Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 15:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих конкретных задач исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей и выявить ее причины.
2. Выявить особенности агрессивного поведения старших дошкольников.
3. Определить формы работы по взаимодействию специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии.
4. Определить группу детей, имеющих проявления агрессии в поведении.
5. Изучить опыт работы педагога и психолога ДОУ направленной на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников.
6. Разработать и частично апробировать модель взаимодействия педагога ДОУ и психолога по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты детской агрессивности 7
1.1. Детская агрессивность как психологическая
проблема и ее причины 7
1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников 20
Глава 2. Психолого-педагогическая работа по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 1 главе 25
2.1. Направление и формы работы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста 26
2.2. Взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии 29
Глава 3. Апробация модели взаимодействия педагога и психолога
ДОУ по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 35
Вывод по 2 главе 33
3.1. Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в детском образовательном учреждении
35
3.2. Модель взаимодействия педагога и психолога ДОУ
по коррекции агрессивного поведения
у старших дошкольников 38
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение 49
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические
аспекты детской агрессивности
1.1. Детская агрессивность как психологическая
проблема и
ее причины
1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего
дошкольного возраста
1.3 Индивидуальные
особенности агрессивных
Глава 2. Психолого-педагогическая работа по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 1 главе
2.1. Направление и формы работы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста 26
2.2. Взаимодействия
специалистов ДОУ в
Глава 3. Апробация модели взаимодействия педагога и психолога
ДОУ по
коррекции агрессивного
Вывод по 2 главе
3.1. Модель социально-
3.2. Модель взаимодействия педагога и психолога ДОУ
по коррекции агрессивного поведения
у старших дошкольников
Заключение
Библиографический
список
Приложение
Введение
Экономические и социальные
В современном обществе
Не менее актуальна проблема
детской агрессивности. Этому
существует множество
Эти и многие другие факторы
способствуют увеличению числа
дошкольников с различными
другом. Они не понимают и не учитываю индивидуальных особенностей других людей, не умеют внимательно слушать.
Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. [8;12].
Однако исследования отечественных психологов и педагогов, таких как, С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др. в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и представляют в основном обзор зарубежных исследований.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на создание системы работы с детьми требующих особого внимания, поддержки и помощи.
Приоритетной целью
Проблема – исследование степени взаимодействия специалистов ДОУ в работе с агрессивными детьми.
Объект исследования - коррекция агрессивного поведения дошкольников.
Предмет исследования – процесс взаимодействия специалистов ДОУ в работе с агрессинами детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Постановка указанной цели
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей и выявить ее причины.
2. Выявить особенности
3. Определить формы работы по взаимодействию специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии.
4. Определить группу детей, имеющих проявления агрессии в поведении.
5. Изучить опыт работы педагога и психолога ДОУ направленной на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников.
6. Разработать и частично
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, документальной, научно-методической литературы по теме исследования.
Эмпирический: изучение опыта работы педагога и психолога ДОУ по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МДОУ «Детский сад № 84» общеразвивающего вида.
Теоретико-методологическую
Для наиболее эффективного
Глава 1. Теоретические аспекты детской агрессивности
1.1. Детская агрессивность как психологическая проблема и ее причины
Агрессия - от лат. «aggressio» — нападение. Это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе наносящее моральный или физический ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.). [24; 397].
Для того, чтобы рассмотреть проблему
детской агрессивности для
Существует множество
Первая из теорий связана с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. З.Фрейд считал, что в жизни человека существует два основных инстинкта - стремление к жизни (эрос) и стремление к смерти (танатос). Между этими инстинктами присутствует постоянное напряжение. Существующие психологические механизмы человека служат, в том числе, и для отвода отрицательной энергии этого постоянного конфликта вовне. По мнению З.Фрейда, агрессия, направленная на других людей, служит для сохранения гомеостаза организма, ибо если эта энергия танатоса не будет направлена вовне, то это приведет к разрушению самого индивидуума.
Не меньшего внимания заслуживает теория К. Лоренца, который считал, что агрессия имеет своим источником не описанные З. Фрейдом инстинкты, а инстинкт борьбы за выживание. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, но непрерывно и в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось на настоящий момент, тем меньшей силой должен обладать стимул, способствующий ее выплеску. Любовь, дружба и привязанность могут блокировать проявление агрессии.
Информация о работе Апробация модели взаимодействия педагога и психолога