Апробация модели взаимодействия педагога и психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих конкретных задач исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей и выявить ее причины.

2. Выявить особенности агрессивного поведения старших дошкольников.

3. Определить формы работы по взаимодействию специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии.

4. Определить группу детей, имеющих проявления агрессии в поведении.

5. Изучить опыт работы педагога и психолога ДОУ направленной на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников.

6. Разработать и частично апробировать модель взаимодействия педагога ДОУ и психолога по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты детской агрессивности 7

1.1. Детская агрессивность как психологическая

проблема и ее причины 7

1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего

дошкольного возраста 15

1.3 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников 20

Глава 2. Психолого-педагогическая работа по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Выводы по 1 главе 25

2.1. Направление и формы работы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста 26

2.2. Взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии 29

Глава 3. Апробация модели взаимодействия педагога и психолога

ДОУ по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 35

Вывод по 2 главе 33

3.1. Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в детском образовательном учреждении

35

3.2. Модель взаимодействия педагога и психолога ДОУ

по коррекции агрессивного поведения

у старших дошкольников 38

Заключение 43

Библиографический список 46


Приложение 49

Работа содержит 1 файл

диплом агрессия.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Заключение

     Повышенная  агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом.

     Исследования  в этой области показали, что все  агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание  бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений). Агрессивный ребёнок становится источником огорчений родителей и педагогов, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.

     На  современном этапе особенно важным является изучение агрессивности в  дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные превентивные и корригирующие меры.

В ходе исследования была достигнута цель – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

     Для достижения поставленной цели были решены  все основные задачи, в связи с  этим можно сделать следующие  выводы:

  1. В последние годы научный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных к агрессивным действиям в дошкольном возрасте и как следствие, отклоняющееся поведение и нарастающая волна детской преступности в подростковом возрасте.
  2. Выделяют различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.

     3.   В дошкольном возрасте важно  предпринять своевременные меры  для профилактики агрессивных проявлений у детей. Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.

     4. Рассмотрен опыт коррекционно-профилактической работы с агрессивными  детьми на примере дошкольного образовательного учреждения МДОУ

 «  Детский сад № 90».   Применяемые технологии работы с детьми: ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, аутогенная тренировка, релаксация, консультации, родительские собрания и просвещение, информирование об агрессивности в детском возрасте.

     5. Определена  группа детей, имеющих  проявления агрессии в поведении. Для организации коррекционно-профилактической работы с данными детьми была построена модель взаимодействия специалистов ДОУ по организации планомерной  работы, направленной на решение проблемы коррекции агрессии.

     Подводя общий итог можно сказать следующее, что для повышения эффективности социально-профилактической работы с агрессивными детьми необходимо работать в следующих направлениях: выявление неблагоприятных факторов со стороны семьи и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий; а также задача специалистов формирование у агрессивных детей доброжелательного отношения к сверстнику. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения дошкольников становится не только психологически необходимым, но и социально значимы

     Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Анализ социальной работы российских и зарубежных центров позволяет рассмотреть практическую деятельность с агрессивными детьми в различных направлениях. Общее в работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности и улучшению здоровья дошкольников.
  2. Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения выработкА комплексных подходов специалистов ДОУ в решении проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.
  3. Коррекционно-профилактическая работа во взаимодействии специалистов ДОУ с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.

