Ценностные ориентации воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа

Описание работы

Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней

структуры личности.

1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6

1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8


Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.

2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.

2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19

2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23

2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37

Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48

3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей

3.4. Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

Копия Введени1.doc

— 637.50 Кб (Скачать)
Опыт  работы не  более 3 лет Опыт  работы

около 5лет

Опыт  работы

более 15 лет

1. Аккуратность Исполнительность Воспитанность
2. Умение содержать  вещи в порядке Высокие запросы Исполнительность
3. Терпимость Терпимость Высокие запросы
4. Смелость в  принятии решений Умение содержать

вещи в порядке

Аккуратность
5. Исполнительность Жизнерадостность Ответственность
 
 
 
 
 
 
 
На  последнем месте Независимость Широта

  взглядов

Честность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Из представленных в таблице № 1 результатов ранжирования,  проведенного с представленными выше группами воспитателей, следует:

  1. Среди терминальных ценностей в числе приоритетных пяти были

    отмечены:

    1. Развитие
    2. Материально обеспеченная жизнь
    3. Продуктивная жизнь
    4. Уверенность в себе
    5. Активная профессиональная деятельность

               

Сравнивая приоритетные ценности всех  3 групп воспитателей можно отметить, что последними были выбраны творчество, свобода, легкость в профессиональной деятельности.

Сравнивая приоритеты ценности данных воспитателей, отметим: приоритеты терминальных ценностей во многом похожи (1- здоровье, 2- развитие, 3-продуктивная жизнь).

У воспитателей, которые работают в детском саду около 5 и не меньше 3 лет, можно увидеть, что терминальные ценности во многом схожи. Здесь большой приоритет имеют такие ценности как: материально обеспеченная жизнь, развитие, уверенность в себе.

Исследуя инструментальные ценности опытных воспитателей, которые работают с детьми уже больше 15 лет, можно вновь увидеть отличия от ценностей молодых воспитателей.

- на первом месте - воспитанность (более 40 %), тогда как у молодых воспитателей эта ценность стоит на 6 и 7 местах. Нельзя сказать, что это радует, так, как молодого, нового воспитателя должна отличать, прежде всего, воспитанность, ведь эта ценность очень важна в работе педагогов

-на втором месте выбрана - исполнительность, что тоже необходимо в работе с детьми. 

На третьем  выделена такая ценность, как высокие запросы, выбор этой ценности также отличает данную группу воспитателей от двух других. В группах более молодых воспитателей эта ценность обозначена на втором месте,

а в группе воспитателей работающих не менее 3 лет эта ценность стоит на самом последнем 6 месте.

И наконец, радует то, что в пятерку приоритетных ценностей вошла такая ценность как ответственность, ведь для воспитателя эта ценность должна быть одной из самых главных в его профессии.

Если же говорить об инструментальных ценностях более молодых воспитателей, то открывается вот какая картина:

на первом месте стоят такие ценности как, аккуратность и исполнительность.

В принципе показатели данных ценностей в этих группах  воспитателей, как было указано выше, во многом схожи, так например, в  группе воспитателей с пятилетним стажем терпимость стоит на третьем месте впрочем, как  и у другой группы воспитателей с трехлетним опытом работы.

Такая ценность как умение содержать вещи в порядке, в группе воспитателей с пятилетним опытом стоит на четвертом месте, но следует отметить, что эта, же ценность располагается на втором месте у группы более молодых воспитателей, и поэтом можно сказать, что более современные педагоги стремятся к порядку, которому учат своих воспитанников.

Но вместе с  этим следует отметить, что ценность исполнительность у старших воспитателей цениться выше, нежели у их молодых коллег, и стоит на первом месте, в, то время как у воспитателей трехлетнего опыта работы эта ценность расположена лишь на пятом месте.

Нужно отметить, что в пятерку приоритетных ценностей  у обеих групп молодых воспитателей вошли такие ценности как: независимость, широта взглядов. Можно сказать, что молодые воспитатели все больше стремятся к независимости и самостоятельности, а педагоги с пятилетним стажем пытаются расширить свой кругозор и  стать ещё опытней в своей профессии. 

Молодое поколение  стремится к независимости, но вместе с этим начинает забывать, что такое чуткость и воспитанность. Причина этому – ценностный вакуум. Между группами опытных воспитателей и более молодых воспитателей в ценностных ориентациях есть большие различия.

О группе воспитателей с 15-летним рабочим стажем можно сказать, что это поколение, выросшее в условиях более высокой веры, когда религия в ценностях молодежи ставилась выше, чем сейчас, так же культурные и интеллектуальные приоритеты занимали довольно высокие места, и это безусловно сказалось на становлении ценностных ориентаций того поколения.

В наше время, все  вышеперечисленные ценности приобретают  более низкий потенциал, мы живем  в мире жесткости и соблазна, что  довольно плачевно сказывается на развитии ценностных ориентаций современной  молодежи, среди которой находятся и современные педагоги.

