Апробация модели взаимодействия педагога и психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить практическую значимость модели взаимодействия педагогов и психологов по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих конкретных задач исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в поведении детей и выявить ее причины.

2. Выявить особенности агрессивного поведения старших дошкольников.

3. Определить формы работы по взаимодействию специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии.

4. Определить группу детей, имеющих проявления агрессии в поведении.

5. Изучить опыт работы педагога и психолога ДОУ направленной на коррекцию агрессивного поведения старших дошкольников.

6. Разработать и частично апробировать модель взаимодействия педагога ДОУ и психолога по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты детской агрессивности 7

1.1. Детская агрессивность как психологическая

проблема и ее причины 7

1.2. Особенности агрессивного поведения детей старшего

дошкольного возраста 15

1.3 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников 20

Глава 2. Психолого-педагогическая работа по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте

Выводы по 1 главе 25

2.1. Направление и формы работы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста 26

2.2. Взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми склонных к агрессии 29

Глава 3. Апробация модели взаимодействия педагога и психолога

ДОУ по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 35

Вывод по 2 главе 33

3.1. Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в детском образовательном учреждении

35

3.2. Модель взаимодействия педагога и психолога ДОУ

по коррекции агрессивного поведения

у старших дошкольников 38

Заключение 43

Библиографический список 46


Приложение 49

Работа содержит 1 файл

диплом агрессия.doc

— 269.00 Кб (Скачать)
="justify">     принятия  решения;

     решения проблем;

     межличностных контактов;

     умения  постоять за себя и договориться с  другими;

     сопротивления негативным влияниям сверстников;

     совладания  с эмоциями;

     формирование  позитивного «Образа Я».

     Работа  с родителями в программе предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.

     Работу  с родителями агрессивных детей  проводится в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.

     Необходимую для себя информацию родители  получают на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психолог начинает их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком

     Психологи и педагоги представляют необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

     Психологи и педагоги ДОУ используют следующие основные способы снижения агрессивности детей дошкольного возраста: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.

     Остановимся подробнее на двух последних аспектах снижения агрессивности, которые практикует психолог учреждения с детьми от 3,5 лет.  Аутогенная тренировка (AT) - метод психотерапии, основанный на самовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление. Эффективней проводить AT перед сном.

     Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень  эмпатии. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью  в работе с агрессивным ребёнком психолог использует упражнения по формированию чувства эмпатии. 
 
 
 
 
 

                                        

3.2. Модель взаимодействия педагога и психолога ДОУ по коррекции агрессивного поведения у дошкольников

     В рамках исследования взаимодействия психолога  и педагога ДОУ в работе по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте была изучена программа по данному направлению. Программа была апробирована с детьми старшего дошкольного возраста в МДОУ  «Детский сад № 84  »

     Программа коррекции агрессивности у дошкольников 6—7 лет была использована на занятиях, как с агрессивными детьми, так и с детьми, не проявляющими агрессивности в своем поведении. Это было сделано по следующим соображениям.

     Во-первых, на групповом занятии агрессивный  ребенок среди сверстников с нормальным в этом отношении поведением имеет образец для подражания. Благоприятная эмоциональная атмосфера, созданная группой, способна «заразить» агрессивного ребенка и тем самым направить его деятельность в русло благоприятного варианта развития. Одно из основных положений отечественной психологии — мысль о том, что развитие ребенка осуществляется в соответствии с культурными образ-

     Работа специалистов ДОУ была направлена прежде всего на оптимизацию социальной ситуации развития ребенка, а именно на:

     1) оптимизацию общения ребенка  с близким взрослым и значимыми  сверстниками;

     2) формирование положительного отношения  ребенка к роли ученика.

     Старший дошкольник готовится сменить свою социальную позицию. Принятие новой  роли — роли ученика — может  привести к возникновению новых трудностей у ребенка, связанных с адаптацией к новым условиям. Особенно это характерно для конфликтного, в частности агрессивного ребенка. Вот почему в целях профилактики в программу был внесён  цикл занятий со школьным контекстом.

       Программа позволяет решать следующие  задачи:

     1. Оптимизация общения ребенка  со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия к окружающим, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций.

     2. Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности дошкольника, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми.

     3. Оптимизация общения агрессивного  ребенка с семейным окружением.

     В ходе построения коррекционной программы  мы руководствовались следующими принципами:

     1) принцип системности коррекционных  и профилактических задач;

     2) принцип единства диагностики  и коррекции;

     3)  деятельностный принцип коррекции;

     4) принцип учета возрастно-психологических  и индивидуальных особенностей ребенка;

     5) принцип комплексности методов  психологического воздействия;

     6) принцип активного привлечения  ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.

