Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:07, курсовая работа
1. Цель исследования: изучить проблему психологической адаптации ребёнка в школе и условия её протекания.
2. Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной адаптации.
2. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
3. Установить причины школьной дезадаптации.
Введение…………………………………………………………...……3-6
Глава 1.Теоретические основы исследования адаптации ребёнка в школе
1. Проблема адаптации в психологии……………….………….…7 -13
2. Возрастные особенности ребёнка 6-7 летнего возраста…………………………………………………………..14-23
3. Психологические условия адаптации ребёнка к школе……………………………………….....…………………24-39
Выводы ...………………………………………………………..40-43
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации ребёнка в школе……
1. Организация, задачи и методы исследования……………………………………………………..44-47
2.2Выявление уровня адаптации учащихся 1-ых классов……..…………………………………………………………….48
2.3Рекомендации родителей и педагогов……………………….…49-54
Выводы ……………………………………………………………...55
Заключение ……………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………57
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. А.А.КУЛЕШОВА
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра специальных психолого-
педагогических дисциплин
Курсовая работа
Психологические факторы адаптации ребёнка в школе
Выполнила:
Студентка 3 курса группы «К»
ИСАЕНКО Елена Александровна
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры
Лепеш Ирина Николаевна
Могилёв 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы исследования адаптации ребёнка в школе
Выводы ...………………………………………………………..40-
43
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации ребёнка в школе……
2.2Выявление уровня адаптации учащихся 1-ых классов……..…………………………………………………
………….48
2.3Рекомендации родителей и педагогов……………………….…49-54
Выводы ……………………………………………………………...55
Заключение ……………………………………………………………..56
Список использованной
Приложение
Введение
Первый год обучения в школе - чрезвычайно
сложный, переломный период в жизни ребенка.
Меняется его место в системе общественных
отношений, меняется весь уклад его жизни,
возрастает психоэмоциональная нагрузка.
На смену беззаботным играм приходят ежедневные
учебные занятия. Они требуют от ребенка
напряженного умственного труда, активизации
внимания, сосредоточенной работы на уроках
и относительно неподвижного положения
тела, удержания правильной рабочей позы.
Известно, что для ребенка шести-семи лет
очень трудна эта так называемая статическая
нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение
многих первоклассников телевизионными
передачами, иногда занятия музыкой, иностранным
языком приводят к тому, что двигательная
активность ребенка становится в два раза
меньше, чем это было до поступления в
школу. Потребность же в движении остается
большой.
Ребенка, пришедшего впервые
в школу, встретит новый коллектив детей
и взрослых. Ему нужно установить контакты
со сверстниками и педагогами, научиться
выполнять требования школьной дисциплины,
новые обязанности, связанные с учебной
работой. Опыт показывает, что не все дети
готовы к этому. Некоторые первоклассники,
даже с высоким уровнем интеллектуального
развития, с трудом переносят нагрузку,
к которой обязывает школьное обучение.
Психологи указывают на то, что для многих
первоклассников, и особенно шестилеток,
трудна социальная адаптация, так как
не сформировалась еще личность, способная
подчиняться школьному режиму, усваивать
школьные нормы поведения, признавать
школьные обязанности.
Год, отделяющий шестилетнего
ребенка от семилетнего, очень важен для
психического развития, потому что в течение
этого периода у ребенка формируется произвольная
регуляция своего поведения, ориентация
на социальные нормы и требования.
Как никогда остро встает
вопрос, как помочь ребенку без ущерба
для здоровья, научиться выполнять новые
правила и требования учителя, как плавно
и безболезненно перейти от игровой к
новой, очень сложной- учебной деятельности.
В большей степени это относится к так
называемым гиперактивным детям. Им никак
не усидеть за партой. Они расторможенны,
неумеренны в движениях, иногда вскакивают
с места, отвлекаются, говорят громко,
даже когда их просят этого не делать.
Такие дети не всегда ощущают дистанцию
между собой и педагогом. Среди них много
драчунов, легко возбуждающихся и даже
агрессивных по отношению к одноклассникам.
Осуждать и наказывать гиперактивных
детей бесполезно, они нуждаются во врачебной
помощи.
Есть дети с иной проблемой,
связанной с нервной системой. Они также
не способны высидеть весь урок, уже через
четверть часа теряют интерес к занятию,
смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят,
не выкрикивают с места, не мешают объяснениям
учителя. Речь идет о детях, у которых быстро
наступает утомление, нервная система
которых легко истощается. Внимательный
учитель предложит такому ребенку индивидуальный
график работы. К сожалению, не все учителя
быстро реагируют на подобное поведение
школьников. В силу свой занятости, желания
сделать на уроке как можно больше, они
увеличивают темпы работы и не замечают
"отстающих". В этом случае весьма
полезно корректное вмешательство родителей,
которые лучше знают своего ребенка, его
особенности и в частной беседе могут
подсказать учителю выход из создавшейся
ситуации.
Как уже говорилось, начальный период
обучения достаточно труден для всех детей,
поступивших в школу. В ответ на новые
повышенные требования к организму первоклассника
в первые недели и месяцы обучения могут
появиться жалобы детей на усталость,
головные боли, возникнуть раздражительность,
плаксивость, нарушение сна. Снижаются
аппетит детей и масса тела. Случаются
и трудности психологического характера,
такие как, например, чувство страха, отрицательное
отношение к учебе, учителю, неправильное
представление о своих способностях и
возможностях.
Описанные выше изменения
в организме первоклассника, связанные
с началом обучения в школе, некоторые
зарубежные ученые называют "адаптационной
болезнью", "школьным шоком", "школьным
стрессом".
Поступление в школу - это
серьезный шаг от беззаботного детства
к возрасту, заполненному чувством ответственности.
Сделать этот шаг помогает правильная
организация периода адаптации к школьному
обучению [2, 5-24].
А.В. Петровский определяет адаптацию как одну из стадий развития личности в процессе социализации. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью. Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, не может быть обучен этому впоследствии. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства не обратимы [15, 40-46].
Данная тема очень актуальна в настоящее время, т.к. родители и педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой дезадаптации в начальной школе, что влечёт за собой снижение успеваемости в будущем и ряд других проблем.
Практическая значимость
Глава 1.Теоретические основы исследования адаптации ребёнка в школе
1.1 Проблема адаптации в психологии
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально - волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации».
Основными особенностями начального этапа систематического школьного обучения являются следующие. Во-первых, с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность. Во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.
Поступление в школу требует определенного уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения [3, 179-183].
Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:
Результаты исследований Г.М. Чуткиной показали, что исходя из уровня развития каждого из перечисленных показателей, можно выделить три уровня социально-психологической адаптации к школе. В описании каждого уровня адаптации нами будут выделены возрастно-психологические особенности шести- и семилетних учеников [1, 132-145].
Уровни адаптации:
Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Как следует из описания, уровни развития всех показателей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Характеристики ребенка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет, так как в данном случае присутствуют указания на сформированную произвольность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки. Исходя из данных некоторых исследователей, шестилетний первоклассник не может относиться к высокому уровню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произвольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Информация о работе Психологические факторы адаптации ребёнка в школе