Сравнивая иерархию ценностей воспитателей данного  дошкольного учреждения, следует  отметить существенные отличия. Можно  сказать, что их выбор ценностей  зависит от ряда причин, во-первых, данные группы воспитателей отличаются по возрасту. Во-вторых, среди воспитателей данных групп преобладают те, кто имеет за плечами:

  • Дополнительное образование;
  • Стаж работы в ДОУ и других местах
  • Опыт семейной жизни
  • Имеет детей
  • Некоторые из них имеют тяжелый опыт утраты близких

Кроме того большинство из них воспитывались в иное время и на других ценностях. 
 
 
 
 

Так более приоритетными  для воспитателей с опытом работы не менее 15 лет оказались ценности:

  1. Интересная работа
  2. Уверенность в себе
  3. Любовь к детям
  4. Творчество
  5. Легкость в профессиональной деятельности
 

Для  данной группы ещё существенно важной является материально обеспеченная жизнь. Интересно  то, что данная ценность в этой группе воспитателей стоит на последнем  месте, тогда как в группах  остальных испытуемых она стоит  в числе первых.

Следует отметить, что большую роль играет время, в котором жили данные группы воспитателей, когда культивировался принцип коллективизма.

Что касается инструментальных ценностей, здесь мы видим ещё более заметные отличия.

На первых местах  - стоят такие важные ценности как, воспитанность, высокие запросы. Тогда как эти ценности вообще не выделены молодыми воспитателями. Далее в ряду ценностей выделены исполнительность, ответственность, что немало важно для педагога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты ранжирования терминальных ценностей отразим в таблице № 3

Опыт  работы

более 15 лет

Воспитанность
Исполнительность
Высокие запросы
Аккуратность
Ответственность
Опыт  работы не  более 3 лет
1. Аккуратность
2. Умение содержать  вещи в порядке
3. Терпимость
4. Смелость в  принятии решений
5. Исполнительность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сравнивая приоритетные ценности групп воспитателей со стажем работы более 15 лет, и воспитателей со стажем работы не менее 3 лет отметим, что здесь имеется сходство в  выборе такой ценности, как исполнительность, возможно, это связанно с тем, что каждый педагог должен уметь доводить начатое дело до конца, а без чувства исполнительности это бывает очень трудно.

Но важно ещё  отметить то, что в целом группы отличаются по выбору ценностей. В группе молодых воспитателей преобладают такие ценности как, смелость в принятии решений, терпимость, аккуратность. В то время как, во второй группе подобные ценности вообще не выбраны. Там на первых местах выделены ценности: воспитанность, исполнительность, высокие запросы. Данное различие можно объяснить тем, что участники данных групп воспитывались в абсолютно разное время. Современные педагоги воспитываются во времена скоростей, компьютерного прогресса, который развивается со скоростью света, данное время также можно охарактеризовать, как время быстрого принятия решений, возможно именно в связи с этим  молодыми педагогами, и выбран тот ряд решений, который отмечен в таблице. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исследование  проводилось  в  два  этапа.

На первом этапе  было проведено исследование профессионального самосознания воспитателей,

На втором этапе  исследованы особенности самоактуализации педагогов-воспитателей.

Кроме этого  была проведена работа с детьми - собраны детские рисунки и  проанализированы с позиции отражения  в них отношений ребенка к себе, детскому саду, сверстникам, взрослым.

Для экспериментального исследования профессионального самосознания была использована методика свободных  описаний, разработанная А.А. Бодалевым. в двух вариантах. Первый вариант  этой методики ориентировал педагогов на самопрезентацию. Воспитателям было предложено написать сочинение "Я - воспитатель".

Основное достоинство  этой методики состоит в потенциальных  возможностях самоописания и возможности  анализировать самоотношение языком субъекта, а не навязанным ему языком исследователя.

Полученные результаты обрабатывались методом контент-анализа. Разрабатывая программу контент-анализа  описаний, мы исходили из того, что содержание позволяет задать однозначные правила  для надежного Фиксирования, т.е. Формализуемо, Выбор категорий для Фиксирования определялся в соответствии с целями данного исследования. Объективность полученных данных достигалась выборочным оцениванием работ по предложенным категориям анализа. Исходя из содержания работы, а также задач исследования, в анализе фиксировались интра-характеристики респондентов: отражение собственной активности: характеристики возможности саморазвития; отношение к детям; уверенность в своих силах; интер-характеристики, отражающие внешние особенности деятельности: изменение условий педагогической деятельности, отношение к профессиональной подготовке, - изменение оснащения педагогического процесса.

Второй вариант  методики ориентировал воспитателей на описание идеального образа. Педагогам  было предложено в режиме свободного описания составить психологический портрет идеального воспитателя. Выступая в роли "наблюдателя", испытуемый выделяет черты личности, которые считает главными в другом человеке и у него нет внутренней борьбы с желанием показать себя в лучшем свете. Это дает дополнительные данные об описательной составляющей самосознания педагогов-воспитателей. Полученные результаты также обрабатывались методом контент-анализа.

Ответы респондентов обрабатывались и группировались в  соответствии со смысловой интерпретацией. Исходя из содержания работ, мы учитывали те характерологические особенности личности, которые выделяли не менее 10* педагогов

Информация о работе Ценностные ориентации воспитателя