Апробация модели взаимодействия педагога и психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих конкретных задач исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей и выявить ее причины.

2. Выявить особенности агрессивного поведения старших дошкольников.

3. Определить формы работы по взаимодействию специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии.

4. Определить группу детей, имеющих проявления агрессии в поведении.

5. Изучить опыт работы педагога и психолога ДОУ направленной на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников.

6. Разработать и частично апробировать модель взаимодействия педагога ДОУ и психолога по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты детской агрессивности 7

1.1. Детская агрессивность как психологическая

проблема и ее причины 7

1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего

дошкольного возраста 15

1.3 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников 20

Глава 2. Психолого-педагогическая работа по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Выводы по 1 главе 25

2.1. Направление и формы работы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста 26

2.2. Взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии 29

Глава 3. Апробация модели взаимодействия педагога и психолога

ДОУ по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 35

Вывод по 2 главе 33

3.1. Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в детском образовательном учреждении

35

3.2. Модель взаимодействия педагога и психолога ДОУ

по коррекции агрессивного поведения

у старших дошкольников 38

Заключение 43

Библиографический список 46


Приложение 49

Работа содержит 1 файл

диплом агрессия.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

       Итак, основная цель коррекционной  работы в пространстве нормального  детства — способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

          Основываясь на положениях отечественной  психологии о структуре и динамике  возраста и понимании процесса  психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации, следует выделить три основных направления в области постановки коррекционных целей: 1) оптимизация социальной ситуации развития; 2) развитие видов деятельности ребенка; 3) формирование возрастно-психологических новообразований. [31; 151].

     Направления коррекционной работы с агрессивными детьми: Снижение уровня личностной тревожности; развитие позитивной самооценки; формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей: развитие эмпатии; обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации; снятие деструктивных элементов в поведении; обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями; обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом. [21; 22].

        По направленности процесса коррекции  агрессивного поведения у детей  старшего дошкольного возраста различают несколько форм работы:

- индивидуальную;

- групповую;

- в закрытой  естественной группе (семья, детский  сад);

- смешанную  (индивидуально-групповую).

       Данные формы работы проводит  психолог. В некоторых случаях  психолог подключает для сотрудничества педагога и родителей воспитанников.

        Таким образом, рассмотренные направления и формы работы психолого-педагогической коррекции позволят эффективно построить работу с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста.  
 
 
 
 
 
 

2.2. Взаимодействия специалистов  ДОУ в коррекционной  работе с детьми  склонных к агрессии

     Взаимодействие специалистов ДОУ в учебно-воспитательном процессе должно заключаться в обеспечении нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Взаимодействие психологов и педагогов дошкольного учреждения  может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

     Общие задачи комплексного похода со стороны педагогов и психологов ДОУ работе с детьми:

    • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
    • помощь (содействие) ребенку в решении адекватных задач развития, обучения, социализации; решение учебных трудностей, проблем с выбором оздоровительных и образовательных маршрутов, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношения со сверстниками, педагогами, родителями;
    • психологическое обеспечение образовательных программ;
    • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культур) детей, педагогов, родителей.
    • Задачи  психолого-педагогического сопровождения в детском саду – ранняя диагностика и коррекция нарушений в поведении,  развитии, обеспечение готовности ребенка к школе.

     Направления работы по взаимодействию специалистов ДОУ

      •   диагностика (индивидуальная и групповая);
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • развивающая работа, предусматривающая раскрытие потенциальных возможностей детей (индивидуальная и групповая);
  • коррекционная работа, предусматривающая исправление отклонений (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетенции детей, администрации образовательных учреждений, родителей;
  • экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов детского сада).
 

     Уровни  взаимодействия специалистов ДОУ  представлены в таблице 2.

                  Таблица 2.

     Уровни      Ведущая роль      Основные  задачи
     Группа  д/с      Педагог      Обеспечение необходимой педагогической поддержки ребенку в решении задач воспитания, обучения и развития
     Д/с      Педагог, психолог, логопед (в оптимальном  варианте объединенные в консилиум)      Выявление проблем в развитии ребенка; профилактика, оказание первичной помощи в преодолении трудностей поведения, в обучении, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками; реализация профилактических программ, охватывающих группы детей; экспертная, консультативная, просветительная работа с администрацией, педагогами.
     Специализированный д/с      Специалисты особой квалификации      Специализированная  помощь детям со сложными проблемами
 

     Направления деятельности  взаимодействия специалистов ДОУ в рамках коррекции агрессивного поведения:

  •       сохранение и укрепление здоровья ребенка:
  • формирование установок  на здоровый образ жизни,
  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

     (Основные  методы работы с детьми –  тренинги, ролевые игры, моделирование  ситуации)

  1. Педагог регулирует отношения ребенка с сообществом сверстников:
  • преодоление негативных стереотипов по отношению к сверстникам,
  • формирование способности к принятию, толерантности,
  • развитие у детей самопринятия, поддержка в веры в собственные силы.
  • решение проблемы стигматизации (кличек и прозвищ, насмешек над ребенком, исключение его из общих игр и мероприятий).
  1. Организация работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса (Психологическое просвещение)
  • утверждение парадигмы развития, личностно-ориентированного образования.

     (Основные  методы работы – семинары, тренинги по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов).

  1. Психолог и педагог выявляет и поддерживает детей склонных к агрессии:
  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов,
  • формирование адекватной самооценки,
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья,
  • профилактика неврозов,
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей детей по решению задач коррекции агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, содержание деятельности работы в условиях взаимодействия педагогов и психологов заключается в:

     -        выявление уровня психического здоровья детей;

     -  профилактика и предупреждение  агрессивного поведения дошкольников;

     -  дифференциация психического развития детей на основе парциальных, индивидуальных, групповых, возрастных различий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по 2 главе 

     В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные  меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов— научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события.

     Анализ  поведения агрессивного ребёнка  позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты.  Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих дошкольным учреждениям. Традиционные воздействия - убеждения, объяснения, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать других - малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности. Основная задача, которая падает на плечи педагога и психолога в работе с агрессивными детьми, - сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное - помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.

     Коррекционно-профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

     Коррекционно- профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное, - родители.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Апробация  модели взаимодействия педагога и психолога ДОУ  по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

3.1. Модель социально-профилактической  работы с агрессивными  дошкольниками в  детском образовательном  учреждении МДОУ «Детский сад № 84»     

     База  исследования МДОУ 2Детский сад № 90» г. Березники.

     Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании  и поддержке взрослых, поэтому  главная задача специалистов детского сада № 84 в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.

     Направления психопрофилактической работы в  ДОУ с агрессивными дошкольниками:

  • обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;
  • обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;
  • отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
  • формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
  • работа с родителями агрессивных детей.

     Цель  программы – обучение детей здоровому  образу жизни и навыкам противостояния негативных проявлений социума. В её задачи входит следующее:

  1. Развитие социальной и личностной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выработка навыков самозащиты и предупреждения проявлений негативного поведения.

      Решение каждой из этих задач предполагает формирование определённого социально-психологического навыка:

     позитивного общения;

Информация о работе Апробация модели взаимодействия педагога и психолога