Апробация модели взаимодействия педагога и психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих конкретных задач исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей и выявить ее причины.

2. Выявить особенности агрессивного поведения старших дошкольников.

3. Определить формы работы по взаимодействию специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии.

4. Определить группу детей, имеющих проявления агрессии в поведении.

5. Изучить опыт работы педагога и психолога ДОУ направленной на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников.

6. Разработать и частично апробировать модель взаимодействия педагога ДОУ и психолога по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты детской агрессивности 7

1.1. Детская агрессивность как психологическая

проблема и ее причины 7

1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего

дошкольного возраста 15

1.3 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников 20

Глава 2. Психолого-педагогическая работа по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Выводы по 1 главе 25

2.1. Направление и формы работы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста 26

2.2. Взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии 29

Глава 3. Апробация модели взаимодействия педагога и психолога

ДОУ по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 35

Вывод по 2 главе 33

3.1. Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в детском образовательном учреждении

35

3.2. Модель взаимодействия педагога и психолога ДОУ

по коррекции агрессивного поведения

у старших дошкольников 38

Заключение 43

Библиографический список 46


Приложение 49

Работа содержит 1 файл

диплом агрессия.doc

— 269.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение                                                                                                             3

Глава 1. Теоретические  аспекты детской агрессивности                               7

1.1. Детская агрессивность как психологическая

проблема и  ее причины                                                                                      7

1.2. Особенности  агрессивного поведения детей старшего 

дошкольного возраста                                                                                       15

1.3 Индивидуальные  особенности агрессивных дошкольников                  20

Глава 2. Психолого-педагогическая работа  по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте                                                  

Выводы по 1 главе                                                                                             25

 2.1. Направление и формы работы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста                                                                      26

2.2. Взаимодействия  специалистов ДОУ в коррекционной  работе с детьми склонных к  агрессии                                                                                         29

Глава 3. Апробация  модели взаимодействия педагога и психолога

 ДОУ по  коррекции агрессивного поведения  у детей старшего дошкольного  возраста                                                                                      35

Вывод по 2 главе                                                                                               33                                     

3.1. Модель социально-профилактической  работы с агрессивными дошкольниками  в детском образовательном учреждении 

                                                                                                                            35                                                                                             

3.2. Модель взаимодействия педагога и психолога ДОУ

по коррекции  агрессивного поведения

у старших дошкольников                                                                                 38

Заключение                                                                                                        43

Библиографический список                                                                             46 

Приложение                                                                                                       49 
 
 
 

                            Введение

     Экономические и социальные изменения, происходящие в последние годы в нашем обществе, касаются всех сфер жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкцией неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе.

         В современном обществе проблема  агрессивного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. В роли так называемых «благополучных», «нормальных» агрессоров, которые с раздражением смотрят на окружающих и мимоходом отпускают саркастические замечания, каждый также бывает нередко.

       Не менее актуальна проблема  детской агрессивности. Этому  существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи  сейчас все меньше и меньше  общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. В результате, количество разводов растет, и все большее число детей живет с одним из родителей.

     Эти и многие другие факторы  способствуют увеличению числа  дошкольников с различными нарушениями  поведения. Педагоги часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны, склонны к «взрывному» и импульсивному  поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с

другом. Они не понимают и не учитываю индивидуальных особенностей других людей, не умеют внимательно слушать.

         Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. [8;12].

     Однако  исследования отечественных психологов и педагогов, таких как, С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др. в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и представляют в основном обзор зарубежных исследований.

       Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на создание системы работы с детьми требующих особого внимания, поддержки и помощи.

    Приоритетной целью модернизации  образования на 2010 год является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности дошкольных учреждений не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, коррекции отклонений  в психическом развитии, профилактики негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.     Решение данных задач возможно только при тесном, комплексном подходе всех специалистов дошкольных учреждений.

   Проблема – исследование степени взаимодействия специалистов ДОУ в работе с агрессивными детьми.

Объект  исследования - коррекция агрессивного поведения дошкольников.

Предмет исследования –  процесс взаимодействия специалистов ДОУ в работе с агрессинами детьми старшего дошкольного возраста.

          Цель исследования – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

           Постановка указанной цели предопределила  необходимость решения следующих конкретных задач исследования:

         1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей и выявить ее причины.

           2. Выявить особенности агрессивного  поведения старших дошкольников.

           3. Определить  формы работы по  взаимодействию специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии. 

            4. Определить группу детей, имеющих проявления агрессии в поведении.

           5. Изучить опыт работы педагога  и психолога ДОУ  направленной на   коррекцию агрессивного поведения  старших дошкольников.

            6. Разработать и частично апробировать  модель взаимодействия педагога  ДОУ и психолога по коррекции  агрессивного поведения у детей  старшего дошкольного возраста. 

             Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, документальной, научно-методической литературы по теме исследования.

             Эмпирический: изучение опыта работы педагога и психолога ДОУ по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. 

       База исследования: МДОУ «Детский  сад № 84» общеразвивающего  вида.

            Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные труды общей психологии и психологии личности А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский, педагогической и возрастной психологии Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин, результаты современных исследований отчественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Э. Эриксон и других.

        Для наиболее эффективного достижения  поставленных целей исследования, была выбрана следующая структура работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе исследуются проблемы детской агрессивности, причины ее возникновения, особенности поведения агрессивных детей. Вторая глава посвящена исследованию работы психолога и педагога по коррекции агрессивного поведения старших дошкольников. В третьей главе описана программа коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты  детской агрессивности

1.1. Детская агрессивность  как психологическая  проблема и ее  причины

     Агрессия - от лат. «aggressio» — нападение. Это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе наносящее моральный или физический ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.). [24; 397].

      Для того, чтобы рассмотреть проблему  детской агрессивности для начала  поясним, каково общее понятие  агрессии, какова ее структура и природа.

        Существует множество теоретических  обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих  на ее проявление.

     Первая  из теорий связана с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. З.Фрейд считал, что в жизни человека существует два основных инстинкта - стремление к жизни (эрос) и стремление к смерти (танатос). Между этими инстинктами присутствует постоянное напряжение. Существующие психологические механизмы человека служат, в том числе, и для отвода отрицательной энергии этого постоянного конфликта вовне. По мнению З.Фрейда, агрессия, направленная на других людей, служит для сохранения гомеостаза организма, ибо если эта энергия танатоса не будет направлена вовне, то это приведет к разрушению самого индивидуума.

     Не  меньшего внимания заслуживает теория  К. Лоренца, который считал, что агрессия имеет своим источником не описанные З. Фрейдом инстинкты, а инстинкт борьбы за выживание. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, но непрерывно и в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось на настоящий момент, тем меньшей силой должен обладать стимул, способствующий ее выплеску. Любовь, дружба и привязанность могут блокировать проявление агрессии.

Информация о работе Апробация модели взаимодействия педагога и психолога