследования, в анализе фиксировались интра-характеристики респондентов: отражение собственной активности: характеристики возможности саморазвития; отношение к детям; уверенность в своих силах; интер-характеристики, отражающие внешние особенности деятельности: изменение условий педагогической деятельности, отношение к профессиональной подготовке, - изменение оснащения педагогического процесса.
Второй вариант методики ориентировал воспитателей на описание идеального образа. Педагогам было предложено в режиме свободного описания составить психологический портрет идеального воспитателя. Выступая в роли "наблюдателя", испытуемый выделяет черты личности, которые считает главными в другом человеке и у него нет внутренней борьбы с желанием показать себя в лучшем свете. Это дает дополнительные данные об описательной составляющей самосознания педагогов-воспитателей. Полученные результаты также обрабатывались методом контент-анализа.
Ответы респондентов обрабатывались и группировались в соответствии со смысловой интерпретацией. Исходя из содержания работ, мы учитывали те характерологические особенности личности, которые выделяли не менее 10* педагогов