Апробация модели взаимодействия педагога и психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих конкретных задач исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей и выявить ее причины.

2. Выявить особенности агрессивного поведения старших дошкольников.

3. Определить формы работы по взаимодействию специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии.

4. Определить группу детей, имеющих проявления агрессии в поведении.

5. Изучить опыт работы педагога и психолога ДОУ направленной на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников.

6. Разработать и частично апробировать модель взаимодействия педагога ДОУ и психолога по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты детской агрессивности 7

1.1. Детская агрессивность как психологическая

проблема и ее причины 7

1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего

дошкольного возраста 15

1.3 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников 20

Глава 2. Психолого-педагогическая работа по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Выводы по 1 главе 25

2.1. Направление и формы работы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста 26

2.2. Взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии 29

Глава 3. Апробация модели взаимодействия педагога и психолога

ДОУ по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 35

Вывод по 2 главе 33

3.1. Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в детском образовательном учреждении

35

3.2. Модель взаимодействия педагога и психолога ДОУ

по коррекции агрессивного поведения

у старших дошкольников 38

Заключение 43

Библиографический список 46


Приложение 49

Работа содержит 1 файл

диплом агрессия.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

     Вторая  теория агрессии была создана в 1939 году известными психологами Джоном Доллардом  и Эдвардом Миллером и получила название «теория фрустрации - агрессивности». [20; 45]

     Фрустрация, от латинского frustratio, - это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания при наличии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием и др. Фрустрация не является следствием лишения желаемого, а возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и реальных достижений человека.

     Согласно  теории фрустрации - агрессии, у человека, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях оно подавляется не самоконтролем, а боязнью наказания либо некими внешними препятствиями. Совершенно очевидно, что не все люди и не всегда реагируют на фрустрацию агрессивным поведением. Что касается врожденной предрасположенности человека к агрессивным действиям (теории Фрейда и Лоренца), то вполне «вероятно также, что обучение и жизненный опыт индивидуума в значительной степени влияют на ее проявление».

     Согласно  третьей теории агрессивности - «теории социального научения», человек перенимает агрессивное поведение, наблюдая за другими людьми.

      Рассмотренные теории подпадают под следующие категории:

агрессия относится к врожденным побуждениям и задаткам; потребностям, активизируемым внешними стимулами; познавательным и эмоциональным процессам.

          Дети черпают знания о моделях  поведения из трех источников. Первый - это семья, которая может  одновременно демонстрировать агрессивное  поведение и обеспечивать его  закрепление. Во-вторых, агрессии  они также научается при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный - и мне все можно») во время игр. Бэрон Р. отмечал, что дети регулярно посещающие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детсад нерегулярно либо вовсе в него не ходили. И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с

экрана   телевизора,   способствуют   повышению   уровня   агрессивности зрителя, и первую очередь детей. [1; 227].

          Агрессивные проявления во всех  своих формах имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. Считается, что агрессия - это следствие действия разного рода причин.

       Агрессию могут спровоцировать: наследственно характерологические факторы (наследственно-конституциональная 
предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, 
эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституционально 
обусловленное поведение родителей или родственников); биологические 
факторы (агрессивное поведение связывают с установлением 
биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие); 
некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, 
резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, 
травма головного мозга и т. п.); влияние социального окружения. [3; 214].

         Социальные источники агрессии, пожалуй, самые действенные факторы  в современном мире. Это особенно  отчетливо проявляется в детском  возрасте, когда роль социального  окружения велика. В детском возрасте  поведение родителей, более старших детей, сверстников является примером для ребенка.

           Среди семейных факторов агрессии  Р. Бэрон,  Д. Ричардсон называют реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами. Р. Бэрон, помимо этого, дополняет данный перечень указанием на состав семьи и говорит о том, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей. [6; 244].

              При каких же условиях у детей возникает агрессия.

     

       
 
 
 
 
 

 

   

 

 

  

            [2; 95].

           Помимо этого, обстоятельствами, провоцирующими агрессию в детском  возрасте, являются: желание привлечь  к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание); ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»); стремление защититься и отомстить; стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю, мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену); стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки). [10; 31].

           Важную роль играет ранний  опыт воспитания ребенка в  конкретной культурной среде,  семейные традиции и эмоциональный  фон отношения родителей к  ребенку. По мнению И. Заграфовой податливость к агрессивным действиям формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации. Она выделяет две степени социализации. Усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения и усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но содержащего нормы поведения, допускающие агрессивность. [29; 84].

           Таким образом, податливость к  агрессивным действиям формируется  при недостаточно сбалансированной  социализации.

            Кроме социальных, мощными детерминантами агрессии могут являться личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. В качестве усиливающих проявления агрессии личностных особенностей выступают

 боязнь    общественного    неодобрения,    раздражительность,    тенденция усматривать враждебность в чужих действий. 

1.2. Особенности агрессивного  поведения старшего  дошкольного возраста

        Прежде чем  приступить к  исследованию направленной коррекционной   работы, необходимо остановился на характерологических особенностях агрессивных детей, их семей, поскольку эти особенности дают ключ к тем направлениям, в которых нужно строить коррекционную работу. Без системного рассмотрения проблемы агрессивности, учитывающие все особенности агрессивных детей, успех коррекционной работы будет весьма относительным и неустойчивым.

         Американский психолог М. Алворд  выделил ряд характерологических  особенностей агрессивных детей,  которые обозначают внутренние  противоречия, проблемные зоны, внутренние конфликты таких детей, Выделение таких особенностей важно, т.к. именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы. [3; 58].

         Характерологические особенности  агрессивных детей: воспринимают  большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним: сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

          Заранее настроены на негативное  восприятие себя со стороны  окружающих. Не оценивают собственную  агрессию, как агрессивное поведение. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины или вина проявлена очень слабо. Имею ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии. Слабо развит контроль над своими эмоциями. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева. Боятся непредсказуемости в поведении своих родителей. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

           Положительно   относятся к агрессии, т.к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы. [21; 21]

          Опыт работы с агрессивными  детьми в детских садах позволяет  выделить еще три важнейшие  особенности. Агрессивные дети  имеют; высокий уровень личностной  тревожности; неадекватную самооценку, а чаше низкую; чувствуют себя отверженными.

     Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

     - недостаточное развитие интеллекта  и коммуникативных навыков;

     - сниженный уровень саморегуляции;

     - неразвитость игровой деятельности;

     - сниженную самооценку;

     - нарушения в отношениях со  сверстниками.

     Следует подчеркнуть, что в большинстве  случаев агрессивные действия детей  дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный  инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

     Существует  классификация видов  агрессии у  детей, которая представлена в таблице 1.

     Таблица 1.Классификация видов агрессии по Паренсу Г.

Разделение  по направленности на объект Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
Разделение  по причине появления Реактивная  агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная  агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).
Разделение  по целенаправленности Инструментальная  агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.
Разделение  по открытости проявлений Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.
Разделение  по форме проявлений Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.
 

     И. А. Фурманов делит агрессивное поведение  детей на две формы:

     А. Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

     У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и  не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно. [34; 56].

     Б. Несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим. [34; 59].

           Приведенный выше анализ характерологических  особенностей агрессивных детей  позволяет выделить основные  направления коррекционной работы, а также придать ей целенаправленный и целостный  характер. 
 
 
 

Информация о работе Апробация модели взаимодействия педагога и психолога