Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 15:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих конкретных задач исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей и выявить ее причины.
2. Выявить особенности агрессивного поведения старших дошкольников.
3. Определить формы работы по взаимодействию специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии.
4. Определить группу детей, имеющих проявления агрессии в поведении.
5. Изучить опыт работы педагога и психолога ДОУ направленной на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников.
6. Разработать и частично апробировать модель взаимодействия педагога ДОУ и психолога по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты детской агрессивности 7
1.1. Детская агрессивность как психологическая
проблема и ее причины 7
1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников 20
Глава 2. Психолого-педагогическая работа по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 1 главе 25
2.1. Направление и формы работы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста 26
2.2. Взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии 29
Глава 3. Апробация модели взаимодействия педагога и психолога
ДОУ по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 35
Вывод по 2 главе 33
3.1. Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в детском образовательном учреждении
35
3.2. Модель взаимодействия педагога и психолога ДОУ
по коррекции агрессивного поведения
у старших дошкольников 38
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение 49
Итак, основная цель коррекционной
работы в пространстве
Основываясь на положениях
Направления коррекционной работы с агрессивными детьми: Снижение уровня личностной тревожности; развитие позитивной самооценки; формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей: развитие эмпатии; обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации; снятие деструктивных элементов в поведении; обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями; обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом. [21; 22].
По направленности процесса
- индивидуальную;
- групповую;
- в закрытой естественной группе (семья, детский сад);
- смешанную (индивидуально-групповую).
Данные формы работы проводит психолог. В некоторых случаях психолог подключает для сотрудничества педагога и родителей воспитанников.
Таким образом, рассмотренные направления
и формы работы психолого-педагогической
коррекции позволят эффективно построить
работу с агрессивными детьми старшего
дошкольного возраста.
2.2. Взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии
Взаимодействие специалистов ДОУ в учебно-воспитательном процессе должно заключаться в обеспечении нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Взаимодействие психологов и педагогов дошкольного учреждения может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Общие задачи комплексного похода со стороны педагогов и психологов ДОУ работе с детьми:
Направления работы по взаимодействию специалистов ДОУ
Уровни взаимодействия специалистов ДОУ представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Уровни | Ведущая роль | Основные задачи |
Группа д/с | Педагог | Обеспечение необходимой педагогической поддержки ребенку в решении задач воспитания, обучения и развития |
Д/с | Педагог, психолог, логопед (в оптимальном варианте объединенные в консилиум) | Выявление проблем в развитии ребенка; профилактика, оказание первичной помощи в преодолении трудностей поведения, в обучении, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками; реализация профилактических программ, охватывающих группы детей; экспертная, консультативная, просветительная работа с администрацией, педагогами. |
Специализированный д/с | Специалисты особой квалификации | Специализированная помощь детям со сложными проблемами |
Направления деятельности взаимодействия специалистов ДОУ в рамках коррекции агрессивного поведения:
(Основные методы работы с детьми – тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации)
(Основные методы работы – семинары, тренинги по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов).
Таким образом, содержание деятельности работы в условиях взаимодействия педагогов и психологов заключается в:
- выявление уровня психического здоровья детей;
-
профилактика и предупреждение
агрессивного поведения
-
дифференциация психического
Выводы
по 2 главе
В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов— научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события.
Анализ поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих дошкольным учреждениям. Традиционные воздействия - убеждения, объяснения, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать других - малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности. Основная задача, которая падает на плечи педагога и психолога в работе с агрессивными детьми, - сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное - помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.
Коррекционно-
Коррекционно-
профилактическая работа может строиться
по типу организации совместных игр, проигрывания
сюжетов известных сказок, при этом агрессивному
ребенку следует предлагать роли слабых,
нуждающихся в защите персонажей, чтобы
ребенок мог почувствовать себя на их
месте, т.е. развивать эмпатию. Если же
ребенку достается роль агрессивного
персонажа, необходимо акцентировать
внимание на таких качествах персонажа,
как сдержанность, выдержка, умение владеть
собой, защищать слабых. Работа с агрессивным
ребёнком будет эффективной только тогда,
когда к ней привлечены не только воспитатели,
но и, самое главное, - родители.
Глава 3. Апробация модели взаимодействия педагога и психолога ДОУ по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
3.1.
Модель социально-
База исследования МДОУ 2Детский сад № 90» г. Березники.
Агрессивные
дошкольники нуждаются в
Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками:
Цель программы – обучение детей здоровому образу жизни и навыкам противостояния негативных проявлений социума. В её задачи входит следующее:
Решение каждой из этих задач предполагает формирование определённого социально-психологического навыка:
позитивного общения;
Информация о работе Апробация модели взаимодействия педагога и психолога