Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 15:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих конкретных задач исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей и выявить ее причины.
2. Выявить особенности агрессивного поведения старших дошкольников.
3. Определить формы работы по взаимодействию специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии.
4. Определить группу детей, имеющих проявления агрессии в поведении.
5. Изучить опыт работы педагога и психолога ДОУ направленной на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников.
6. Разработать и частично апробировать модель взаимодействия педагога ДОУ и психолога по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты детской агрессивности 7
1.1. Детская агрессивность как психологическая
проблема и ее причины 7
1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников 20
Глава 2. Психолого-педагогическая работа по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 1 главе 25
2.1. Направление и формы работы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста 26
2.2. Взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии 29
Глава 3. Апробация модели взаимодействия педагога и психолога
ДОУ по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 35
Вывод по 2 главе 33
3.1. Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в детском образовательном учреждении
35
3.2. Модель взаимодействия педагога и психолога ДОУ
по коррекции агрессивного поведения
у старших дошкольников 38
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение 49
Заключение
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом.
Исследования в этой области показали, что все агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений). Агрессивный ребёнок становится источником огорчений родителей и педагогов, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.
На современном этапе особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные превентивные и корригирующие меры.
В ходе исследования была достигнута цель – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы:
3.
В дошкольном возрасте важно
предпринять своевременные
4.
Рассмотрен опыт коррекционно-
« Детский сад № 90». Применяемые технологии работы с детьми: ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, аутогенная тренировка, релаксация, консультации, родительские собрания и просвещение, информирование об агрессивности в детском возрасте.
5. Определена группа детей, имеющих
проявления агрессии в
Подводя общий итог можно сказать следующее, что для повышения эффективности социально-профилактической работы с агрессивными детьми необходимо работать в следующих направлениях: выявление неблагоприятных факторов со стороны семьи и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий; а также задача специалистов формирование у агрессивных детей доброжелательного отношения к сверстнику. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения дошкольников становится не только психологически необходимым, но и социально значимы
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Библиографический
список
Приложение
1
Автор методики
Панфилова. Тест проводится с детьми
с 4-х лет.
ЦЕЛЬ – выявление состояния эмоциональной
сферы ребенка,
выявление наличия агрессии, ее направленности
и интенсивности.
МАТЕРИАЛ – бумага (формат А4), карандаш.
ИНСТРУКЦИЯ – «На листе бумаги нарисуй
кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»Вопросы
и дополнительные объяснения не допускаются.
Ребенку дается столько времени, сколько
ему необходимо. По завершении рисования
с ребенком проводится беседа.
БЕСЕДА
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
4. У кактуса есть соседи?
5. Какие растения его соседи?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Агрессия = наличие иголок, иголки длинные,
сильно торчат и близко расположены
Импульсивность = отрывистые линии, сильный
нажим
Эгоцентризм = крупный рисунок, в центре
листа
Зависимость, неуверенность = маленькие
рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость = наличие
выступающих отростков, необычность форм
Скрытность, осторожность = расположение
зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм = использование ярких цветов
Тревога = использование темных цветов,
внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность = наличие украшения, цветов,
мягких линий, форм
Экстровертированность = наличие других
кактусов, цветов
Интровертированность = изображен только
один кактус
Стремление к домашней защите = наличие
цветочного горшка
Стремление к одиночеству = изображен
дикорастущий кактус
ГРАФИЧЕСКАЯ
МЕТОДИКА "КАКТУС".
Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь).
При
интерпретации рисунков обязательно
учитывается изобразительный
Графическая
методика "Кактус" предназначена
для работы с детьми старше трех
лет. Благодаря этой методике можно
увидеть состояние
При
проведении диагностики испытуемому
выдаются лист белой бумаги стандартного
размера А 4 и простой карандаш.
Возможен вариант с использованием
карандашей восьми "люшеровских"
цветов, в этом случае при интерпретации
учитываются соответствующие
Инструкция. "На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь".
Вопросы дополнительные объяснения не допускаются.
При
обработке результатов
В рисунке могут проявляться следующие качества испытуемых:
Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение в низу листа.
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытость, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - использование ярких цветов, "радостные" кактусы.
Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Информация о работе Апробация модели взаимодействия педагога и психолога