Библиографический список 

  1. Агрессия. Мастера психологии: Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон. Спб.: Питер, 2000.
  2. Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие./ Под ред. Платонова Н.М. М.: Речь, 2006.
  3. Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. Видеокурс практической психологии. М.: Центр практической психологии «Катарсис», 1998.
  4. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В. т. М., 1982.
  5. Баряева Л.Б. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. М.: Апрель Пресс, 2007.
  6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М.. внимание: Конфликт! – Новосибирск, 1989.
  7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. С-Пб.: Питер, 2000.
  8. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Академия, 1996.
  9. Ениколопов С.Н. Психология агрессии // Вестник Псков. Вол. унта. №1. 1994.
  10. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. // Вопросы психологии. 2000, №1.
  11. Заостровцева М. Н., Перешеина Н. В. Агрессивное поведение: коррекция поведения дошкольников. М.: Сфера, 2006.
  12. Котырло   В.К., Головко О.А. Дети дошкольного возраста с нарушениями в поведении и способы педагогического воздействия на них. Киев.: Издательство Киевского пед. института, 1995.
  13. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. М.: ЦТ Л, 2003.
  14. Лисина  М. И., Запорожец А. В. Развитие общения у дошкольников. М.: Просвещение, 1994.
  15. Маковская И. Агрессивность: проявления, причины, предупреждение. //Семья и школа. 2003. № 9.
  16. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.
  17. Мухина В.С., Хвостов В.А. Диагностика агрессивного поведения ребенка. М.: Просвещение, 1992.
  18. Назаретяп А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой 
    культуры. М., 1995. 
  19. Петровский А.В. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1995.
  20. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Просвещение, 1996.
  21. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.
  22. Сироткин  С.Ф. Не является ли агрессивность реакцией на первичную недостаточность себя? // Аlma mater: юбил. сб.науч. статей по пед. и психол., посвящ. 60-летию каф.общей психологии, пед. и пед.психол. Удм.ун-та. Ижевск, 1995(а).
  23. Соловьева С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойства личности // Обозрение психиатрии и мед.психол. № 3-4. 1995.
  24. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000.
  25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Просвещение, 1995.
  26. Психологический словарь. www. vseslova. ru.
  27. Психокоррекционная  и  развивающая  работа  с  детьми:   Учеб. пособие   для   студ.   сред.   пед.   учеб,   заведений   / Под   ред. I    И.В.Дубровиной. М.: Академия, 2003.
  28. Развитие   социальных эмоций у дошкольников./ Под ред. Запорожца А. В. М: Просвещение, 1986.
  29. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический .- журнал. 1996. № 5.
  30. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1.
  31. Тархова Л. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели.- М.: Политиздат , 1997
  32. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального. //Советская педагогика. 1984. № 5. С.52-55.
  33. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.
  34. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и 
    коррекция. Минск, 1996. 
  35. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Апрель Пресс, 1995.
  36. Лурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М.: Туманит. Изд. Центр Владос, 2001.
  37. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция./ Под ред. Лебединского В. В. М.: Академия, 1990.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Автор методики Панфилова. Тест проводится с детьми с 4-х лет.  
 
ЦЕЛЬ – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка,  
выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.  
 
МАТЕРИАЛ – бумага (формат А4), карандаш.  
 
ИНСТРУКЦИЯ – «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.  
 
БЕСЕДА 
1. Кактус домашний или дикий? 
2. Его можно потрогать?  
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают? 
4. У кактуса есть соседи?  
5. Какие растения его соседи?  
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?  
 
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 
Агрессия = наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены  
Импульсивность = отрывистые линии, сильный нажим  
Эгоцентризм = крупный рисунок, в центре листа  
Зависимость, неуверенность = маленькие рисунок внизу листа  
Демонстративность, открытость = наличие выступающих отростков, необычность форм  
Скрытность, осторожность = расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса  
Оптимизм = использование ярких цветов  
Тревога = использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии  
Женственность = наличие украшения, цветов, мягких линий, форм  
Экстровертированность = наличие других кактусов, цветов  
Интровертированность = изображен только один кактус  
Стремление к домашней защите = наличие цветочного горшка  
Стремление к одиночеству = изображен дикорастущий кактус
 
 

      ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА "КАКТУС". 

      Графические методики применяются в комплексе  с классическими тестами и  основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь).

      При интерпретации рисунков обязательно  учитывается изобразительный опыт "художника". Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование  стереотипов, шаблонов, возрастные особенности - все это существенно влияет на диагностический портрет личности.

      Графическая методика "Кактус" предназначена  для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно  увидеть состояние эмоциональной  сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.

      При проведении диагностики испытуемому  выдаются лист белой бумаги стандартного размера А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми "люшеровских" цветов, в этом случае при интерпретации  учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

      Инструкция. "На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь".

      Вопросы дополнительные объяснения не допускаются.

      При обработке результатов принимаются  во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика образа "кактуса" (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

      В рисунке могут  проявляться следующие  качества испытуемых:

      Агрессия  - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

      Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.

      Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.

      Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение в низу листа.

      Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

      Скрытость, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

      Оптимизм - использование ярких цветов, "радостные" кактусы.

      Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

      Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Информация о работе Апробация модели взаимодействия педагога и психолога