Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:43, курсовая работа
Целью исследования является изучение состояния педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста (6-7 лет).
Предметом исследования являются особенности дошкольной адаптации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе………………….5
1.1.Учение об адаптации: понятие, теории, школы…………………………….5
1.2.Психологическая готовность ребенка к школе……………………….…...11
1.3.Особенности обучения математике детей 6-7 лет…………………………15
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе……………………………………………………………………………..20
2.1.Организация исследования………………………………………………….20
2.2.Анализ результатов……………...…………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Так же в диагностирующих группах оказались и дети «изолированные». В первой и второй группе количество таких детей составило по 16% – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям (Рис. 3).
Для выявления особенностей характера межличностных взаимоотношений в группах был проведен сравнительный анализ.
Сравнивались результаты групп по уровню КБВ (коэффициент благополучия взаимоотношений) и ИИ (индекс изолированности), позволило обнаружить различия данного параметра. В первой группе он составляет 68% детей, во второй группе – 40% детей. Это говорит о том, что большинство детей первой группы находятся в благоприятной статусной категории. В то же время, анализ результатов индекса изолированности показывает, что в первой группе детей имеющих такой статус, значительно меньше, чем во второй группе. Их соотношения равны: первая группа – 32%, вторая группа – 60%. Таким образом, можно констатировать, что индекс изолированности действительно отражает существенные качественные характеристики внутригрупповых процессов (Рис. 4).
Рис.
4. Сравнительный анализ результатов
групп по КБВ и ИИ
В первой группе диагностируемых, взаимный выбор встречался чаще, что свидетельствует о социально – психологической благополучной выводом. Во второй же группе это было в единичном случае.
Рассмотрим результаты методики «Рукавички» (Рис. 5).
Рис.
5. Сравнительный анализ результатов,
методики «Рукавички»
Из диаграммы, мы видим, что наличие положительного роста факторов в первой группе детей, отмечается по всем отслеженным показателям, причем, по первому и третьему на 100%. Во второй группе детей, отсутствует четвертый показатель - отношение к результату деятельности как к своему, так и партнера, а в первой группе он составляет 52%. Здесь вероятно проявляется привычка ожидания более компетентной оценки со стороны взрослого, а не со стороны сверстников. Важность оценки и умение ее делать, проявляется достаточно ярко, в первой группе детей, так как отношения в микросреде самой группы более разнообразны и демократичны.
Отметим, что у детей первой группы общение со сверстниками отличается от общения детей второй группы. Например, в игре наблюдается активное использование когнитивных моментов общения – приведение примеров, доводов, показывающих необходимость выполнения определенных действий, в общении с детьми преобладают эмоциональные способы воздействия: использование активных действий, сильных звуков, движений. Вероятно, этот прием ребята наблюдали у взрослых и, скопировав, удачно им пользуются.
Значительный рост коммуникативных навыков и умений, свидетельствует о том, что дети, в условиях детского сада имеют больший круг общения, чем в группе кратковременного пребывания. Дети при постоянном психолого-педагогическом сопровождении воспитателей, приобщаются к самостоятельности, целенаправленно приобретают опыт взросления через призму социального опыта старших, удачнее адаптируются к возникающим ситуациям.
По результатам данных диагностик можно сделать вывод: что дети, посещающие детский сад обладают большим спектром социальных контактов друг с другом и выработали адекватные модели поведения в среде сверстников. Дети, посещающие группы кратковременного пребывания в силу слабости и краткости социальных контактов, не испытывают дружеских привязанностей, заинтересованности в партнере, а значит не вполне овладевают моделями сотрудничества со сверстниками.
4.Анализ диагностики особенностей самооценки детей дошкольного возраста.
Рассмотрим анализ методики «Лесенка». Были получены следующие результаты, так 24% детей первой группы и 32% детей второй группы имеют неадекватно завышенную самооценку. Эти дети не раздумывая, ставили себя на самую высокую ступеньку; считали, что мама и воспитатель оценивают его также, аргументировали свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: «Я хороший – это мама так сказала».
8%
и 16% детей первой и второй
группы имеют завышенную
Адекватную самооценку имеют 64% детей первой группы и 40% детей второй группы. Обдумав задание, дети ставили себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняя свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считали, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
С заниженной самооценкой в диагностирующих группах были 5% детей первой группы и 10% детей второй группы. Эти дети ставили себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняли либо ссылались на мнение взрослого: «Мама так сказала», (Рис. 6).
Рис. 6. Сравнительный анализ результатов, самооценки детей исследуемых групп
На
основе результатов, можно сделать
вывод о том, что различия между
показателями адекватной самооценки детей
исследуемых групп (64% и 40%), можно
объяснить тем, что для оценки
поведения взрослый дает ребенку
«точку отсчета», а в детском саду в результате
совместной деятельности и общения с другими
людьми, ребенок познает важные ориентиры
поведения. Тогда как для детей второй
группы большее значение имеет оценка
родителей, а не воспитателей, что несколько
деформирует адекватность самооценки.
Заключение
Социально-
Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Педагогу надо помочь детям адаптироваться в новых социальных условиях. Но адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам - к новым для них воспитанникам, а родителям - к своему ребенку, который теперь стал школьником. Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Результат адаптации - адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешности последующей жизнедеятельности.
Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников. Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения учителя подготовительного класса, конфликты между родителями и учителем первого класса - все это затрудняет вхождение ребенку в новую полосу жизни.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Сопоставив
и обобщив данные, полученные в
ходе комплексного исследования можно
сделать вывод о том, что дети
из обычных семей обусловлены
наличием системы взаимодействий, дополняющих
и изменяющих социальный опыт ребенка,
обеспечивая положительную динамику в
социальном и личностном развитии дошкольника.
Согласно данным, у детей из обычных семей
лучше развиты социальные навыки, они
более склонны к сотрудничеству, более
целеустремленны, чем дети, проводящие
дошкольные годы дома. Было обнаружено,
что чем дольше пребывает ребенок в детском
саду, тем больше времени он проводит,
участвуя в социальной деятельности, конструктивной
игре, а не сидит без дела или наблюдает
за игрой других.
Список
использованной литературы
1.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 2007.-562с.
2.Аникеева
Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А.
Режиссура педагогического
3.Венгер
Л.А., Мухина В.С. Дошкольная
4.Взаимосвязь познавательной и социальной активности младшего школьника / Отв. ред. С.П. Баранов. – М.: МГПИ,2008.-486с.
5.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2008.-568с.
6.Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. – М.: Педагогика, 2007.-472с.
7.Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой.-М.:Просвещение, 2006.-558с.
8.Выготский
Л.С. Педагогическая
9.Выготский Л.С. Психология. – М.:ЭКСМО, 2006.-708с.
10.Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М. Просвещение,2007.-492с.
11.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:Луч, 2006.-447с.
12.Зак
А.З. Развитие
13.Зак
А.З. Развитие умственных
14.Практическая психология образования / Под. ред. Дубровина И.В.-М.: Просвещение, 2006.-408 с.
15.Ромм
М.В. Адаптация личности в
16.Руденский
Е.В. Концептуальные основы
17.Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду.-М:ЮНИТИ,2006.478с.
18.Сербина
Е. В.Математика для малышей.-М.:Просвещение,2007.-
19.Формирование
элементарных математических
20.Эльконин
Д.Б. Особенности психического
развития детей 6–7 летнего
возраста. – М.6Академия,2008.-457с.