     В ходе проведения коррекционно-профилактической работы в целях оценки ее успешности проводилась диагностика агрессивного поведения сразу после реализации программы и спустя 4 месяцев. Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а также внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение, специалисты применили комплекс методов коррекции агрессивного поведения: игротерапию, арттерапию (рисуночную терапию, музыкотерапию, драматизацию сказки), методы речевого воздействия, метод статусной психотерапии и т.д. Деятельностный принцип и принцип комплексности методов психологического воздействия был реализован в диагностике агрессивных тенденций в поведении.

     Учет  индивидуальных особенностей каждого  ребенка был произведен с помощью  гармоничного сочетания групповых  и индивидуальных занятий.

     Эффективность любой коррекционной программы зависит от того, произойдет ли перенос позитивного опыта, полученного ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации. Работа с педагогами и родителями имеет целью обеспечить этот перенос. В ходе родительских собраний давалась информация о ходе коррекционных занятий с детьми и их эффективности.

     Работа  с педагогами происходила  на педсоветах и в индивидуальных беседах, в ходе которых им предлагались некоторые упражнения из программы, которые можно использовать в реальной жизни группы детского сада (обсуждение конфликтных ситуаций, рисуночные методы терапии, сказки-драматизации).

     С помощью педагогов реализовался метод статусной психотерапии. Регулируя взаимоотношения в группе, педагог по рекомендации психолога старался оптимизировать деятельность агрессивного ребенка, направляя ее в благоприятном направлении. Так, для удовлетворения потребности агрессивного ребенка в признании педагог может дать ему ответственное задание с последующим одобрением и похвалой перед группой.

     Метод статусной психотерапии применялся и в групповых коррекционных занятиях, когда в группу включается агрессивный ребенок младшего возраста. В такой группе ребенок не решается добиваться своего привычным для него способом (в основном силой) и вынужден искать с помощью психолога другие, более зрелые и адекватные, способы налаживания отношений.

     Содержание  программы:

     Курс  занятий проводился как в индивидуальном, так и в групповом варианте, так как агрессия ребенка является одним из противопоказаний его работы в группе, поэтому предварительно с такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.

     Подбор  детей в группу осуществляется по результатам диагностики агрессивных проявлений (их видов; возможных причин).

     Диагностика была проведена по методике Панфилова «Кактус». (Приложение 1).

     В исследовании принимали участие  дети подготовитльеной к школе группы в возрасте 6 – 7 лет, в количестве 18 человек.

  Входе  наблюдений со стороны педагогов  и психологов в течении четырех месяцев за поведением, общением детей выявил, что Миша Ф., Саша Л, Женя С. проявляют агрессивность. Эти  дети  часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих  ребенка) теряют контроль над собой. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.   Завистливы и мнительны.

  Миша  Ф., и Саша Л.   часто сердятся  и прибегают к дракам. Женя  С. скрыто причиняет вред: ломает  у ребят поделки, постройки.

          ,г

     Диагностика по методике Панфилова «Кактус» показала

      Рисунок 1 (Саша Л.). Агрессивно-тревожный кактус.

      Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии,

      стремление  к лидерству и домашней защите

      Рисунок 2 (Женя С.). Агрессивно-одинокий кактус.

      Наличие агрессивности,

      демонстративности, интроверсии,

      чувства одиночества;

      отсутствие  стремления

      к домашней защите.

Рисунок 3 (Миша Ф.). Агрессивно-испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе,

зависимости, скрытности, осторожности,

тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите. (Приложение 2).

     В дальнейшем педагог определил совместно  с педагогом работу по коррекции  проявления агрессивного поведения  дошкольников. С детьми работали по подгруппам.

     Группа насчитывает 6-7 человека, агрессивных из них — 2-3. Остальные дети (их деятельность в группе), отобранные по результатам диагностики и не имеющие видимых эмоциональных нарушений, являются так называемым «благоприятным фоном» для коррекции агрессивного поведения, их участие также решает и профилактические задачи программы.

     Продолжительность индивидуальных занятий — 15-20 минут, групповых — 40-60 минут. В ходе групповых занятий обязательно проводится совместное обсуждение хода и результатов деятельности.

     Курс  рассчитан на 30-35 занятий, проводимых по 2 занятия в неделю, что по времени занимает 4—4,5 месяца.

     В реализации программы учувствовали педагоги, психолог и родители подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад  № 84»

     Таким образом, анализ  программы  коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста склонных к агрессивному поведении. показал наличие комплексного подхода всех участников образовательного процесса к решению данной проблемы.   
 
 
 
 

Информация о работе Апробация модели взаимодействия педагога и психолога